Файл: Россия не является исключением, поскольку ее российский экспорт остается важнейшим направлением развития экономики, а величина экспортной квоты в стране превышает среднюю по мировой экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Их влияние можно определить следующими положениями:

-определение и следование приоритетным направлениям деятельности в государстве;

-финансовое стимулирование позволяет активизировать работу региональных рынков;

-формирование правил внутреннего ведения хозяйственной деятельности;

-создание условий для эффективного функционирования социальных услуг (образования, медицины и другого);

-поддержание курса национальной валюты;

-осуществление управления государственным бюджетом;

-обеспечение функционирования стратегических отраслей народного хозяйства;

-создание условий безопасности в сфере экономической деятельности, соблюдение законности.

Итак, благодаря управлению финансами со стороны государства, прежде всего, обеспечивается адекватное распределение средств между субъектами хозяйствования, решаются вопросы социального, экономического и политического характера, поддерживаются те области деятельности, которые не являются коммерчески выгодными.
1.4 Базовые финансовые инструменты стимулирования национального экспорта
Существует большое количество исследований, ставящих своей целью выявление экспорт­ных стимулов, т.е. факторов которые оказывают влияние на решение предприятий начать поставлять свою продукцию или услуги за рубеж или расширить объемы экспорта. Поскольку, в конечном счете, экспорт предприятий стимулируется каждой из вышеназванных групп факторов и они действуют в комбинации друг с другом, все меры по стимулированию экспорта могут быть классифицированы, как внутренние проактивные, внутренние реагирующие, внешние проактивные, и внешние реагирующие (internal/external and proactive/reactive) (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика и критериям базовых инструментов, их сравнение, преимущества и недостатки

Внутренние проактивные

Внешние проактивные

  • Достижение экономии от масштаба

  • Определенные интересы/стремления/желания менеджеров

  • Продукция, обладающая уникальными характеристиками/свойствами

  • Наличие специфических конкурентных преиму­ществ

  • Потенциал для роста продаж

  • Необходимость достижения устойчивого разви­тия и корпоративного роста

  • Стимулирование со стороны внешних по отно­шению к предприятию субъектов или организа­ций

  • Выявление привлекательных возможностей на внешних рынках

  • Обладание эксклюзивной информацией о внеш­них рынках

  • Поддержка экспорта со стороны государства

Внутренние реагирующие

Внешние реагирующие

  • Возможность компенсировать сезонность в про­дажах продукции

  • Задействование неиспользуемых производ­ственных мощностей

  • Застой/снижение продаж продукции на внутрен­нем рынке

  • Сокращение зависимости от/ориентации на внутренний рынок

  • Начало экспортной деятельности конкурентов на внутреннем рынке

  • Побуждение к экспорту за счет усиления конку­ренции на внутреннем рынке

  • Благоприятный обменный курс

  • Сокращение внутреннего рынка

  • Получение заказа из-за границы



В Российской Федерации поддержка национального экспорта в основном осуществляется государством, а именно действующим от его имени Министерства экономического развития Российской Федерации. Данная поддержка осуществляется через торговые представительства России в иностранных государствах на бесплатной основе, которые: распространяют информацию о компании и производимой ею продукции в иностранном государстве; осуществляют поиск иностранных партнеров; организуют встречи и переговоры с потенциальными партнерами; поддерживают за рубежом бизнес-миссии компаний; предоставляют информацию по вопросам ведения бизнеса за рубежом, вопросам правового регулирования, ограничениях и правилах ведения бизнеса на территории иностранного государства; оказывают поддержку, в том числе и финансовую, в выставках и ярмарках за рубежом; осуществляют поиск источников финансирования внешнеэкономических сделок, в том числе с привлечением инструментов государственной поддержки, таких как экспортное кредитование покупателя российской продукции или экспортное страхование. Экспорт продукции во многом зависит от развития самой экономики, где включается ряд факторов (рис. 2).




Рис. 2. Факторы экспортной деятельности [1, С. 13]
Если посмотреть на Рисунок 5, можно увидеть, что для экспортной деятельности необходимо использование новых технологии с параллельным повышением квалификации кадров, эффективным маркетингом ведения экономики и правильное построение производственных систем.

В финансовых инструментах экспорта товаров присутствуют факторы экономического роста и экономики в целом, что дает понимание факторов в более общем виде (рис. 3).



Рис. 3. Финансовые инструменты стимулирования экспорта [1, С. 8]
Первым фактором, который имеет непосредственное влияние - государственная политика, которая создает первоначальные условия для создания товара по той или иной технологии. Государственная политика влияет и на общую систему ВЭД страны.

Немаловажным является спрос на товар на рынке. Если товар локального спроса, то его экспорт становится невыгодным в виду отсутствия необходимого количества покупателей.

Возможность использования инновационных технологий в производстве товаров - один из острых вопросов как в пищевой промышленности, так и в других отраслях. Для построения новой системы производства требует перерасчет всей структуры производства, что влечет за собой большой объем финансовых затрат и времени.

Экспорт товаров должен проводиться в соответствии с рентабельностью, поскольку в противном случае фактор внешней торговли будет приносить убытки предприятию [4, С. 23].

