ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
23 деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:
1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;
2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
3) подчиненность труда представлению о продукте труда — трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;
4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение, труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно- исторических отношений между людьми.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в
«высшие психические функции» — специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание и
самосознание человека.
Чтобы составить представление о том, что такое психика, необходимо рассмотреть через какие формы она проявляется.
Формами проявления психики являются, во-первых,
психические явления
Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта, т.е. мысли, чувства, образы, желания человека, которые
непосредственно представлены субъекту. Это означает, что человек не просто видит, чувствует, мыслит, но и знает, что он видит, чувствует, мыслит.
Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир, по словам Ю.Б.
Гиппенрейтер, это «как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями».
Во-вторых, психика проявляется, т.е. обнаруживает свои свойства через
психологические факты
. Под психологическими фактами понимают факты


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
24 поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты деятельности людей и продукты материальной и духовной культуры.
Знания о психических явлениях и психологических фактах используются психологией для изучения психики – её свойств, функций и закономерностей.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Можно выделить три большие группы психических явлений (рис. 1).
Рис. 1. Мир психических явлений
Психический процесс
– психическое явление в динамике, имеет начало и конец. Конец одного психического процесса связан с началом нового. Поэтому в состоянии бодрствования психическая деятельность человека непрерывна.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний, оценку объектов действительности по типу «нравиться – не нравится». Психологические процессы зависят от генотипа человека, протекают с различной быстротой, способны развиваться в результате тренировок. Начало психического процесса может быть обусловлено наличием внутреннего или внешнего раздражителя. К психическим
Психика человека
Психические
процессы
Психические
свойства
Психические
состояния
Познавательные процессы ощущения восприятия внимание память воображени е мышление
Эмоциональные процессы
Волевые процессы речь
Темперамент
Характер
Способности
Направленност ь
Подъём
Угнетённость
Апатия
Азарт
Вдохновение

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
25 процессам относят ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, воображение, речь.
Психическое состояние
– относительно устойчивый уровень психической активности личности в данный момент времени, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности. Психическое состояние влияет на успешность деятельности личности. Психическое состояние поддерживается рефлекторно и зависит от внешней обстановки, самочувствия, времени суток, словесных воздействий, текущих или предстоящих событий и т.д.
Наиболее изучены такие психические состояния, которые определяют:
1. Уровень внимания человека (рассеянность, сосредоточенность и т.д.);
2. Эмоциональное состояние и настроение
(раздражительность, жизнерадостность и т.д.).
Психические
свойства
-
устойчивые психические явления, обеспечивающие типичный для данной личности уровень поведения и деятельности. Психические свойства формируются в практической деятельности, под воздействием природных и социальных факторов, психические свойства разнообразны и связаны между собой. К психическим свойствам относятся: направленность личности, темперамент, характер, способности.
Психические свойства личности
1. Темперамент - система природных, генотипически обусловленных свойств высшей нервной деятельности человека (подвижность, уравновешенность поведения, активность).
2. Характер – система отношений к себе, к другим, к труду и укоренившиеся способы поведения.
3. Способности – система обусловленных природой и проявленных в деятельности психических свойств, которые определяют успехи человека в разных видах деятельности.
4. Направленность выражается в жизненной позиции человека, которая складывается из потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностей и определяет избирательность и уровень активности.
Психика и особенности строения мозга
Психика человека является функцией мозга – составной части нервной системы. Нервная система обеспечивает связь всех органов тела между собой и организма в целом – со средой. Деятельность всего организма обеспечивается нервной системой, которая выполняет две функции:
 передача информации (периферическая нервная система);


