Файл: Россия не является исключением, поскольку ее российский экспорт остается важнейшим направлением развития экономики, а величина экспортной квоты в стране превышает среднюю по мировой экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


России преимущественно носит сырьевой характер. Также на начальной стадии развития находятся легальный вывоз капитала, организация совместных предприятий, разработка свободных экономических областей, международные процессы интеграции. Проблемы вовлечения России мировые экономические отношения являются достаточно сложными и многообразными.

Для России характерны следующие специфические черты, преимущества, которые позволяют осуществлять оптимальную интеграцию в мировое хозяйство, обеспечить должное место в международных экономических отношениях: развитая научно-техническая база; высокая степень обеспеченности энергоресурсами и сырьем, их относительная дешевизна; высокий уровень кадрового потенциала, особенно в точных науках, инженерии и технике; высокий «индекс человеческого развития», который учитывает объем ВВП на душу населения, уровень образования и ожидаемую продолжительность жизни. За весь период формирования рыночной экономики в России был заложен прочный фундамент для эффективного, основанного на конкуренции, развития государства. За это время произошло разгосударствление производственных средств, налажено функционирование рыночного механизма ценообразования, что обеспечивает наличие и разнообразный ассортимент товаров на рынке [12, С. 14].

Однако при бурном росте экономики страны не наблюдалось значительного подъема уровня жизни ее населения, например, как в Китае. Это связано с тем, что у западных предприятий накоплен огромный опыт периодической замены устаревающих основных фондов, чего нельзя сказать о российских компаниях. В таких странах ежегодно начисляемый амортизационный фонд иногда достигает 60% от валового оборота компании. Особенностью финансовой политики страны является то, что Министерство финансов сумело создать огромные золотовалютные резервы, при этом рассчитавшись с внешними долгами. Именно данные резервы позволили осенью 2008 года избежать коллапса финансовой системы, также на это положительно повлияла проводимая гибкая политика Центрального Банка. Постепенная девальвация рубля в 2008-2009 годах была нацелена на устранение диспропорций в макроэкономике, и в частности в платежном балансе государства, которые были вызваны снижением мировых цен на нефтяные продукты и стремлением государственного аппарата предотвратить спад в производственной сфере.

Россия и дальше продолжает интеграцию в экономическую систему мира. Глобализационные процессы объективны и определены направлением развития всей цивилизации. Предпринимаются следующие действия для перехода российской экономики на инновационный путь развития: разрабатываются и осуществляются схемы повышения доходов всего населения для формирования нормального покупательского спроса; активизируется государственное регулирование различных отраслей; осуществляется государственное финансирование транспортно-сетевой и социально-культурной инфраструктур; учитываются базовые факторы перехода на инновационное развитие.


Вклад России в глобальное международное хозяйство постепенно уменьшается. Рассмотрение места России в мировых хозяйственных отношениях следует начать с того, что наша страна победила инфляцию в 2017 году, и которая составила 2,5%. Такой минимальный уровень инфляции еще не наблюдался в новейшей истории. Положительной тенденцией также является то, что российский рубль снизил свою зависимость от цены на нефть. На сегодняшний день взаимосвязь данных величин уменьшилась почти в два раза. На эти процессы существенное влияние оказало новое бюджетное правило, согласно которому на полученные сверхдоходы при стоимости нефти выше 40 долларов Министерство Финансов закупает валюту.

По итогам 2017 года рост ВВП оценивается на уровне 1,4-1,8%. Такие темпы роста не являются удовлетворительными для развивающейся экономики. Например, по предварительным оценкам рост ВВП в США находится на уровне 2,5%. Рассматривая место РФ в экономике мира, также следует охарактеризовать структуру экспорта страны. За 2016 год из страны было вывезено товаров и сырья на общую сумму 287,6 млрд. долл. большую долю в экспорте занимает сырье. Поставки топливно-энергетических ресурсов составляют 62% от всего экспорта, 10% приходится на металлы, 7,3% - поставки оборудования и машин, 6% - химическая продукция, 5% - экспорт продовольствия, 3,3% - экспорт бумажной продукции и лесоматериалов [20].

