ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 440
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Типологическое учение о темпераменте с точки зрения высшей
нервной деятельности (по И.П. Павлову).
Подлинный переворот в науке, изучающей индивидуальные свойства темперамента, был совершён русским физиологом И.П. Павловым. В течение 30
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
136 лет экспериментальных исследований было создано учение о типах высшей нервной
деятельности.
И.П. Павлов тип высшей нервной деятельности (ВНД) определяет как совокупность основных свойств нервной системы (НС). Основных свойств нервной системы, по мнению учёного, три:
1) сила (слабость) процессов возбуждения и торможения – определяется как работоспособность НС или функциональная выносливость;
2) уравновешенность (неуравновешенность) процессов возбуждения и торможения – наличие баланса между силой процессов возбуждения и силой процессов торможения;
3) подвижность (инертность) процессов возбуждения и торможения – определяет скорость перехода одного нервного процесса в другой: возбудительного в тормозной и наоборот; инертность является показателем медлительности такого рода переходов.
Сочетание этих свойств составляет тип высшей нервной деятельности, у каждого человека индивидуально и лежит в основе типа темперамента.
Классификацию типов темперамента сформулировал И.П. Павлов в 1935 году
(Табл. 9).
Таблица 9 - Классификация типов темперамента
с точки зрения высшей нервной деятельности (ВНД) по И.П. Павлову
Свойства нервной системы
Тип ВНД
(по И.П.
Павлову)
Тип
темперамента
Сила –
слабость
Уравновешенность
-
неуравновешеннос
ть
Подвижность-
инертность
сильный уравновешенный подвижный
живой
сангвинический сильный неуравновешенный подвижный
безудержный
холерический сильный уравновешенный инертный
инертный
флегматический слабый неуравновешенный инертный
слабый
меланхолически й
Итак, сильный, уравновешенный, живой –
сангвинический
– характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, уравновешенными между собой.
Сильный, неуравновешенный, безудержный (возбудимый) –
холерический
- отличается сильными процессами возбуждения и торможения, однако тормозной процесс слабее возбудимого, отсюда неуравновешенность.
Сильный, уравновешенный, инертный
–
флегматический
– характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
137
Слабый –
меланхолический
– характеризуется тем, что оба процесса, и возбуждение, и торможение слабы.
И.П. Павлов подчёркивал, что возможных комбинаций свойств НС гораздо больше и допускал 24 возможные комбинации. Он ввел понятие основного (один из четырёх) и промежуточного типа, однако подлинно научных критериев для отнесения индивида к тому или иному типу Павловым предложено не было.
Подход Павлова к различиям в динамике психической деятельности человека со стороны свойств нервной системы положило начало новому этапу в изучении физиологических основ темперамента.
4. Дальнейшие исследования темперамента
Позднее было доказано, что свойства темперамента, выявленные И.П.
Павловым, можно расширить. Б.М.
Теплов и В.Д. Небылицын открыли новые свойства нервной системы человека:
Лабильность
(гибкость, подвижность, легкость, быстрота смены нервных процессов, высокая адаптивность) –
ригидность
(склонность к постоянству, косность, инертность в приспособлении к новым условиям;
Экстраверсия
(выраженность реакций на внешние раздражители,
«вывернутость вовне, наружу») –
интроверсия
(погружённость в свой внутренний мир, сосредоточенность на внутренних переживаниях).
Б.М. Теплов и его сотрудники отвергли тезис И.П. Павлова о положительном и отрицательном содержании каждого свойства в каждом типе НС
(соответственно, считал И.П. Павлов, сила, уравновешенность – положительные качества, а слабость, неуравновешенность – отрицательные).
Экспериментальным путём Б.М. Теплов пришёл к выводу о существовании
различных полюсов в каждом свойстве. Было доказано, что слабость НС – это следствие её высокой чувствительности и реактивности. Существуют некоторые виды деятельности, в которых выносливость (сила) НС имеет решающее значение, но есть и такие, где более важную роль играет высокая чувствительность и реактивность. Инертность, с одной стороны, означает прочность в образовании условных связей, с другой стороны, негибкость в реакциях на изменения внешней среды. Б.М. Теплов практическое значение индивидуальной психолого- педагогической работы с ребёнком состоит в нахождении для каждого типа НС путей
и методов воспитания и обучения детей, организации труда и жизни взрослых.
