ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
129 тогда говорят об опредмечивании потребности. В процессе опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определённой.
В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Феномен опредмечивания потребности был подробно изучен А.Н. Леонтьевым. «Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. «Предмет» может быть идеальным, например, той же нерешённой научной задачей, художественным замыслом и т.п.».
Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всём том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться с разной степенью отчётливости. Так,
влечение
это побуждение к
деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение – установка.
Установка
неосознаваемое человеком
состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть готовность к конкретной деятельности, к поведению, к пониманию и анализу чего-либо. Если на основании установки личность интерпретирует события, явления, факты, то установка принимает форму предубеждений или стереотипов.
Мотивы и их виды
Итак, когда потребность осознается и происходит ее «опредмечивание», она приобретает форму
мотива
. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивом
также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
Мотивыэто то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.
Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
1.
Осознаваемые мотивы
- это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.
Примеры таких мотивов - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.
Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить
(Ю.Б. Гиппенрейтер).


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
130 2.
Неосознаваемые мотивы
. А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев и другие отечественные психологи считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждение и смыслообразование.
Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности.
Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют
внешними
по отношению к этой деятельности. Если мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют
внутренними
Внешние мотивы в свою очередь делятся на общественные: альтруистические
(делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед родиной, перед родными людьми) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.
Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития своих способностей, каких- либо качеств личности).
Особенности мотивационной сферы личности
Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, обычно деятельность полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида.
Мотивационную сферу личности составляют в основном потребности и мотивы. Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны.
Мотивационную сферу человека можно сравнить со зданием, где в строгой иерархии (соподчинении) располагаются названные компоненты.
1. Мотивационной сферой определяется масштаб и характер лич-
ности.
Ведущее значение для человека приобретают устойчиво доминирующие мотивы поведения, которые подчиняют себе все иные мотивы.
2. Все мотивы находятся в мотивационной сфере личности в
иерархическом соподчинении. Сначала иерархические отношения мотивов не осознаются человеком полностью и проясняются в ситуациях конфликта
(примером может служить «феномен горькой конфеты» А.Н. Леонтьева, где


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
131 личность рождается именно в борьбе мотивов). В жизни взрослого человека мо- тивы сталкиваются не так уж редко, требуя выбора одного из них. Такое столкновение — тест на иерархию мотивов и одновременно на качество личности.
3. Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятель-
ности, но и сама формируется в процессе деятельности. Например, из- начально человек может побуждаться социальными мотивами (пишу доклад, так как мне его поручили), а в процессе выполнения этого задания у него может возникнуть интерес к самому материалу, т. е. к содержанию деятельности. В этом случае речь идет о механизме «сдвига мотива на цель» (Ф. Олппорт, А.Н.
Леонтьев). Деятельностный характер формирования мотивации — одно из условий, способствующих рождению новых мотивов.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
132
Содержание темы 5 «Индивидуальные свойства
личности»
Тема 5.1. Понятие о темпераменте
Тема 5.2. Характер человека
Тема 5.3. Понятие о способностях человека

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
133
5.1. Понятие о темпераменте
Темперамент
(с лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) –
психологическое свойство личности, характеристика психики человека со стороны
динамических особенностей протекания процессов торможения и возбуждения, таких как сила
нервной системы
,
скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Это индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Темперамент – это качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа его нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент – есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность, каждого индивидуума.
От темперамента зависит:
 скорость возникновения психических процессов и их устойчивость;
 темп и ритм деятельности и поведения;
 интенсивность психических процессов;
В.Д. Небылицын выделяет три основных компонента темперамента –
моторика, эмоциональность и общая активность.
1)
Эмоциональность
– характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов – это впечатлительность, импульсивность, чувствительность, эмоциональная стабильность.
2)
Моторика
– составляет активность телодвижений и речедвигательного аппарата: выраженность мимики и ее яркость, жестикуляция, походка, быстродействие, особенности темпа речи и пр.
3)
Общая активность
– заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности, интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой. Её диапазон варьирует от вялости, инертности, пассивного созерцания до высшей степени энергичности и деятельности.
Названные динамические особенности психических процессов определяют проявление темперамента в поведении человека как единство побуждения, действия и
переживания. Однако не все особенности поведения можно относить к темпераменту, а лишь те, которые отличаются постоянством.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
134
Учения о темпераменте
1. Гуморальные теории (от лат. humor – влага, сок).
Учение о темпераменте имеет давнюю историю и своими корнями уходит к глубокой древности. Физиологические учения о темпераменте уходят в античный период. Первые упоминания о наиболее общих типах человеческого темперамента связаны с именем древнегреческого врача Гиппократа (V век до н.э.).
На протяжении истории изучения темпераментов, особенности темперамента связывают с органическими и физиологическими особенностями организма. Так,
Гиппократ выделил 4 типа темперамента и считал, что тип темперамента определяется соотношением четырёх жидких сред организма:

