Файл: Теоретические основы пополнения словаря учащихся в дескриптивной и прескриптивной парадигмах 5.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Дескриптивная и прескриптивная парадигмы языка
1.2. Способы пополнения вокабуляра учащихся прескриптивным методом
1.3. Способы пополнения вокабуляра учащихся дескриптивным методом
Глава 2. Практические основы пополнения словаря учащихся в дескриптивной и прескриптивной парадигмах
2.2. Виды упражнений на пополнение вокабуляра в прескриптивной и дескриптивной парадигмах
Способ понимания языковых значений, как лексических, так и грамматических, морфемных, синтаксических. Данный способ предполагает усвоение и понимание слова, морфемы, словосочетания и предложения. То есть научить ребенка соотносить их с явлениями действительности, научить понимать без отрыва от значения. Единцы слова могут быть усвоение без их значение, но такое усвоение несет ряд отрицательных моментов: не соответствует задачи всестороннего развития личности ребенка; вызывает трудности в усвоении разговорной и письменной речи, ее понимания и применения. Основным условием применения данного способа является полное понимание всех языковых единиц, умение их применять в разговорной и письменной речи (как по отдельности, так и в сочетании друг с другом), понимать взаимосвязь языковедческих дисциплин (лексика, грамматика, фонетика и т.д.). В языке все взаимосвязано, и эта взаимосвязанность не может не учитываться в пополнении.
Способ развития чувства языка. Пополнение родному языку невозможно без усвоения структуры, системы, закономерности языка на подсознательном уровне. Язык – это крайне сложное явление, его невозможно просто механически запомнить, его необходимо понимать интуитивно. Процесс пополнения родному языку, согласно способу развития чувства языка, основан на том, что в процессе общения ребенок должен уметь ясно и точно излагать свои мысли, переживания, эмоции и т.д. При этом он не должен в процессе общения задумываться над склонением, спряжением и т.п., все это должно происходить автоматически на уровне подсознания ребенка. Пополнение родному языку происходит в процессе разговора, чтения, письма, а также в процессе прослушивания (сказок, стихов, общения между взрослыми и т.п.), все это способствует накоплению необходимого языкового материала, формирует языковое чутье, без которого невозможно овладеть родным языком в полной мере.
Способ оценки выразительности речи. Данный способ основан на том, что при пополнении родному языку необходимо не просто уметь применять и понимать средства языка, но уметь эмоционально окрашивать свою речь, используя различные средства выразительности (метафоры, эмоциональность выражений и т.п.). Организация учебного процесса, согласно данному способу, основана на использовании художественной литературы в процессе пополнения родному языку. Помимо художественной
литературы возможно использование и иных текстов, имеющих выраженную эмоциональную окраску.
Способ опережающего усвоения устной речи перед письменной. Использование данного способа отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики пополнения языку. Прежде всего, ребенку необходимо освоить полноценно устную речь, развить фонетический слух. Полученные навыки устной речи способствуют решению многих проблем в процессе освоения письменной речи.
Таким образом, способы пополнения иностранному языку включает в себя как традиционных способов пополнения, так и специфических способов, которые отражают особенности языкового пополнения. Изучение методологической и психологической литературы позволило выделить основные преимущества песенного и поэтического материала, направленные на формирование и совершенствование лексических навыков. В заключение можно отметить, что основной задачей создания корпусов текста в целом, является обеспечение академических исследований и нужд преподавания.
Глава 2. Практические основы пополнения словаря учащихся в дескриптивной и прескриптивной парадигмах
2.1. Сопоставительный анализ традиционных учебников английского языка и учебников, включающих корпусные данные
1. The Good Grammar Book
Уровень: Elementary–Lower Intermediate
Автор: Michael Swan & Catherine Walter
Для кого: для детей и подростков
Издательство: Oxford
The Good Grammar Book предназначена для изучающих английский и может использоваться начиная с уровня Elementary.Сами авторы создавали книгу для самостоятельной работы.
Книга состоит из 21 раздела, каждый раздел начинается введением и тестом (тест предназначен для определения пробелов в знаниях).
Грамматика в книжке подается небольшими порциями, в несколько строк, за которыми следуют упражнения на закрепление данного материала. Довольно неплохой учебник с простыми объяснениями, который поможет лучше понимать грамматику английского языка.
2. Essential Grammar in Use
Уровень: Elementary–Pre-Intermediate
Автор: Raymond Murphy
Для кого: для детей и подростков
Издательство: Cambridge
Essential Grammar in Use, также известная как «красный Мерфи», появилась позже, после такого удачного дебюта «синего Мерфи» (о нем мы поговорим ниже), после чего обе книги и начали различать по цвету.
«Красный Мерфи» посвящен темам, которые обычно проходят на уровнях Elementary–Pre-Intermediate.
Существует два издания «красного Мерфи», с ответами и без, соответственно этот учебник может использоваться как для работы в классе, так и для самостоятельного изучения английского языка.
Книга состоит из 114 самостоятельных уроков, изучать которые можно в произвольном порядке.
Каждый урок состоит из теории, которая расположена слева и упражнений, которые находятся справа.
Традиционно, есть и тест на определение проблемных мест.
3. English grammar in Use
Уровень: Intermediate
Автор: Raymond Murphy
Количество: 1 книга, 136 уроков
Для кого: для детей и подростков
Издательство: Cambridge
Эта книга также проходит под кодовым названием «Blue Murphy», а на русском как «синий Мерфи».
Грамматика в «синем Мерфи» выложена очень простым, «человеческим» языком, поэтому может использоваться, начиная с уровня Pre-Intermediate.