Таким образом, свойствами темперамента считают лишь те динамические особенности психической деятельности, которые зависят от общих основных свойств НС и остаются консервативными и относительно устойчивыми. Если от свойств НС зависит динамика ВНД, то от свойств темперамента должна зависеть
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
138 динамика психической деятельности. В соответствии с этим подходом В.М. Русалов выделяет ряд психологических критериев темперамента:
он не зависит от содержания деятельности и поведения (смыслов, мотивов, цели и т.п.);
характеризует меру динамического напряжения и отношение человека к миру, людям, себе, деятельности;
универсален
(проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности);
рано проявляется в детстве и устойчив в течение жизни человека;
связан со свойствами нервной системы и другими биологическим подсистемам(гуморальной, телесной);
передаётся по наследству.
В.М. Русаловразвил идеи Б.М.Теплова и В.Д. Небылицына, описал темперамент в тесной связи с общей конституцией организма. Создал трактовку свойств темперамента, отвечающих за:
широту - узость психической активности;
степень напряженности психической деятельности;
легкость - сложность переключения психических процессов и состояний.
Свойства темперамента
В.С. Мерлин выделяет свойства темперамента, разнообразное сочетание которых образует индивидуальную неповторимость динамического склада личности:
Сензитивность – высокая чувствительность к внешним и внутренним изменениями; чем она выше, тем меньшая сила раздражителей нужна для возникновения реакции человека.
Реактивность – сила непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия (слова и действия, которые показались несправедливыми, обидными), лёгкость на подъем, готовность молниеносно исполнять указание или первую пришедшую в голову идею.
Активность – это энергичность, инициативность, целеустремленность, высокая готовность к напряжению, настойчивость в решении поставленных задач, насколько человек активен в преодолении препятствий.
Соотношение реактивности и активности – как соотношение того, от чего в большей степени будет зависеть поведение человека – от случайных
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
139 обстоятельств, настроений или от сознательных целей, намерений, убёждений человека.
Темп реакции – это скорость протекания физических процессов и реакций, скорость движения, живость мимики, жестов, речи, находчивость и т.д.
Пластичность – лёгкость и гибкость приспособления человека к новым условиям, к людям и обстоятельствам и ригидность, которая характеризуется инертностью, косностью.
Экстраверсия – зависимость реакций и деятельности человека от внешний впечатлений, происходящих в данный момент, и интроверсия - зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, направленность на себя, на свой внутренний мир, самоуглублённость.
Эмоциональная возбудимость – характеризует минимальную силу воздействия, необходимую для возникновения эмоциональной реакции, скорость с которой эмоция возникает, выраженность эмоциональных переживаний, порывистость, яркость.
Свойства темперамента, являясь природообусловленными, имеют значение в формировании различных личностных образований: самооценки, характера, способностей.
Психологическая характеристика сангвинического,
меланхолического, холерического, флегматического
типов темперамента
Для
сангвинического темперамента
, с точки зрения В.Д. Небылицына, характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность.
Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
Для
холерического темперамента
характерны высокий уровень нервно- психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю эмоционально сложных обстоятельствах.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
140
Флегматический темперамент
характеризуется, обычно, сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент
связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность и чувствительность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты
деятельности. В целом же можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».
К
темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность - меланхолический.
Сангвинический темперамент
характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. Сангвинический темперамент деятельности характеризует весьма веселый нрав. Он представляется оптимистом. Он быстро воспламеняется, но быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.
При
меланхолическом темпераменте
внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Бывает
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
141 сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить обещание, даже, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. Темперамент меланхолического типа отличается медленным вхождением в работу, но большей выдержкой. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический темперамент
деятельности характеризует вспыльчивого человека, он слишком несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени
(при длительной работе такому человеку не всегда хватает выдержки).
Флегматический темперамент
деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Флегматики не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.
Представленные типы темпераментов не являются ни хорошими, ни плохими (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях поведения человека, каждый тип темперамента может иметь
достоинства и недостатки. Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
5.2. Характер человека
Термин «характер введён в научный обиход древнегреческим учёным
Теофрастом (IV – III в. до н.э.), в переводе с греческого он означает «черта»,
«чеканка». Характер формируется у человека в процессе взаимодействия с
нервной деятельности (по И.П. Павлову).
