ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 434

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
153
Теплова, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие
«способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря
постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М. Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».
Итак, всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определённый уровень успешности выполнения деятельности.
Способности
-
психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или
нескольких деятельностей. Способности формируются прижизненно, но предрасположенность к их развитию у разных людей разная. Способности проявляются не в знаниях, умениях, навыках, а в динамике их приобретения –
скорости освоения конкретной деятельности.
Природная основа развития способностей
Отечественные психологи (В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк и др.) считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо- физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь, те,


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
154 которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью. Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям.
Вследствие этого, музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно- моторные качества и склонности.
Иными словами,
под задатками
следует понимать первичную природную основу
способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Безусловно, способность связана с врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями микроструктуры мозга. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведении личности. Исследования Н.С. Преображенской и С.А.
Саркисова доказали, что имеются существенные индивидуальные различия в
расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности в строении клеточных слоев, что, очевидно, небезразлично для функционирования головного мозга, и, в частности, для проявления способностей.
Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, являются задатками, или первичными природными свойствами. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности нервной системы
(сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по мнению В.Д. Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей.
Кроме общих свойств нервной системы, существуют промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем.
Эти типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям. И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая
сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к
художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
155
второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления.
И, наконец, при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем
– промежуточный тип. Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, относится большинство людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).
Художественный тип характеризуется, во-первых, целостью, полнотой и живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и тем как бы умерщвляют ее». Во-вторых, у художника преобладает воображение над абстрактным мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный. В-третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью, аффективностью. И, наоборот, у мыслительного типа интеллект преобладает над эмоциональностью.
Придерживаясь сути учения И.П. Павлова о взаимодействии сигнальных систем, можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в том, что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и другого вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль. Новейшие исследования деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения сигнальных систем, изученные И.П. Павловым. Оказалось, что левое полушарие
(словесно-логическое) осуществляет преимущественно второсигнальные функции, а правое (образное) – первосигнальные.
Принадлежность личности к одному из трех
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

человеческих типов:
«художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии
И.П. Павлова) определяет в значительной мере особенности её способностей.
Виды способностей
Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. В первую очередь, необходимо различать
природные
, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и
специфические человеческие
способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например, у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
156
В остальном, по своим способностям, их набору, механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных способностей, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это
общие
и
специальные
высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности
- система индивидуально-волевых свойств личности, которые
обеспечивают легкость в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности и
общения (умственные способности, память, речь, тонкость мелкой моторики рук и т.д.).
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Специальные способности
определяют успехи в отдельных видах деятельности
(математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие и т.д.). Специальные способности органически связаны с общими.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно- творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно, дополняя и обогащая друг друга.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:
В литературных:
 особенности творческого воображения и мышления;
 яркие и наглядные образы памяти;
 развитие эстетических чувств;
 чувство языка.
В математических:
 умение обобщать;
 гибкость мыслительных процессов;
 легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.
В педагогических:
 педагогический такт;
 наблюдательность;
 любовь к детям;


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
157
 потребность в передаче знаний.
В художественных:
 особенности творческого воображения и мышления;
 свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохране- нию ярких образов;
 развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому;
 волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.
Компоненты педагогической деятельности и способностей
В соответствии с особенностями педагогической деятельности педагог должен обладать соответствующими способностями:
Конструктивные способности
проявляются в желании и умении раз- вивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно- воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Организаторские способности
проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность.
Коммуникативные способности
проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.
Специфичны и пути развития специальных способностей. Так, например, обычно ранее других начинают проявляться способности в области музыки, довольно рано способности выявляются в области математики.
Теоретические
и
практические способности
отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные
и
творческие способности
отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые способствуют созданию предметов материальной и духовной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, словом, индивидуальное
творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению
, взаимодействию с людьми, а также
предметно-
деятельностные
, или
предметно-познавательные
способности в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида