Файл: Теоретические особенности методики совершенствования скоростной силовой выносливости боксера 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формирование быстроты в циклических локомоциях осуществляется с применением следующих средств7:

1.Подвижные игры.

2.Спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, чем стандартные, площадках.

3.Эстафеты.

4.Бег, плавание с гандикапом, когда шанс на победу уравнивается еще на старте благодаря расположению участников забега на определенном расстоянии друг от друга в соответствии с уровнем развития быстроты или по другому критерию.

5.Имитация движений руками или ногами на бегу или во время плавания с максимальной или вариативной частотой и из разных исходных положений - стоя, лежа, сидя.

6.Бег, плавание с максимальной или вариативной частотой движений.

7.Бег, плавание с ускорением.

8.Бег, плавание «с ходу», чтобы выполнить задачи по преодолению короткого отрезка за 2-4 с с максимальной скоростью после предварительного разгона.

9.Выполнение циклических упражнений со старта на основе применения стартового разгона без команды или по команде.

10.Бег, плавание с вариативной скоростью в пределах 70-100% от индивидуальной возможности в конкретном упражнении.

11.Скоростной бег, езда на велосипеде по рельефной волнообразной поверхности или неровной местности.

12.Выполнение упражнения с резким изменением скорости, темпа, длины шага и направления движения.

13.Выполнение скоростных упражнений в облегченных условиях по отношению к обычным. Например, плавание или гребля по течению, бег по ветру или под гору, плавание на буксире и пр. Облегчение условий рассчитывается таким образом, чтобы оно не приводило к нарушениям методики и структуры движений основного упражнения.

14.Выполнение скоростных упражнений в усложненных условиях по отношению к обычным. Например, бег в гору, гребля с гидротормозом и др. Усложнения не должны нарушать структуру движений основного упражнения.

15.Выполнение скоростных упражнений с применением дополнительных предметов. Последние способствуют лучшему расслаблению мышц, которые задействованы в выполнении конкретного упражнения и формировании координации работы мышц, которые не выполняют нагрузки.

16.Выполнение скоростных циклических упражнений с применением звуколидеров темпа движений.

17.Скоростно-силовые упражнения: прыжки с ноги на ногу; прыжки на одной ноге; прыжки через набивные мячи, установленные на разном расстоянии; прыжки слева направо через гимнастическую скамейку с продвижением вперед; выпрыгивания из полуприседа; прыжки через скакалку и пр.


18.Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий для увеличения амплитуды движений.

С точки зрения физиологии механизм проявления быстроты представляется, как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы (ЦНС) и ее двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата (НМА). Различают несколько элементарных и комплексных форм проявления быстроты. С возрастом элементарные и комплексные формы проявления быстроты испытывают существенные изменения, которые необходимо учитывать при ее формировании в процессе многолетней тренировки. Показатели скорости в естественных условиях зависят от ускорения, которое развивается, а оно определяется силой мышц, и через нее массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и так далее.

Двигательная реакция - ответ на внезапно появляющийся сигнал, определенными движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется:

-скоростью возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры;

-скоростью переработки сигнала в ЦНС;

-скоростью принятия решения о реагировании на сигнал;

-скоростью посылки сигнала к началу действия;

-скоростью развития возбуждения в исполнительном органе (мышце).

Поэтому от спортсмена требуется не просто реагировать на сигнал, а оценивать ситуацию (спортивные игры, фехтование, сигнал стартера в легкой атлетике и т.д.), когда на один сигнал надо реагировать, а на другой нет. Это естественно увеличивает время реагирования сигнала. Различают время простой реакции (реагирование на одиночный сигнал) и время сложной реакции. Сложная, в свою очередь, подразделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект8.

Зачастую быстрота движений повышается до определенного уровня и стабилизируется. Надо полагать это происходит из-за непредъявления в процессе тренировки новых, более высоких, требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым качествам. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того же действия с максимальной скоростью создается автоматизация движений, основанная на закреплении определенной системы нервных процессов. Это стабилизирует скорость отталкивания, рывка, частоту движений спортсмена, препятствуя росту скорости даже тогда, когда уровень формирования физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы избежать этого, следует начинать специализацию подростков после того, как достигнут достаточно высокий уровень общей физической подготовленности путем занятий такими видами спорта, в которых движения выполняются в варьируемых условиях.



Совершенствовать частоту движений можно с помощью бега на месте с максимальной, естественной, частотой, но с минимальным поднятием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 с (удобнее подсчитывать те, что касаются пола какой-нибудь ногой).

В тренировочном процессе, направленном на формирование максимальной скорости и частоты движений, можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под выразительный ритм, который ускоряется, рассчитанный на 15-30 с передвижения, гораздо легче проявить предельную скорость и попытаться превысить ее. Так, в эксперименте бег на месте под ускоряющийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.

Для формирования быстроты можно рекомендовать следующие варианты.