Подлинный переворот в науке, изучающей индивидуальные свойства темперамента, был совершён русским физиологом И.П. Павловым. В течение 30
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
136 лет экспериментальных исследований было создано учение о типах высшей нервной
деятельности.
И.П. Павлов тип высшей нервной деятельности (ВНД) определяет как совокупность основных свойств нервной системы (НС). Основных свойств нервной системы, по мнению учёного, три:
1) сила (слабость) процессов возбуждения и торможения – определяется как работоспособность НС или функциональная выносливость;
2) уравновешенность (неуравновешенность) процессов возбуждения и торможения – наличие баланса между силой процессов возбуждения и силой процессов торможения;
3) подвижность (инертность) процессов возбуждения и торможения – определяет скорость перехода одного нервного процесса в другой: возбудительного в тормозной и наоборот; инертность является показателем медлительности такого рода переходов.
Сочетание этих свойств составляет тип высшей нервной деятельности, у каждого человека индивидуально и лежит в основе типа темперамента.
Классификацию типов темперамента сформулировал И.П. Павлов в 1935 году
(Табл. 9).
Таблица 9 - Классификация типов темперамента
с точки зрения высшей нервной деятельности (ВНД) по И.П. Павлову
Свойства нервной системы
Тип ВНД
(по И.П.
Павлову)
Тип
темперамента
Сила –
слабость
Уравновешенность
-
неуравновешеннос
ть
Подвижность-
инертность
сильный уравновешенный подвижный
живой
сангвинический сильный неуравновешенный подвижный
безудержный
холерический сильный уравновешенный инертный
инертный
флегматический слабый неуравновешенный инертный
слабый
меланхолически й
Итак, сильный, уравновешенный, живой –
сангвинический
– характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, уравновешенными между собой.
Сильный, неуравновешенный, безудержный (возбудимый) –
холерический
- отличается сильными процессами возбуждения и торможения, однако тормозной процесс слабее возбудимого, отсюда неуравновешенность.
Сильный, уравновешенный, инертный
–
флегматический
– характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
137
Слабый –
меланхолический
– характеризуется тем, что оба процесса, и возбуждение, и торможение слабы.
И.П. Павлов подчёркивал, что возможных комбинаций свойств НС гораздо больше и допускал 24 возможные комбинации. Он ввел понятие основного (один из четырёх) и промежуточного типа, однако подлинно научных критериев для отнесения индивида к тому или иному типу Павловым предложено не было.
Подход Павлова к различиям в динамике психической деятельности человека со стороны свойств нервной системы положило начало новому этапу в изучении физиологических основ темперамента.
4. Дальнейшие исследования темперамента
Позднее было доказано, что свойства темперамента, выявленные И.П.
Павловым, можно расширить. Б.М.
Теплов и В.Д. Небылицын открыли новые свойства нервной системы человека:
Лабильность
(гибкость, подвижность, легкость, быстрота смены нервных процессов, высокая адаптивность) –
ригидность
(склонность к постоянству, косность, инертность в приспособлении к новым условиям;
Экстраверсия
(выраженность реакций на внешние раздражители,
«вывернутость вовне, наружу») –
интроверсия
(погружённость в свой внутренний мир, сосредоточенность на внутренних переживаниях).
Б.М. Теплов и его сотрудники отвергли тезис И.П. Павлова о положительном и отрицательном содержании каждого свойства в каждом типе НС
(соответственно, считал И.П. Павлов, сила, уравновешенность – положительные качества, а слабость, неуравновешенность – отрицательные).
Экспериментальным путём Б.М. Теплов пришёл к выводу о существовании
различных полюсов в каждом свойстве. Было доказано, что слабость НС – это следствие её высокой чувствительности и реактивности. Существуют некоторые виды деятельности, в которых выносливость (сила) НС имеет решающее значение, но есть и такие, где более важную роль играет высокая чувствительность и реактивность. Инертность, с одной стороны, означает прочность в образовании условных связей, с другой стороны, негибкость в реакциях на изменения внешней среды. Б.М. Теплов практическое значение индивидуальной психолого- педагогической работы с ребёнком состоит в нахождении для каждого типа НС путей
и методов воспитания и обучения детей, организации труда и жизни взрослых.