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
26
 интеграция и переработка полученной информации и программирование соответствующей реакции (центральная нервная система).
Первичным элементом нервной системы является клетка. Нервная система человека состоит из более чем 100 млрд. нервных клеток, имеющих общее строение и функцию
Нервная клетка
(нейрон) состоит из тела, длинного отростка
(аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов), ветвящихся у тела клетки (рис. 2).
Рис. 2. Спинной мозг (поперечный разрез) и рефлекторная дуга
1 – афферентное нервное волокно; 2 - эфферентное нервное волокно; 3 – серая
(соединительная) ткань; 4 – белая (соединительная) ткань; 5 – узел симпатического ствола; 6 – передний корешок спинномозгового нерва; 7 – нервные окончания; 8 – латеральный (боковой) рог; 9 – передний рог спинного мозга; 10 – передняя срединная щель; 11 – задняя срединная борозда; 12 – вставочный нейрон; 13 – белое вещество; 14 – задний рог; 15 – спинномозговой узел; сплошной линией показана рефлекторная дуга соматической нервной системы; пунктирной – вегетативной нервной системы.
Общая протяжённость отростков самых больших клеток достигает 1,5 м.
Диаметр тела клетки – от 7 до 50 мкм.
Нейрон получает, перерабатывает и передаёт информацию в виде импульсов возбуждения. Нервные импульсы проходят к телу клетки по дендритам, а покидают его по аксону. Совокупность аксонов образует проводящие пути мозга
(белое вещество). Нейроны подразделяются на чувствительные (получают сигналы),
двигательные (передают сигналы к рабочему органу), и связывающие их
промежуточные нейроны.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
27
Целостность организма и его связь со средой обеспечиваются функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом, на основе более сложных законов.
Нервная система человека подразделяется на центральную и периферическую.
Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. В
головном мозгу расположены высшие центры регуляции всех органов и систем организма. Средний вес головного мозга человека равен 1400 г, хотя возможны и отклонения, не влияющие на полноценную психическую деятельность. Так, мозг
И.С. Тургенева – 2012 г.
Спинной мозг – это своеобразный нервный тяж, лежащий в канале позвоночника. В нём находятся простейшие двигательные центры и проходят многочисленные проводящие пути, соединяющие спинной мозг с головным.
Благодаря этим путям головной мозг посылает сигналы в двигательные центры, в результате чего ответная реакция может усилиться или затормозиться. Спинной мозг – это канал, через который головной мозг «руководит» телом.
Высшим отделом центральной нервной системы является кора (серое вещество)
больших полушарий головного мозга. Кора больших полушарий оказывает на психику наиболее сильное влияние. Она связана со всеми нижележащими отделами мозга и регулирует все нервные процессы, происходящие в организме.
Кора больших полушарий головного мозга – это орган высшей нервной деятельности, обеспечивающий взаимодействие организма со средой. Каждая зона коры головного мозга выполняет определённые функции (Табл. 2).
Таблица 2 - Функции зон коры головного мозга
Зоны коры
головного
мозга
Выполняемые функции
Сенсорные
Приём и обработка информации от органов чувств и рецепторов
Моторные
Управление скелетной мускулатурой тела, движениями, действиями человека
Ассоциативные Переработка информации; тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью, осознанием положения тела в пространстве
Гностические
Осуществление процесса восприятия
Праксические
Обеспечение тонкой моторики и автоматических движений
Полушария головного мозга в определённой степени специализированы.
Впервые асимметрия функций полушарий была обнаружена в 1836 г. Сельским врачом М. Даксом. Позднее П. Брока, Дж. Джексон, К. Липпман, К. Вернике развили представление о функциональной межполушарной асимметрии. В зависимости


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
28 от того, какое полушарие является доминирующим, проявляются различия в психике, способностях человека. Американский психолог Р. Сперри (Нобелевский лауреат 1981 г.) открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определённых психических функций. Формирование и развитие асимметрии происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. У большинства людей доминирует левое полушарие
(правши). Специфика полушарий позволяет человеку изучать мир, пользуясь, с одной стороны, словесно-грамматической логикой, а, с другой стороны, интуицией и пространственно-образным подходом. Основные функции полушарий представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Основные функции полушарий головного мозга
Функции левого полушария
Функции правого полушария
Хронологический порядок
Текущее время
Чтение карт, схем
Конкретное пространство
Запоминание имён, слов, символов
Запоминание образов конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу, сути явлений
Эмоциональная активность
Видение мира весёлым, лёгким
Видение мира мрачным
Детальное восприятие
Целостное, образное восприятие
В организме человека существует также
периферическая нервная
система
, состоящая из рецепторов и проводящих путей, связывающих головной мозг и спинной мозг с периферией. Важной частью нервной системы является автономная или
вегетативная нервная система
, регулирующая работу внутренних органов. Вегетативная нервная система подразделяется на
парасимпатическую и симпатическую, которые по-разному действуют на внутренние органы: если, например, парасимпатическая система затормаживает деятельность сердца, то симпатическая система стимулирует её.
Функции нервной системы, обеспечивающие согласованную деятельность и регуляцию работы всех органов и систем организма, называют низшей нервной
деятельностью.
Функции нервной системы, обеспечивающие точное и тонкое уравновешивание организма со средой с участием высших отделов мозга, называют высшей нервной деятельностью.
Ответная реакция организма на воздействие раздражителей внешней и внутренней среды называется рефлексом. Путь, по которому осуществляется рефлекс, - классическая рефлекторная дуга состоит из трёх звеньев: чувствительного,


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
29 центрального, двигательного (рис. 1). В целом организме любая рефлекторная реакция включает также звено обратной связи, которая сообщает в центр о результатах реакции. Рефлексы делятся на безусловные (врожденные) и условные
(приобретённые).
Система рефлексов, которая обеспечивает реагирование на непосредственные раздражители органов чувств, называется
первой сигнальной
системой
(ощущения, восприятия и соответствующие реакции человека на них).
Система условных рефлексов, в которой участвует слово (речь) – «сигнал сигналов» (по И.П. Павлову), лежит в основе работы
второй сигнальной
системы
. Она обеспечивает человеку правильное ориентирование в социальной среде.
1.3. Сознание человека
Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, - это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного. Удивительно то многообразие путей, которые вели к их различению в философии, психологии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сеченова и Павлова.
Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях осознанности психического отражения (рис 3). С исторической, генетической точки зрения это означало признание существования досознательной психики животных и появления у человека качественно новой ее формы - сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание, о том, что его порождает, о его внутренней структуре.
Рис. 3. Уровни осознанности психического отражения сознание самосознание предсознани е
бессознательно
е

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
30
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций.
С точки зрения материалистического миропонимания в психологической литературе встречаются следующие определения сознания:
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности.
Сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Стержнем сознания, способом его существования является
знание
. Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.
Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.
Структура сознания человека
Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания важно выделить
осознание предметов и переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается.