Файл: Теоретические основы пополнения словаря учащихся в дескриптивной и прескриптивной парадигмах 5.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Дескриптивная и прескриптивная парадигмы языка
1.2. Способы пополнения вокабуляра учащихся прескриптивным методом
1.3. Способы пополнения вокабуляра учащихся дескриптивным методом
Глава 2. Практические основы пополнения словаря учащихся в дескриптивной и прескриптивной парадигмах
2.2. Виды упражнений на пополнение вокабуляра в прескриптивной и дескриптивной парадигмах
Классификация методов в дидактике по характеру познавательной деятельность основана на уровнях мыслительной активности учащихся.
Согласно данной классификации выделяют следующие методы :
Объяснительно-иллюстративный. Данный метод основан на том, что педагог представляет учащимся знания в «готовом» виде, их основная задача заключается в восприятии и осмыслении представленных знаний.
Проблемное изложение. Педагог ставит проблему и сам ее решает, тем самым показывая путь ее решения.
Частично-поисковый. Знания не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно. Учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.
Исследовательский. Педагог предъявляет проблему для самостоятельного исследования. Важно подобрать задания исследовательского характера.
Комплексное средство – это концентрированная совокупность любых способов пополнения на основе современной информационной, аудиовизуальной, компьютерной техники, соответствующая требованиям современного учебного комплекса в отношении методических, эргономических характеристик, главная задача которых – достижение максимального педагогического эффекта.
Некоторые авторы рассматривают комплексное средство, как способ комплексного применения мультимедийных информационных средств. Комплексное средство формирует информационно-образовательную среду и управляет мыслительными действиями обучающегося, поэтому в некоторой степени выступает программатором [Павловская 2013: 18].
При всем разнообразии способов пополнения перед преподавателем стоит сложная задача отобрать к занятию наиболее эффективные средства для данного учебного материала. Достигнуть оптимальных результатов можно только при правильном сочетании различных способов пополнения, при котором их комплексное использование полностью отвечало бы особенностям изучаемого вопроса, познавательной деятельности и задачам.
Необходимость комплексного применения способов пополнения определяется тем, что полнота восприятия и представления зависит от особенностей сенсорных систем, способных воспринимать ту или иную информацию. При этом образные представления формируются на фоне той информации, которую обучающийся получает благодаря иллюстрированным средствам.
При отборе способов пополнения к занятию необходимо: основываться на теме урока и исходить из целей ; учитывать подготовленность обучающихся к восприятию и изучению данного материала; провести подробный анализ учебного материала и выделить термины и понятия,
которые нужно формировать; учитывая возможности образовательного учреждения определить способы пополнения; выбрать способы пополнения, которые помогут определить место средств на уроке, сформировать нужные понятия, выделить приемы и методы работы со средствами.
При отборе способов пополнения нужно учитывать, что чрезмерное использование средств наглядности значительно снижает уровень восприятия материала. Нужно тщательно обозначить дидактические возможности способов пополнения и соотнести их с целями занятия. Для того, чтобы показать изучаемое явление и объект со всех сторон необходимо комплексное использование учебника, различных печатных средств и экранно-звуковых средств [Павловская 2013: 20].
Структура занятия с использованием комплексных способов пополнения должна отвечать ряду требований: равномерное распределение нагрузок на разные анализаторы, смена видов восприятия, постоянная активизация речевой и мыслительной деятельности обучаемых. Значительную помощь преподавателю в подготовке комплексных способов пополнения окажет картотека способов пополнения для каждой учебной дисциплины и для каждого уровня подготовки. Картотеки должны содержать программы дисциплины, организационные формы и методы, перечень способов пополнения, касающихся изучения определенной темы.
Наиболее эффективное действие технические способы пополнения оказывают при их комплексном использовании. Комплексное использование технических средств в настоящее время обусловлено широким распространением мультимедийных способов пополнения. Технические комплексные способы пополнения должны удовлетворять ряду требований: соответствовать содержанию рассматриваемого материала и целям занятия; конкретно определять функции каждого учебного пособия, учитывать его специфические особенности в решении учебно-воспитательных задач занятия; комплексно содействовать активизации учебного процесса и деятельности обучающихся; органически включаться в структуру занятия. Каждый из способов пополнения, включенное в комплекс, выполняет строго определенные дидактические задачи, обеспечивает активную интеллектуальную деятельность обучающихся, помогает в преодолении сложностей усвоения учебного материала. Все части, входящие в комплекс, должны быть взаимообусловлены и взаимосвязаны [Павловская 2013: 45].
При использовании комплексных способов пополнения необходимо избегать близких по содержанию, однотипных пособий, дублирования учебного материала в процессе изложения материала или демонстрации фильма. Сочетание комплексных способов пополнения может быть параллельным или последовательным. Пример параллельного сочетания: одновременное использование статичного экранного пособия и звукозаписи, при котором дидактическая роль экранного изображения усилена эмоциональным влиянием звукозаписи; использование модели установки и одновременный показ схемы ее действия на экране. Сочетание комплексных способов пополнения определяется содержанием учебного материала и логикой построения учебного процесса. Используют следующие формы сочетания аудиовизуальных средств: статичные и динамичные экранные пособия, экранные статичные и звуковые, экранные динамичные и звуковые, экранные статичные, динамичные и звуковые. Некоторые диафильмы используются в комплексе с кинофильмами. Однако не всегда кинофильм стоит брать за основу комплексного применения динамичных и статичных экранных пособий.
Основу комплекса определяет характер изучаемого материала. Комплексные технические способы пополнения должны использоваться с объектами, моделями, муляжами, печатными учебными пособиями, наблюдением за реальными явлениями и процессами, проведением опытов, экскурсиями в музеи, краеведческие и производственные объекты, на природу.
1.3. Способы пополнения вокабуляра учащихся дескриптивным методом
Впервые дескриптивный метод появился в 60-70х годах в Британии. Появление дескриптивного метода обусловлено тем, что существовавшие на тот момент методы (грамматического перевода, аудиолингвальный и т.д.) имели ряд минусов и не могли удовлетворить потребности учащихся в изучении иностранных языков. Педагоги и исследователи пришли к выводы, что необходимо не системное и углубленное овладение иностранным языком, а владение разговорной речью, ее этикетом. То есть необходимо в первую очередь развивать разговорную речь, чтобы в последующем не было трудностей в процессе реального общения.
Словарь Г. Пауля - «Dcutsches Wörterbuch» (9., vollst. neu bearb. Aufl. / von H. Henne und G. Objartel. Unter Mitarb. von H. Kamper-Jensen. - Tübingen, Niemeyer, 1992. Первое издание - 1897 г.), согласно первоначальному замыслу автора, который редколлегия соблюдает по сей день, представляет собой однотомное издание, где отражены семантические изменения словарного состава немецкою языка. Словарь ориентирован на всех, кто изучает или преподам немецкий язык и хотел бы ознакомиться с его историей. В словник «Deutsches Wörterbuch» входят преимущественно слова литературного языка, а также все диалектизмы, которые вошли в разговорный язык. Следует отметить, что последнее девятое издание значительно расширено по сравнению с предыдущими за счет включения в словник заимствований и неологизмов, функционирующих в настоящее время в политической, экономической, научной и технической сферах. При этом составители словаря решили отказаться от описания тех лексем, которые вышли из употребления (таким образом, издание 1992 г. потеряло часть своей «историчности», о которой говорил Л.В. Щерба).
Словарная статья словаря Г. Пауля построена следующим образом: сначала даются сведения о происхождении слова и развитии его формы, затем приводится история изменения значения слова - от первоначального до современного, особый акцент при этом составители делают на пути развития отдельных значений слов.
Внедрение корпусных методов радикально изменило общий научный ландшафт в лингвистике. Теперь ограничений на объем анализируемого материала и скорость поиска информации в нем по существу нет, а это означает, что в распоряжении исследователя оказываются колоссальные массивы текстов самого разного типа.
Назначение корпуса текстов - показать функционирование лингвистических единиц на большом материале и в их естественном окружении - контекстной среде. Основная особенность языковых корпусов - наличие в составе текстов специальных идентификаторов, характеристик, описывающих единицы текста, относящиеся к различным языковым уровням.
Итак, поскольку главной целью изучения иностранного языка является познание языка как средства общения, которое легко можно применить на практике, данный способ является ключевым. Согласно данному способу на занятиях иностранного языка рекомендовано конструирование ситуаций реального общения, а также частое использование индивидуальной и коллективной творческой деятельности – всё это способствует развитию у обучающихся практических навыков. Способ учета родного языка предлагает при изучении нового языка опираться на опыт обучающегося в его родном языке. Например, изучая сходные в двух языках явления ученик может провести аналогии и лучше понять новую тему. Способ означает, что учебный процесс должен гармонично формировать умения и навыки в основных видах речевой деятельности у всех обучающихся. Важно не забывать о том, что конечной целью данного образовательного процесса является получение учеником достаточных практических знаний. Способ комплексности и дифференцированности реализуется в изучении всех явлений языка в связи друг другом, но при этом чётком понимании особенностей и специфики каждого отдельного явления и факта. Также важно помнить про доминирующую роль упражнений во время изучения иностранного языка. Любой новый материал должен завершаться выполнением упражнения, которое закрепило бы свежеполученные знания.
Способы пополнения вокабуляра учащихся дескриптивным методом:
Способ внимания к материи языка, к развитию органов речи, к правильному развитию речевых навыков. Данный способ предусматривает развитие в первую очередь общих закономерностей языка, так как без их уяснения не возможно полноценно овладеть речью. Особое внимание стоит обратить на формирование фонетических умений, от которых зависит орфографическая грамотность речи. Таким образом, данный способ пополнения родному языку требует полноценного обеспечения звуковой и зрительной наглядности, для качественного процесса пополнения.