Международная экономика также имеет вес при реализации проекта экспорта продуктов, поскольку напрямую влияет на объем экспорта, вид, ассортимент экспортных товаров и т.д. На международном рынке используются международные качества товаров для экспорта, которые могут не действовать на территории определенной страны. Данный факт может приводить к возникновению ряда проблем при экспорте товаров и реализации плана по интенсификации [3, С. 4].

На сегодня транспортная логистика на международном рынке имеет ряд положительных сторон: налаженные пути, возможность выбора транспортировки (водные пути, воздух, сухопутные транспортные средства), быстрота погрузки-выгрузки. Но при этом следует отметить трудности оформления экспортного товара, правильного его оформления, выбора оптимального варианта перевозки и возможности быстрой реализации с грузового отсека транспортного средства.


Все перечисленные факторы и характеристики инструментов дают возможность сформировать главную цель для дальнейшего изучения финансовых инструментов в сфере экспорта продукции и сырья на уровне предпринимательства и государства (рис. 4).

Рис. 4. Структура изучения финансовых инструментов стимулирования экспорта [разработка автора]
Дальнейшее детальное изучение финансовых инструментов стимулирования экспорта будет основано на анализе финансовой поддержки национального экспорта Российской Федерации, ее особенностях.

Поскольку финансовая поддержка национального экспорта, в отличие от внешнеэкономических связей, осуществляется на уровне предприятий с полной самостоятельностью в выборе партнера, внешнего рынка, номенклатуры товара, сроков и объемов поставки.

Виды ВЭД согласно законодательству представлены на рис. 5.


Рис. 5. Виды финансовой поддержки национального экспорта согласно законодательству ВЭД [4, С. 20]
Внешнеторговая деятельность – предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

В 2014 году в связи с событиями на территории Украины введено множество антироссийских санкций со стороны стран Евросоюза и США. Очевидно, что это влияние, давление и воздействие на Россию происходит под политическими лозунгами, но имеет экономические цели. В этих условиях происходит ограничение многих, годами формировавшихся внешнеэкономических связей, в том числе ограничение для многих банков и организаций в получении кредитов за рубежом. Но, несмотря на происходящие события, Россия не утратила свой интерес к равноправному участию в глобальной экономике. Вопрос о поддержке экспорта становится еще более актуальным, государственные органы страны продолжают развивать прямые и непрямые виды стимулирования внешнеэкономической деятельности, особенно несырьевого экспорта.

Кроме того, стоит учесть и членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) с 2012 года, что изменило правила международной торговли для российских экспортеров и производителей. Экспорт становится важным элементом общего макроэкономического состояния страны, по сколько формирует общий платежный баланс, и тем самым, способствует росту экономической активности или наоборот, его снижению. По этой причине, показатель сальдо торгового баланса является важным фундаментальным фактором для многих экономических процессов, включая прямые иностранные инвестиции и рост капитальных инвестиций (рис. 6).


Рис. 6. Динамика сальдо торгового баланса России [2]

 

Если взглянуть на общую динамику сальдо торгового баланса, то мы заметим, что он практически всю историю рыночной экономики России находится в положительной зоне. Единственные резкие скачки сальдо вниз были после экономического кризиса 2008 года и на протяжении 2015–2016 года, чему виной были экономические санкции стран Еврозоны и США. Эта тенденция с положительной динамикой сальдо торгового баланса говорит об успешной экспортной политике российских производителей, но, с другой стороны, тому есть и внутренние причины, объяснения которых стоит искать исходя из рынка потребителей России. В первую очередь, речь идет о покупательной способности российского населения и об объеме внутреннего рынка, который ограничен в связи с замедлением экономического роста и девальвации российского рубля. Поэтому, исходя из такой тенденции, российским предприятиям стоит искать новые рынки сбыта, что и побуждает их ориентироваться на экспорт своей продукции за границы страны.

Кроме того, есть еще один фактор, которые стимулирует экспорт в России, но не зависит от государственной поддержки или других стимулирующих инструментов регулирования. Речь идет о девальвации рубля и снижения курса рубля против других валют мира, что наблюдалось на протяжении 2014–2015 годов. В 2016 году, ситуация немного изменилась и российская экономика увидела укрепление рубля рекордными темпами. Ключевая поддержка укрепление рубля – это денежно-кредитная политика ЦБ РФ, согласно которой мы наблюдаем высокие процентные ставки, что провоцирует инвесторов на «керри-трейд» с участием отечественной валюты.

Когда курс валюты ослабляется, производители внутри этой страны получают конкурентное преимущество на международном рынке, по сколько стоимость их продукции снижается и это положительно сказывается на общей динамике экспорта. В случае обратного укрепления, уровень конкурентоспособности падает и под угрозой выполнение планов бюджетной политики и соблюдения положительного сальдо торгового баланса страны.

Но, не стоит уменьшать и роль государства в процессе стимулирования экспорта, по сколько российские производители все еще слабы, и потребуют определенной поддержки со стороны регулирующих и фискальных органов. Ключевая проблема для экспортеров России – это издержки и отсутствие внешнего финансового капитала