Таким образом, свойствами темперамента считают лишь те динамические особенности психической деятельности, которые зависят от общих основных свойств НС и остаются консервативными и относительно устойчивыми. Если от свойств НС зависит динамика ВНД, то от свойств темперамента должна зависеть
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
138 динамика психической деятельности. В соответствии с этим подходом В.М. Русалов выделяет ряд психологических критериев темперамента:
он не зависит от содержания деятельности и поведения (смыслов, мотивов, цели и т.п.);
характеризует меру динамического напряжения и отношение человека к миру, людям, себе, деятельности;
универсален
(проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности);
рано проявляется в детстве и устойчив в течение жизни человека;
связан со свойствами нервной системы и другими биологическим подсистемам(гуморальной, телесной);
передаётся по наследству.
В.М. Русаловразвил идеи Б.М.Теплова и В.Д. Небылицына, описал темперамент в тесной связи с общей конституцией организма. Создал трактовку свойств темперамента, отвечающих за:
широту - узость психической активности;
степень напряженности психической деятельности;
легкость - сложность переключения психических процессов и состояний.
Свойства темперамента
В.С. Мерлин выделяет свойства темперамента, разнообразное сочетание которых образует индивидуальную неповторимость динамического склада личности:
Сензитивность – высокая чувствительность к внешним и внутренним изменениями; чем она выше, тем меньшая сила раздражителей нужна для возникновения реакции человека.
Реактивность – сила непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия (слова и действия, которые показались несправедливыми, обидными), лёгкость на подъем, готовность молниеносно исполнять указание или первую пришедшую в голову идею.
Активность – это энергичность, инициативность, целеустремленность, высокая готовность к напряжению, настойчивость в решении поставленных задач, насколько человек активен в преодолении препятствий.
Соотношение реактивности и активности – как соотношение того, от чего в большей степени будет зависеть поведение человека – от случайных
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
139 обстоятельств, настроений или от сознательных целей, намерений, убёждений человека.
Темп реакции – это скорость протекания физических процессов и реакций, скорость движения, живость мимики, жестов, речи, находчивость и т.д.
Пластичность – лёгкость и гибкость приспособления человека к новым условиям, к людям и обстоятельствам и ригидность, которая характеризуется инертностью, косностью.
Экстраверсия – зависимость реакций и деятельности человека от внешний впечатлений, происходящих в данный момент, и интроверсия - зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, направленность на себя, на свой внутренний мир, самоуглублённость.
Эмоциональная возбудимость – характеризует минимальную силу воздействия, необходимую для возникновения эмоциональной реакции, скорость с которой эмоция возникает, выраженность эмоциональных переживаний, порывистость, яркость.
Свойства темперамента, являясь природообусловленными, имеют значение в формировании различных личностных образований: самооценки, характера, способностей.
Психологическая характеристика сангвинического,
меланхолического, холерического, флегматического
типов темперамента
Для
сангвинического темперамента
, с точки зрения В.Д. Небылицына, характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность.
Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
Для
холерического темперамента
характерны высокий уровень нервно- психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю эмоционально сложных обстоятельствах.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
140
Флегматический темперамент
характеризуется, обычно, сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент
связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность и чувствительность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты
деятельности. В целом же можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».
К
темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность - меланхолический.
Сангвинический темперамент
характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. Сангвинический темперамент деятельности характеризует весьма веселый нрав. Он представляется оптимистом. Он быстро воспламеняется, но быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.
При
меланхолическом темпераменте
внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Бывает
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
141 сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить обещание, даже, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. Темперамент меланхолического типа отличается медленным вхождением в работу, но большей выдержкой. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический темперамент
деятельности характеризует вспыльчивого человека, он слишком несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени
(при длительной работе такому человеку не всегда хватает выдержки).
Флегматический темперамент
деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Флегматики не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.
Представленные типы темпераментов не являются ни хорошими, ни плохими (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях поведения человека, каждый тип темперамента может иметь
достоинства и недостатки. Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
5.2. Характер человека
Термин «характер введён в научный обиход древнегреческим учёным
Теофрастом (IV – III в. до н.э.), в переводе с греческого он означает «черта»,
«чеканка». Характер формируется у человека в процессе взаимодействия с