ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
125 волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.
3 фаза - принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации). В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это - значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но, чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
4 фаза - исполнение и достижение цели (выполнение задачи). Приступая к практическому осуществлению принятого решения, человек строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в его сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако он не только действует, но и проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия.
5 фаза - анализ и оценка результатов и самого процесса деятельности. В каждый момент выполнения принятого решениячеловек сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.
Волевые качества личности и их развитие
Воля, как один из сложнейших психических процессов, создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т.п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим явлением личности, от которого зависят действенность мышления и чувства, а также активность совер- шаемых практических действий и поступков. В течение жизни человек способен выработать у себя множество волевых качеств: целеустремленность,
решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость,
выдержку, дисциплинированность, энергичность, исполнительность.
Целеустремленность - способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, т.е. это целевая направленность принимаемых решений и их исполнение.
Решительность - способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Человека, действующего нерешительно, надеющегося на чью-то помощь, растерявшегося, нельзя назвать решительным.
Самостоятельность - способность не поддаваться влиянию различных сил,


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
126 которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Если он необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, действует не самостоятельно, не творчески, то у него не развито волевое качество - самостоятельность. Противоположным по значению качеством является конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.
Инициативность - способность человека действовать творчески; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков.
Настойчивость - способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Без настойчивости не может быть решительности, самостоятельности, самообладания, целеустремленности.
Самообладание (выдержка) - способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.
Дисциплинированность - способность человека соблюдать порядок, определенные правила. Дисциплинированный человек умеет рационально организовать свою работу и отдых, все успевает.
Энергичность - способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Энергичный человек не отступает перед трудностями, всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.
Исполнительность - способность человека активно, старательно и систематически исполнять принимаемые решения; потребность завершить начатое или полученное дело.
Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные, например:
1) Ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись
(легкий мир - воля не требуется).
2) Ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.
Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:
 не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
 активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
127
 даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.
 ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к
абулии
- болезненному
безволию. Здоровый человек способен осознанно развивать в себе волевые качества путём самовоспитания. Эффективными средствами воспитания воли являются занятия спортом, разумная требовательность к себе и самокритичность, планирование и составление распорядка дня, привычка подводить итоги в конце каждого дня, стремление к эффективному завершению начатых дел и пр.
4.3. Мотивационная сфера личности
Одним из важнейших компонентов деятельности является мотивация.
Человеку свойственно задаваться вопросами о причинах, которые побудили другого человека поступить определенным образом. Становится очевидно, что наша оценка того или иного поведения всегда включает в себя учет причинного или мотивационного фактора (от фр. motif - причина).
Мотивация
— это совокупность психических процессов, которые придают поведению
энергетический импульс и направленность. Это те психологические факторы, которые
побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности.
Мотивационную сферу личности главным образом составляют потребности
(ответ на вопрос «почему?») и мотивы (ответ на вопрос «зачем, ради чего?»). Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними, В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают также побуждения, влечения, склонности, интересы,
ценностные ориентации, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
128
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24

Потребности. Виды потребностей
Потребностьсостояние объективной нужды человеческого организма в чем-то,
что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности.
Виды потребностей
По происхождению потребности бывают:

естественные;

культурные.
Естественные
потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни.
В культурных
потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.
По предмету потребности подразделяются:

на материальные;

духовные;

социальные.
К материальным
относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде).
К духовным
потребностям относятся эстетические и познавательные.
Социальные
потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.
Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из множества наименований. Например, У. МакДауголл (1923), понимавший потребности как
инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности: кашель, чихание, дыхание и т. д.
При рассмотрении связи потребности с деятельностью нужно выделить 2 этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи, когда предмет потребности обретён. Когда происходит «встреча» потребности с её предметом,