В 2014 году против России многие страны мира, в т. ч. и страны Евросоюза, ввели санкции и ряд торговых ограничений. Например, Евросоюз утвердил санкции в отношении таких компаний России, как «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть», «Сбербанк России», «ВТБ», «Газпромбанк», «Россельхозбанк», а также против ряда компаний оборонной и машиностроительной промышленности. Этим компаниям запретили поставлять товары и технологии двойного назначения из стран Евросоюза. Помимо этого, санкции коснулись и российских банков. Им запрещены операции со счетами в европейских банках, инвестиционные консультации, управление портфельными инвестициями и организация размещения ценных бумаг.

2015 год был ознаменован расширением объёма санкций от ряда стран. Несомненно, основными инициаторами их являлись США и Евросоюз. Отличительная особенность осуществления экспорта в 2017 году – это резкое падение всех экономических показателей, чего не наблюдалось в России на протяжении как минимум 10 лет. Даже экономический кризис 2008-2009 гг. можно назвать менее значительным, т.к. в тот период не наблюдалось подобного стремительного падения цен на нефть, а российская экономка преобладающе носит сырьевой характер. Кроме того, в предыдущий кризисный период не было санкций от основных партнёров России в торговых и инвестиционных проектах – от стран Европы [20]. Данные условия могут негативно отразиться на положении России в мировом хозяйстве и экспортных операциях российских производителей.



Итак, экономика России в значительной степени зависит от экспорта нефти, что делает её очень чувствительной к любым колебаниям мировых цен на этот вид сырья, особенно, если оно непредвиденное и резкое. Помимо этого, большое беспокойство в настоящее время выражают российские предприятия, занимающиеся выпуском сельхозтехники. Следует отметить, что в результате введения более жестких протекционистских мер по защите отечественных производителей десятикратно сократился ввоз импортных зерноуборочных комбайнов.
1.3 Основные объекты и субъекты финансовой поддержки национального экспорта
Финансовая поддержка национального экспорта – это сфера экономической деятельности, участниками которой являются предприятия и государства, связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, а также совместными проектами с другими странами и иностранными кредитами.

Субъекты финансовой поддержки национального экспорта – государство, являющееся регулятором этой деятельности, а также российские и иностранные предприятия, имеющие право осуществлять внешнеэкономическую деятельность или занимающиеся посреднической деятельностью. Посредники занимаются поиском наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям и заключают внешнеторговые контракты, т.е. связывают клиентов между собой.

Главной причиной возникновения финансовой поддержки национального экспорта является международное разделение труда.

На данный момент основными направлениями развития и поддержки финансовой поддержки национального экспорта являются: восстановление и развитие экспортного потенциала стран; использование иностранных кредитов для технического переоснащения; модернизация производства, что ведет к повышению конкурентоспособности товаров на внешнем рынке; увеличение удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий, что ведет к изменению структуры импорта; совершенствование экспорта и импорта, что ведет к обеспечению экономической безопасности стран.

В процессе осуществления финансовой поддержки национального экспорта возникает потребность в кредитных ресурсах. В результате осуществления кредитования финансовой поддержки национального экспорта экспортное предприятие сможет поспособствовать развитию сферы сбыта продукции, а импортное предприятие имеет возможность приобрести дополнительное производственное оборудование без крупных затрат и вложений. Кредиторами в данном случае выступают государство, банки, а также экспортеры/импортеры. Поддержкой финансовой поддержки национального экспорта могут заниматься как коммерческие организации, так и государство [15, С. 2].


Государственный кредит более зависим от государственного регулирования кредитных операций, так как государство создает условия и определяет общие правила ведения хозяйственной деятельности.

Основной проблемой многих предприятий России, которые не могут выйти на мировое пространство, является дефицит денежных средств, в частности при инвестировании. Одной из причин такого явления является низкая эффективность в пользовании денежными ресурсами. Еще один немаловажный фактор – это плох поставленное управление денежными потоками, которое должно входить в финансовую политику предприятия.

