ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 438

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
148 робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
Циклотимический тип.
Важнейшей особенностью данного типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
Демонстративный тип.
Центральной особенностью демонстративной личности являются потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславии, часто нарочитом, поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.
Возбудимый тип.
Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.
Дистимический тип.
Дистимическая личность - антипод гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей
(социально - перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьёзны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.
Экзальтированный тип.
Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние - от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта.
При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.
А.Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций характера:


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
149 гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.
Ю. Б. Гиппенрейтер описывает свойства акцентуированного характера таким образом:
1) акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с взрослением сглаживается;
2) акцентуированный характер не всегда «тотален», так как черты акцентуированного характера проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях;
3) социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной.
Для личности с акцентуациями характера свойственна уязвимость по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным психотравмирующим воздействиям, которые создают нагрузку на «места наименьшего сопротивления» характера. Для того чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, нужно знать
«слабые места» акцентуированных характеров.
Так, для носителя
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

гипертимной акцентуации
характеры высокий жизненный тонус, неудержимая активность, стремление к лидерству и др. Для
«гипертима» тяжелой ситуацией покажется та, где его поведение регламентируется, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд и принуждение. Во всех этих ситуациях «гипертимы» дают взрывы или срывы.
Например, если у подростка данного типа очень опекающие родители, то очень рано он начинает протестовать и дает острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.
Для людей
с шизоидной акцентуацией
труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми - это их «слабое звено». Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подхо- дит гипертиму).
Для
истероидного типа
труднее всего переносить невнимание к себе.
Люди этого типа способны на любые безумные поступки ради того, чтобы завоевать внимание окружающих. Эти «слабые места необходимо знать родителям, учителям и воспитателям. В работе с подростками важно максимально использовать положительный потенциал характера и избегать труднопереносимых ситуаций.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
150
Структура характера
Структура характера образуется совокупностью устойчивых черт личности, которые существуют не изолированно, а связаны воедино, определяя одна другую.
Зная одну черту можно предположить наличие другой и, наоборот, исключить появление третьей. Например, если человек труслив, мы могли бы предположить, что он обладает невысокой инициативностью, решительностью, самостоятельностью («как бы чего не вышло»), но, напротив, у него вполне могут быть такие качества, как жадность («застраховать себя на будущее»), конформность
(стремление соглашаться со всеми). Поэтому характер как бы навязывает человеку определённый образ действий, и даже осознавая неблаговидность своего поступка, человек продолжает действовать в соответствии с чертой характера.
Черт характеров сотни. Все черты имеются у каждого человека, но проявляются в разной степени. Деление такого целостного образования, как характер, на черты условно. Структура характера имеет иерархичность. В ней выделяются ведущие черты, которые определяют направленность личности, и второстепенные, которые могут гармонировать или не гармонировать с остальными.
В каждой черте характера выражается отношение человека к кому-либо или чему-либо. В зависимости от этого выделяют:
Черты характера по отношению:
1)
к людям, обществу, коллективу
(доброта, отзывчивость, бестактность, лживость);
2)
к себе
(гордость, эгоизм, уверенность, самокритичность, скромность);
3)
к
деятельности
(ответственность, инициативность, исполнительность, предприимчивость, лень, безответственность);
4)
к
вещам
(аккуратность, бережливость, экономность, расточительность, скупость, щедрость);
5)
к окружающему миру, нации, культуре, религии,
общественным явлениям
(оптимизм, пессимизм, критичность, патриотизм, национализм, религиозность).
Характер человека тесно связан с различными сторонами его психики. Так, огромную роль в характере играют воля человека, его эмоциональная сфера и
интеллектуальные особенности.
В этой связи существует несколько групп черт характера:
А)
Волевые
(самостоятельность, ответственность, выдержка, ответственность, безынициативность). Так, волю человека называют стержнем характера. Личность, у которой не развиты волевые черты характера называют
«бесхарактерной», «бесхребетной».


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
151
Б) Эмоциональные
(вспыльчивость, тактичность, добродушие, резкость).
В) Интеллектуальные
(любознательность, пытливость, рассудительность, вдумчивость, внимательность, обстоятельность, заинтересованность).
Проблемы формирования характера
С точки зрения современной психологии, характер - это не неизменная, а
развивающаяся функционально целесообразная структура, участвующая в процессах адаптации индивида к миру и формирующаяся в ходе этой адаптации. В связи с этим встает проблема врожденности (наследственности) и влияния окружающей среды. Большинство психологов (С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Собчик,
К.К. Платонов, Б.С. Братусь, О.В. Кебриков и др.) склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипических форм, так и в особенностях средовых воздействий. При этом степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной. Генотипические и средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и дать сильные степени отклонения, вплоть до патологических форм, при благоприятном сочетании, даже имея генотипическую предрасположенность к аномалиям, аномалия может не реализоваться или, по крайней мере, не привести к патологическим отклонениям характера.
Исследования показывают, что первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х лет до 9-10 лет является сензитивным периодом (благоприятным)для становления характера. В этот период человеку присущи возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера.
Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери
(лица, ее заменяющего) с ребенком.
Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее, в дошкольном и младшем школьном возрасте в детских играх, в доступных видах домашнего труда, в учении. При этом необходима
стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.
Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
152 возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован.
Характер влияет практически на все иные свойства личности, на её познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и
устойчивостью.
Справедливо утверждение А.В. Петровского: «Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я ничего не могу с собой поделать» психологически совершенна несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием».
5.3. Понятие о способностях человека
Разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов. Мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.
Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен:
Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII- XIX вв., отчасти является - употребимым и в настоящее время.
Способности
- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет
(обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на
практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. В понятии «способности», по мнению Б.М.