1.Повторное выполнение движения или действия с сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с рекордной скоростью. Такой путь требует чрезвычайной концентрации психических возможностей спортсмена и огромного волевого проявления. Эффективному выполнению подобных упражнений помогает использование ускорения. Например, в беге с ускорением (обычно на 60-80 м) спортсмен постепенно наращивает скорость и доводит ее до максимальной. В ускорениях бегун пытается с разгона преодолеть установленную границу и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости. Новые, более быстрые, движения, которые он сможет сделать, и будут вызывать соответствующие перестроения в организме. Такие ускорения будут действенны только в том случае, если их повторять много раз. Однако проводить такие занятия можно не более 1-2 раз в неделю из-за опасности перетренировки.

2.Стремление быстрее выполнить действие имеет конкретную, предметную цель (например, прыжок в длину через рейку, положенную близко к отметке рекордного результата).

3.Для проявления волевых усилий, направленных на «мгновенное» движение, время от времени применяются скоростные упражнения в затрудненных условиях и сразу же в обычных условиях.

С целью увеличивающих силу соответствующих групп мышц должны использоваться упражнения сходные по своей структуре с техникой избранного вида спорта. Особенность силовой подготовки, имеет цель формирование скорости, заключается также в том, что при этом используются динамические упражнения, то есть упражнения с малым и средним весом, выполняемые с большой скоростью и амплитудой, упражнения баллистического характера (метания, выпрыгивания с отягощением). Эти упражнения должны сочетаться с такими, что обеспечивают формирование общей и максимальной силы. Используя упражнения с отягощением, направленные в основном на увеличение силы, нельзя забывать о скорости их выполнения, иначе может снизиться скорость движения.


Различается пять основных методов формирования быстроты9:

1.Повторный метод, о котором уже говорилось выше. Смысл его сводится к выполнению упражнений с максимальной скоростью. Следует выполнять задачи в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на скорость отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная скорость (обычно 5¬10 с). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 с - 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).

2.Комбинированный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти перемещения с отягощением и пр.

3.Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.

4.Игровой метод. Выполнение упражнений на скорость в подвижных играх, специальных эстафетах.

5.Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной скоростью в условиях соревнования.

Характеристики скорости реакции на движущийся объект (в видах спорта типа единоборств, спортивных играх) следует развить в упрощенных условиях, а затем постепенно усложнять ситуации. Важно знать, что воспитанная скорость в движениях, непохожих по двигательной структуре, не переносится на другие упражнения. Вот почему наиболее эффективные специальные упражнения для формирования качества быстроты максимально приближены к элементам избранного вида спорта. Выполнять упражнения в целостном виде нужно повторно, с такой скоростью или скоростью перемещения, которая близка к установленной границе в настоящее время, и еще быстрее в облегченных условиях, а также возможно скорее в затрудненных условиях.

В процессе формирования скорости движений используются также физические упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей степени, например бег на короткие дистанции, ряд двигательных и спортивных игр, метание облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпе или импульсивно, резко.

При формировании всех форм быстроты необходимо руководствоваться следующими положениями10:

1.Если основная задача занятия формирование быстроты
, то ее следует решить непосредственно после разминки.

2.Одновременно с формированием скоростных способностей необходимо упражняться в формировании техники избранного вида спорта.

3.Развивать способность к произвольному (сознательному) расслаблению мышц.

4.Начинать формирование быстроты следует с выполнения упражнений равномерным методом, со средней интенсивностью: как только развивается способность контроля за движениями, применять метод переменных и повторно-переменных упражнений; максимальная скорость (интенсивность) движений на этой стадии - 80-85% от максимальных возможностей.

5.В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой продолжительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Продолжительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому в течение одного занятия должна постепенно увеличиваться.

Достижение победы в поединках по боксу может быть реализовано при надлежащем формировании у спортсмена комплекса характеристик. В число этих характеристик входят быстрота реакции при ударах и защитах, быстрота движений в одиночных и серийных ударах, быстрота в передвижении и при защите. Быстрота реакции боксеров совершенствуется имитационными упражнениями без снарядов на месте и в движении; быстрота одиночных, серийных ударов и защит отрабатывается в упражнениях с боксерскими лапами (реакция на определенное положение боксерских лап) упражнения в защитных движениях (уклоны, нырки, подставки, боковые шаги) выполняются на месте и в движении; подскоки в разных направлениях, передвижения одиночными и двойными шагами.

Формирование силовых качеств в боксе осуществляется, как и в других видах спорта с помощью скоростно-силовых и собственно силовых упражнений, а именно: метание, различные прыжковые упражнения и прыжки, упражнения с отягощениями и штангой, однако отличаются они определенной структурой специальной силовой подготовленности и целенаправленным использованием упражнений и выборочным их влиянием на увеличение силы отдельных групп мышц. С целью сравнения силовых способностей боксеров в практической деятельности специалистами различаются показатели для таких понятий, которыми являются «абсолютная сила» и «относительная сила». По толкованию, абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая спортсменом в каком-либо двигательном