Основная задача в этой сфере - построение финансовой системы, которая бы обеспечила надежное положение отечественных предприятий на мировой арене. Недостаток средств усложняет развитие производства, снижает финансовую активность. Тоже самое можно сказать и про сохранение финансовых средств на счетах. К факторам, влияющим на положение страны на мировом пространстве, относятся: глобализация, при которой движение денежных потоков наиболее интенсивно, повышение конкуренции, приоритеты во внешнеэкономическом и внутриэкономическом развитии страны, инфляция, изменения в производстве, состав рабочих и менеджеров, система управления на предприятии и др. Для укрепления положения на мировом рынке необходимо регулирование денежных потоков.

На государственном уровне к инструментам регулирования относят законодательные акты, налоги, государственные инвестиции, таможенные тарифы и прочие. Также влияние оказывает регулирование минимальной заработной платы, базы налогообложения, регулирование цен [17, С. 23].

Государству необходимо изменить систему управления, и в частности модернизировать: финансовые инструменты, информационное обеспечение, взаимоотношение между учредителями, система расчетов с кредиторами и дебиторами, налогообложение, страхование, инвестирование, финансирование, информационный поток внутри фирмы, информационное обеспечение бухгалтеров и менеджеров компаний, нормы амортизации и др. Во время экономического кризиса условия конкурентоспособности на мировом рынке ужесточаются.

Для того чтобы удержать лидирующие позиции необходимо четко расставлять приоритеты и результативно управлять положением государства на мировом пространстве. За счет этого не только нормализуется финансовое состояние национальных предприятий, но и повысится эффективность деятельности самого государства. Качественное управление и рациональное планирование обеспечивают рост производства и улучшают платежеспособность предприятий в бюджет.


Подводя итоги можно сделать вывод, что основные предпосылки активизации государственной поддержки экспортного потенциала России – это сокращение экспорта отечественных товаров в связи с присоединением к ВТО, общий экономический спад производства в стране, повышение инфляции, падение цен на нефть, которая являлась одним из основных продуктов экспорта России, санкции иностранных государств [17, С. 45].

К функциям механизма финансового стимулирования национального экспорта относят:

-создание единого правого поля для всех субъектов отношений;

-унификация процессов обмена информацией и документами;

-единство фискальной политики и кредитно-денежных отношений;

-направленное применение денежных средств;

-диверсификация источников доходов и инвестиций;

-обеспечение баланса рынка;

-функционально финансы обеспечивают движение денежных средств через взаиморасчеты.

Кроме того, они позволяют равномерно распределять общий национальный доход. С их помощью государство регулировать экономические процессы и явления в обществе, например, посредством увеличения или уменьшения субсидий, расширения или сокращения государственных закупок, изменений в фискальной политике. Информация по финансам позволяет понять текущее состояние экономики, тенденции в ней, риски, определить направления развития и роста. Финансы позволяют воздействовать не только на сферу денежного обращения, с их помощью можно вносить коррективы в политическую, экономическую и социальную области жизни общества.

Среди субъектов государственного управления выделяют: органы, отвечающие за законотворческую деятельность. Органы, осуществляющие исполнение предписаний закона, и принятых в рамках финансовой политики решений. Аппарат контроля над деятельностью финансовых и коммерческих организаций частого сектора. На общегосударственном уровне управление финансовым обращением в России осуществляется Президентом, который является ответственным лицом за принятие решений по осуществлению внешней и внутренней политики страны. Так же в его обязанности входит формирование бюджетного послания и определение ведущих принципов финансовой политики будущего периода. Государственная Дума принимает законы, утверждает бюджет на будущий год, а также осуществляет контроль над исполнением. Правительство занимается более детальной проработкой федерального бюджета, а также государственным и внебюджетным фондом.

Органы управления в финансовой сфере во многом определяют развитие рыночных отношений.