Это справочник по грамматике, каждая из тем которого сопровождается упражнениями на закрепление.
Состоит из 136 уроков, каждый из которых посвящен отдельной грамматической теме.
Может использоваться самостоятельно, либо на уроках английского. Мерфи – классика английской грамматики.
4. A Practical English Grammar
Уровень: Intermediate
Автор: A. J. Thomson, A. V. Martinet
Для кого: для детей и подростков
Издательство: Oxford
A practical English Grammar - справочник английского языка. Сам он не содержит упражнений, но к нему идут два сборника упражнений, посвященных темам в справочнике. Это чрезвычайно широкое и глубокое изложение грамматики английского языка с множеством случаев употребления, исключениями и примерами. Пожалуй, одно из самых детальных и глубоких изданий практической английской грамматики. Также его можно использовать для поиска нужной информации, оглавление Томпсона достаточно удобное и позволяет довольно быстро найти нужную информацию. По стилю справочник суховат и академичен, без иллюстраций и шуток. Сборники содержат ответы и могут использоваться самостоятельно.
5. Oxford Practice Grammar
Уровень: Intermediate
Автор: John Eastwood
Для кого: для детей и подростков и подростков
Издательство: Oxford
Оxford Practice Grammar, если следовать словам его издателей, обеспечит необходимым материалом для сдачи FCE (First Certificate in English). Структура этого учебника очень напоминает вышеупомянутую структуру Мерфи, так как каждая тема также занимает один разворот, слева на котором расположена теория, а справа - упражнения на проработку материала. Книга состоит из 153 уроков, сгруппированных под тематическими оглавлениями. Раз на 5–6 уроков встречается тест, который поможет проверить знания по предыдущим темам, книга также содержит тест на проверку знания английского языка и определение проблемных мест. Подойдет как для домашнего использования, так и для использования в классе. Среди достоинств книги стоит отметить тот факт, что каждый из уроков начинается с иллюстраций или диалога, что помогает оживить скучность других грамматических справочников, а также то, что в книге иногда встречаются довольно-таки нетипичные и интересные задания, а также задания, которые впоследствии будут на FCE. К минусам стоит отнести скупость и даже некую недостачу теоретического материала.
6. Longman English Grammar Practice
Уровень: Intermediate
Автор: Alexander
Для кого: для детей и подростков
Издательство: Longman
Longman English Grammar Practice рассчитана на школьников уровня Intermediate. Может использоваться как для самостоятельной работы, так и для работы с учителем. Содержит 16 тем, каждая из которых разбита на несколько подтем. Каждая из подтем занимает разворот, на котором изложены как теория, так и упражнения на закрепление. Теория подается порционно, после теории следуют практические упражнения. Последнее упражнение посвящено употреблению грамматики в контексте, обычно это увлекательная история с иллюстрацией, которая суммирует все полученные в разделе знания. Книгу можно прорабатывать в произвольной последовательности. Довольно хороший учебник английского языка с достаточным количеством как теоретических, так и практических упражнений. К недостаткам можно отнести базовое изложение грамматики, без нюансов и деталей.
7. Cambridge Grammar for IELTS
Уровень: Upper-Intermediate
Автор: Diana Hopkins, Pauline Cullen
Для кого: для детей и подростков
Издательство: Cambridge
Cambridge Grammar for IELTS предназначена для желающих сдать экзамен с одноименным названием. Рассчитана на учащихся самостоятельно, но может использоваться и как учебник на уроке. Содержит также и диагностический тест на определение уровня, который позволит выделить проблемные места и сосредоточиться на их проработке. Уроки в книге не связаны между собой, соответственно их можно прорабатывать в произвольном порядке. Состоит из 25 уроков. Каждый из уроков состоит из 4-х частей: «Context Listening», которая знакомит слушателя с новой грамматикой, а также тренирует восприятие на слух; «Grammar», которая содержит теорию; «Grammar exercises», которая содержит упражнения на проработку, и «Test practice», которая содержит экзаменационное задание. Из плюсов можно отметить достаточно подробное изложение грамматики с примерами, а также «Grammar extra», раздела, который предоставляет дополнительную интересную информацию по теме, например, использование модальных глаголов в официальных документах. Из минусов - изложение грамматики сложно и не очень логично организовано, что утрудняет восприятие. Каждый из разделов содержит 4 небольшие грамматические упражнения на проработку новой грамматики, чего явно недостаточно для овладения темой.
8. Advanced Grammar in Use
Уровень: Advanced
Автор: Martin Hewings
Для кого: для детей и подростков
Издательство: Cambridge
Advanced Grammar in Use - это книга той же серии, что и Essential Grammar in Use и English Grammar in Use, известных так же под названиями «красный» и «синий» Мерфи, однако, нарушая традицию, автором этой книги является Martin Hewings. Эта книга предназначена для изучающих английский продвинутого уровня, в основном используется самостоятельно для улучшения владения английской грамматикой. По структуре напоминает своих предшественников, состоит и 120 разделов, каждый из которых занимает разворот страницы, слева - обширная теория, справа - упражнения. Изложение теории достаточно простое и удачное, содержит много полезной информации, исключений и нюансов употребления, что действительно позволит улучшить владение английским. Разделы самостоятельны и их можно проходить в произвольном порядке. Сначала рекомендуется пройти тест на определение проблемных мест (тест тоже находится в книге), дальше приступить к изучению проблемных разделов. Единственным недостатком данного учебника является недостаточное количество упражнений при огромном количестве теоретической информации, поэтому, чтобы овладеть той или иной темой, придется пользоваться дополнительными материалами. В целом, неплохой учебник для самосовершенствования.