сангвы (крови)

флегмы (слизи)

холэ (желчи)

меланхи (черной желчи)
Преобладание той или иной жидкости в организме определяет психические особенности индивида. У одних, писал Гиппократ, психический склад
сангвинический – активный, жизнелюбивый; у других - меланхолический – пессимистичный, порывистый, нервозный; у третьих – холерический – неустойчивый, порывистый, нервозный; у четвёртых – флегматический – спокойный, медлительный. Эти названия сохранились до нашего времени.
Несмотря на примитивность и недостаточную научную обоснованность данной теории, у неё были последователи. Например, И. Кант (1724 – 1804) полагал, что органической основой темперамента являются качественные особенности крови. На подобных позициях стоял русский анатом, врач, педагог
П.Ф. Лесгафт (1837 – 1909), который связывал свойства темперамента с развитием системы кровообращения, толщиной и упругостью стенок кровеносных сосудов.
2. Конституциональные (соматические) теории.
Представители данного направления доказывали, что существует связь между свойствами темперамента и телосложением человека. Немецкий психиатр
Э. Кречмер (1921 г) и американский психолог У. Шелдон (40-е гг. ХХ в.) проводили параллель между определёнными психологическими особенностями и типом телосложения человека.
Э. Кречмер, теория которого распространилась в Европе, выделял три главных типа строения тела: астенический (худой, тонкий, с узким скелетом, плоским животом и впалой грудной клеткой); атлетический (высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бёдра, развитая мускулатура); пикнический тип (средний


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
135 или малый рост, плотная фигура, выраженная жировая ткань, большой живот, круглая голова, короткая шея.
С названными типами телосложения Э. Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента: шизотимический (астеническое телосложение) – замкнут, подвержен колебаниями настроения, упрям, не склонен к изменению установок, взглядов, с трудом приспосабливается к окружению; иксотимический (атлетическое телосложение) – это маловпечатлительный, внешне сдержанный человек, с невыраженной мимикой и жестикуляцией, с невысокой гибкостью мышления, часто раздражительный и мелочный; циклотимический (пикническое телосложение)
– эмоции этого человека меняются от печали до радости, то оптимистичен и жизнерадостен, то печален и апатичен, легко контактирует с людьми, реалистичен во взглядах.
В США в 40-х гг. ХХ века большую популярность приобрела теория У.
Шелдона. По его мнению, структура тела определяет тип темперамента. Термины для выделенных им типов телосложения он заимствовал из эмбриологии. Учёный описал три типа телосложения и соответствующие им три типа темперамента:
1) эндоморфный тип телосложения (таким людям свойственны избыток жировой ткани, развитие внутренних органов) – ему соответствует висцеротонический
тип темперамента (характерны расслабленность, любовь к комфорту, замедленность реакций, любовь к пище, жажда похвалы и одобрения, потребность быть среди людей, приветливость, открытость в проявлении чувств, ориентация на семью, детей);
2) мезоморфный тип телосложения (характерно стройное крепкое телосложение, большая физическая сила) – ему соответствует соматонический тип
темперамента (присущи любовь к физическим нагрузкам, приключениям, энергичность, потребность в движении, стремление к власти, к риску, агрессивность, отсутствие сострадания и тактичности, общая шумливость, ориентация на юношеские цели и занятия).
3) эктоморфный тип телосложения – хрупкое телосложение, длинные, тонкие конечности со слабой мускулатурой, узкая, плоская грудная клетка) – ему соответствует церебротонический тип темперамента (наделён сдержанностью манер, скованностью в осанке и движениях, повышенной скоростью реакций, склонностью к одиночеству, тревожностью, скрытностью чувств, страхом перед социальными контактами, трудностью в приобретении новых привычек, хронической усталостью).
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24