Файл: Россия не является исключением, поскольку ее российский экспорт остается важнейшим направлением развития экономики, а величина экспортной квоты в стране превышает среднюю по мировой экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным инструментом реализации государственной политики Китая в области стимулирования национального экспорта изделий с высоким содержимым добавленной стоимости является Китайская корпорация страхования экспортных кредитов (Sinosure). Указанная Корпорация создана по решению Госсоветы КНР 18 декабря 2001 г. Это государственное экспортное кредитное агентство, которое поддерживает, прежде всего, экспорт машинотехнической и высокотехнологической продукции китайского производства способом страхования экспортных кредитов. Источником ее капитала является Фонд страхования экспортных кредитов, что формируется за счет государственного бюджета. Основными функциями Корпорации есть: страхование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных экспортных кредитов, страхование китайских инвестиций за границей, предоставления гарантий, взыскание коммерческой задолженности, оценка кредитоспособности торговых партнеров и т.п.

В Финляндии широкого распространения приобрела такая форма государственного стимулирования, как субсидирование экспортера. Рассмотрим некоторые виды такого субсидирования.

- краткосрочное финансирование экспорта, который осуществляется коммерческими банками как обычное банковское кредитование. Ставка за кредитами рассчитывается на основе базовой процентной ставки Банка Финляндии, к которой добавляется 0,25%.

-кредитование экспортером импортера (коммерческий экспортный кредит). Такой вид финансирования не распространяется на торговлю сельхозпродукцией, сырьевыми товарами, продукцией деревообрабатывающей промышленности, а также на реэкспортные товары.

- кредиты на развитие так называемого нового экспорта являются специальной системой финансирования экспортера, которые Банк Финляндии предоставляет с 1996 г. Условием получения такого кредита является увеличения объемов экспорта предприятия.

- средне- и долгосрочное кредитование экспорта, который применяется для экспорта капиталоемкой продукции, связанных с ней услуг и проектного экспорта. Кредит может предоставляться как экспортеру, так и покупателю или банка покупателя и покрывать около 100% от стоимости контракта. Предоставляются кредиты на коммерческих условиях, а также льготные кредиты. Условия первых определяются в зависимости от потребностей клиента и состояния рынка.

Франция предоставляет объединениям определенную помощь, а именно:


- финансирует продолжи первых 5-ты лет специалистов, которые помогают товаропроизводителям усваивать и вводить технологии производства, что обеспечивают повышение качества продукции, сориентированной на спрос;

- предоставляет займы по сниженным процентным ставкам для финансирования хранения и паковка продукции;

- финансирует вывод лишней продукции с рынка;

- предоставляет льготные кредиты членам объединений для модернизации производства с ориентацией на нужды рынка и повышением его конкурентоспособности.

На сегодняшний день во Франции функционируют 4000 кооперативов, SICA, ассоциаций и других некоммерческих объединений товаропроизводителей.

Во многих странах Европейского Союза содействия экспорта является традиционной и обязательной составляющей экономической политики. Торговая политика является исключительной компетенцией Европейского Союза с некоторыми исключениями (ст.133 Шенгенского протокола). Общая торговая политика должна базироваться на единых принципах, особенно, что касается изменения тарифных ставок, составление тарифных и торговых соглашений, достижение совместности в вопросах либерализации, экспортной политики и мероприятий по защите торговли, таких как в случае демпинга или субсидирование. Однако содействие экспорта находится в пределах компетенции стран-членов ЕС. Ст. 132 Шенгенского протокола лишь требует, чтобы меры, употребленные странами-членами, отвечали соглашениям ЕС и другим международным соглашениям и были гармонизованными. Без вреда для обязательств, принятых ими в рамках других международных организаций, государства-члены должны постепенно гармонизировать системы, по которым они предоставляют помощь экспорта в третьи страны в объеме, необходимом для сохранности конкуренции между предприятиями Сообщества.

Единые правовые рамки деятельности с содействия экспорта стран-членов ЕС базируются на:

-документах ВТО;

-регуляторных актах ЕС;

-регуляторных актах ОЕСР.

Однако между национальными мерами из содействия экспорта существуют значительные структурное и организационное отличия.

Немецкая экономика традиционно значительно зависит от экспорта. Экспорт является основной движущей силой экономического роста:

-на экспорт приходится почти половина ВВП страны;

-каждое третье евро заработано благодаря экспорту;

-каждое пятое рабочее место зависит от международной торговли.

Политика содействия экспорта в Германии проводится государственными и полугосударственными учреждениями. Благодаря федеральной структуре республики Германии политика содействия экспорта есть кое-что фрагментарной. Каждая земля («Bundesland») и даже небольшие общины имеют свои программы из содействия экспорта вдобавок к федеральным программам. Кроме того, существуют около 300 частных организаций из содействия экспорта. Однако краеугольным камнем является федеральная трехсложная система.



Федеральная трехсложная система содействия экспорта:

1. Федеральное министерство экономики и технологий:

-координирует деятельность из содействия экспорта всех федеральных учреждений;

-сотрудничает с землями относительно деятельности из содействия экспорта;

-контролирует «Germany Trade & Invest Gmbh»;

-проводит программы из содействия экспорта для малых и средних предприятий и т.п.

2. Федеральное Министерство иностранных дел:

-развивает имидж страны;

-проводит исследование политического и экономического среды.

3. Немецкие торговые палаты:

-делают маркетинговые исследования;

-развивают имидж страны;

-проводят исследование политического и экономического среды;

-предоставляют услуги с поддержки экспорта

В Казахстане создана Государственная корпорация страхования экспортных кредитов и инвестиций как один из институтов развития с целью содействия реализации Стратегии индустриально- инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 года. Указанная Стратегия направлена на отход от сырьевой направленности экономики страны и развитие экспортоориентированных производств в ее высокотехнологическом секторе.

Механизмы страхования экспортных рисков стали неотъемлемой частью внешнеэкономической политики государства. Применяя их в своей деятельности, белорусские экспортеры позволяют себе безопасно завоевывать новые рынки сбыта, повышать конкурентоспособность своего бизнеса и, тем самым, увеличивать объемы поступления валюты в экономику Республики Беларусь.

В 2016 году страховое обеспечение было предоставлено при экспорте в 39 стран мира, в том числе 5 новых - Болгария, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Турция. Инструментами экспортного страхования воспользовались 144 субъекта хозяйствования, 18 из которых - впервые [4].

Несмотря на то, что объем заключенных «Белэксимгарант» договоров растет (рис. 8), а также увеличивается общий объем страхового покрытия по заключенным договорам (рис. 9), страхование экспортных рисков в Беларуси еще недостаточно развито. 




Рис. 8. Количество заключённых «Белэксимгарант» договоров страхования экспортных рисков [4]


Рис. 9. Страховое покрытие по заключённым «Белэксимгарант» договорам страхования, млн. долл. США [4]
Доля национального экспорта, покрытая страхованием, в 2016 году составила 1,85% (см. Рисунок 5). Что сильно уступает мировым тенденциям в области страхования экспортных рисков. Так в 2016 году сумма страхового покрытия по договорам страхования, заключенным ЭКА - членами Бернского союза, составила 1 880 млн. долл. США или 11,1 % от  объёма мирового экспорта товаров (рис. 10).



Рис. 10. Покрытие экспорта страхованием, % [4]


Рис. 11. Соотношение объёмов страхового покрытия по договорам страхования, заключёнными ЭКА – членами Бернского союза, и объёмов мирового экспорта товаров, млн. долл. США [9] 

Следует также отметить, что спектр оказываемых «Белэксимгарант» услуг меньше, чем у аналогичных ЭКА за рубежом.

Что касается осуществления экспортного кредитования, то в Беларуси отсутствует специализированный экспортно-импортный банк (далее - «Эксимбанк») и за кредитом экспортеры вынуждены обращаться в частные банки страны. При условии страхования экспортных рисков с поддержкой государства в «Белэксимгарант» кредитные средства предоставляются белорусскими банками отечественным экспортерам или зарубежным предприятиям для покупки белорусских товаров:

а) в иностранной валюте по льготным коммерчески ориентированным процентным ставкам (CIRRs) в соответствии с положениями Соглашения ОЭСР и действующего на день заключения кредитных договоров;

б) в российских рублях - по ставке рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на день заключения кредитных договоров. Стоит отметить, что потери отечественных банков от предоставления льготных кредитов восполняются из республиканского бюджета.

В схеме реализации Указа № 534, помимо системообразующих банков страны, активное участие принимает и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее БРРБ). Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» одной из основных задач банка является развитие экспорта через его финансовую поддержку.


Подводя итог, можно сказать, что современные системы финансового стимулирования экспорта ориентированы не на предоставление субсидий или прямой финансовой помощи, а нацелены, в первую очередь, на оказание финансовой поддержки экспортерам посредством предоставления экспортных кредитов, гарантий, а также страхования экспортных рисков, которые способствуют ускорению процесса реализации товаров и услуг отечественных производителей на зарубежных рынках, а также компенсируют повышенные расходы экспортеров при выходе на внешние рынки.
2.2 Организация финансового стимулирования экспорта в Российской Федерации
Геополитическое давление западных стран заставило Российскую Федерацию переоценить внутреннюю экономическую политику, нацелив ее на диверсифицикацию производства, значительное снижение зависимости от зарубежного импорта, наращивание собственных компетенций, одновременно перенимая самые передовые зарубежные решения.

Россия, претерпевающая жесткую зависимость от импорта готовой продукции, в частности это касается: машин и оборудования, автомобильный рынок, медицинские товары и многое другое, нуждается в срочном пересмотре приоритетов действующей экономики.

Сырьевая направленность российского экспорта носит серьезную угрозу национальной безопасности страны. В этих условиях создание благоприятной экономической среды является одной из ключевых задач государства, и ее выполнение достигается различными способами, одним из которых и является особенно актуальная стратегия импортозамещения.

Промышленная отрасль в России занимает особое место и играет ведущую роль материального производства в экономике. В структуре ВВП РФ промышленность занимает порядка 37% [9]. Поэтому укрепление положения страны во многом зависит от промышленного сектора. В связи с этим, очень важно выбрать правильную стратегию и тактику действий по переходу к импортозамещению в промышленности.

Исходя из принципа импортозамещения: «постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции», проведем анализ импорта и экспорта РФ высокотехнологичных товаров (рис. 12, 13).