ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
158 можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п.
Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и
практической деятельности.
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например, без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.
В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.
С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно
взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.
Способностями могут быть названы
умения убеждать других
,
добиваться
взаимопонимания, оказывать влияние на людей.
Что касается
умения
воспринимать людей
и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
159 вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.
Изучение уровня развития способностей личности
Уровень развития способностей зависит от особенностей развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.
Репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального.
Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
В конце XIX — начале XX веков в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Кеттел, Спирмен, Бине, Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применялась система тестов, возрастающих по трудности, что получило название батареи тестов.
Отечественные психологи считают, что самый верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности.
Способности развиваются тем успешнее, чем чаще человек в своей деятельности добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. У разных людей наблюдаются одни и те же способности, но выражены
они в разной степени.
Изучение способностей ведется с разных сторон:
- изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
- изучаются общие механизмы формирования способностей.
Исследование различных видов специальных способностей проводилось главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором. Для определения склонностей (а в какой-то мере и способностей) Е. А. Климов,


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
160 известный советский специалист в области психологии труда, предложил все многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые они направлены: П — природа (растения, животные, микроорганизмы); Т — техника (машины, материалы, разные виды энергии и т.д.);
Ч — человек, группы людей, коллективы; 3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели); X — художественные образы и их построение
(изобразительное искусство, музыка и т. д.). Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.
Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично. Не отдельные способности непосредственно
определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуковысотного слуха - развитием тембрального слуха.
Соотношение понятий задатки, одарённость, талант, гениальность
Врождённость особенностей строения головного мозга может оказаться условием успешного выполнения определённой деятельности. Природную основу развития способностей называют задатками. Задатки – анатомо-физиологическая предрасположенность (строение мозга, органов чувств и движения) к развитию способностей. Так как задатки являются предпосылкой развития способностей, то между ними и обучением лежит весь путь становления личности.
Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и
эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам
деятельности. Общие способности, обеспечивающие легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, определяют одарённость личности. Одарённых людей отличают внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, неуёмная потребность трудиться, интеллект, превышающий средний уровень.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
161
Высшая степень развития способностей личности в определённой деятельности
(общении), делающая человека мастером своего дела, называется талантом. Талантливых людей много: талантливые врачи, учителя, родители, кулинары, техники и пр.
Практически каждый человек способен достичь высокого мастерства в какой-либо деятельности при должной целеустремлённости и работоспособности.
Высшая степень творческих проявлений человека, связанных с успешностью создания
произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений,
называется гениальностью. Гениальность – редкое явление, так как она связана с выдающимся, бесценным вкладом гениальной личности в развитие мировой цивилизации, научно-технический и культурно-исторический прогресс человечества.
Итак, самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при разностороннем развитии личности. Например, Леонардо да
Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
162
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

Глоссарий
Абстракция – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует.
Абулия - болезненное безволие.
Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: русалка (женщина с рыбьим хвостом), кентавр
(конь с головой мужчины) и др.
Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
Активность – это энергичность, инициативность, целеустремленность, высокая готовность к напряжению, настойчивость в решении поставленных задач, насколько человек активен в преодолении препятствий.
Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода.
Анализ – расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие элементы с последующим их сравнением.
Анализ продуктов деятельности(«архивный метод») - такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества.
Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
Аналогия – такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного изучения всех условий.
Анкета - структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Анкетирование - одна из наиболее распространенных форм письменного опроса.
Апперцепция восприятия - зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Архетипы – врождённые идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом, являются формами восприятия и осмысления действительности.
Астеник – человек крупного, худого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.
Атлетик