Файл: Технологии проблемного обучения функции и методы проблемного обучения. Технология задачного подхода.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание
Введение………………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Технологии проблемного обучения: функции и методы проблемного обучения. Технология задачного подхода ………………………………………..…….6

Глава 2. Метод проблемного изложения материала как способ развития творческого мышления школьников ……………………………………………………………..…..21

Заключение……………………………………….…………………………………..…..32

Библиографический список …………….………………………………….…………...35

Приложение………………………………………………………………………............38

ВВЕДЕНИЕ
Современная российская школа согласно Концепции модернизации российского образования претерпевает существенные изменения в структуре и содержании образования. Так, основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели предусмотрено решение ряда приоритетных, взаимосвязанных задач, среди которых – достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. В обозначенном контексте развитие способности учащихся эффективно реализовывать свои потенциальные возможности в решении разного рода проблемных ситуаций выступает актуальной проблемой, требующей современных подходов к ее разрешению. Недостаточная разработанность методов проблемного обучения праву в условиях внедрения ФГОС, необходимость развития творческого мышления современных школьников в процессе обучению праву с целью определения дальнейших перспектив школьного правового образования и обуславливает актуальность данной темы.

Современные образовательные траектории требуют от учащихся школы в качестве основного результата образования овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие, жизненные задачи, с которыми школьниками предстоит столкнуться непосредственно во взрослой жизни. Так, например, при изучении различных разделов права учащиеся должны понимать: для чего он им необходим и как связаны изучаемые понятия с насущными задачами практики. В этой связи предполагается новый подход к конструированию содержания образования, также к использованию современных образовательных технологий обучения.


Использование технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению их личности, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач, а также направлено на развитие творческого мышления школьников. Применение различных форм, методов проблемного обучения на уроках права позволяет активизировать познавательные процессы учащихся, обеспечивая переход от регламентации, алгоритмизации процесса обучения к интенсивным поисковым формам и методам.

Проблемные задачи на уроках права формируются посредством рассмотрения проблемных ситуаций и решения проблемных вопросов. Проблемные задачи могут создаваться на всех этапах процесса обучения праву: при объяснении, закреплении, контроле.

В педагогической литературе изучение проблемных методов обучения нашло широкое отражение, в том числе как в исследованиях известных отечественных дидактов, таких как И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В.А. Сластенин, В.И. Загвязинский, Г.К. Селевко, A.M. Матюшкина, А.В. Хуторской и др., так и в современных разработках X. X. Абушкина, А.Т.Алимова, К.А. Арапова, А.А. Вербицкого, Л.М. Герелеса, И. А. Емельяновой, Л.М. Росляковой, Е.А. Самойловой, М. Г. Руковички и др. Ряд исследователей прослеживают особенности включения проблемных ситуаций, проблемных задач в процесс обучения праву, среди них: Е.М. Крапанева, О.Ю.Назарова, Е.А. Певцова, А.Н. Чашин и др.

Несмотря на достаточную представленность обозначенной проблемы проблемного обучения праву в научно-методических исследованиях, она требует последующих разработок, в том числе в контексте рассмотрения проблемных задач на уроках права как продуктивного способа развития творческого мышления учащихся на современном этапе.

Объект исследования – технологии проблемного обучения, как способ развития творческого мышления учащихся.

Предмет исследования – проблемные задачи на уроках права.

Цель исследования – проанализировать особенности использования проблемных задач на уроках права, а также их возможности по формированию творческого мышления учащихся.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Рассмотреть теоретические основы проблемного обучения, в том числе – целевую и функциональную направленность технологии проблемного обучения и его методы.

  2. Изучить метод проблемного изложения в системе развития творческого мышления школьников.


Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение, анализ, систематизация, обобщение.

Структура определяется целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Глава 1. Технологии проблемного обучения: функции и методы проблемного обучения.

Технология задачного подхода

«Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых способов действий, новых знаний»  утверждал И.Я. Лернер. Проблемное обучение выступает одним из наиболее продуктивных способов формирования навыков самостоятельного поиска, развития творческого мышления, усвоения и применения знаний. Проблемное обучение характеризуется как обучение, при котором усвоение содержания материала осуществляется в процессе решения специальных проблемных ситуаций [15, 17]. Проблемный подход в обучении сочетает систематическую поисковую деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки. Следует также подчеркнуть, что проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку добываются они в самостоятельной деятельности либо усваиваются посредством диалога с учителем. Вместе с тем, к недостаткам проблемного обучения следует отнести то, что оно способно вызвать различного рода затруднения у учащихся, соответственно, на осмысление задачи и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении [1, 210].

В научной и методической литературе, психолого-педагогических источниках проблемное обучение рассматривается как сложное понятие и явление педагогической практики, которое в системе развивается и совершенствуется. В процессе анализа теоретических источников установлено, что в научно-методической литературе представлены различные трактовки основных категорий проблемного обучения – «проблемность», «проблемный подход», «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблемное задание», «проблема». Как следствие – осуществляются различные подходы к их классификации и внедрение в практику обучения. В частности, важным является применение к методической интерпретации основных положений и понятий проблемного обучения деятельностного и личностно ориентированного подходов.


Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 1950-х годов. Исследователи пришли к выводу, что в основу проблемного обучения легли идеи Дж. Дьюи, американского педагога, психолога, философа (1859-1952), который основал в 1894 году в Чикаго опытную школу, особенности которой заключались в том, что основу обучения в ней составляли трудовая деятельность и игры, а не учебный план. Следует отметить, что применявшиеся в этой школе новые принципы обучения, методы и приемы теоретически не были ни обоснованы, ни сформулированы в виде концепции, но при этом получили широкое распространение в 1920-1930 годах. В России концепция проблемного обучения стала активно внедряться в 1960-1980-х годах. Стоявший у истоков популяризации проблемного обучения И.Я. Лернер характеризовал проблемное обучение как «решение учащимся новых для него познавательных задач в системе соответствующей образовательно-воспитательным целям школы или высшей школы» [6, 36]. М.И. Махмутов определяет сущность проблемного обучения как «создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащегося по самостоятельному решению учебных проблем» [8, 23].

На современном этапе большинство современных публикаций по теории обучения акцентируют внимание на необходимости активизации учебного процесса в целом и учебной деятельности учащихся в частности. При этом под активизацией понимается в том числе и эффективное использование тех методов и приемов обучения, которые выступают основой традиционной дидактики. Говоря об активизации с помощью проблемного обучения, исследователи понимают при этом, среди прочего, создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач. Сегодня отечественными педагогами и психологами теория проблемно-развивающего обучения представлена в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения.

Рассмотрим основные направления и понятия проблемного обучения. Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе рассматривают в трех аспектах:

  1. Базирующиеся на психологических закономерностях формы активного обучения. Так, В. Оконь рассматривает проблемное обучение как совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание необходимой помощи учащимся в решении проблем, проверка этих решений, а также руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний [7, 186].

  2. Как обучение, в котором учащиеся в системе и целенаправленно включаются в процесс решения проблемных ситуаций и задач, построенных на содержании программного материала. По мнению Е.В. Коротаева проблемное обучение представляет собой такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению под руководством педагога, как результат – происходит развитие мыслительных способностей и творческое усвоение различных знаний, и овладение необходимыми навыками и умениями [4, 87].

  3. Как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. К.А. Арапов проблемное обучение характеризует как тип развивающего обучения, в котором содержание представлено системой различного уровня сложности проблемных задач, учащиеся в процессе их решения овладевают новыми знаниями и способами действия, как результат – происходит формирование их творческих способностей: познавательной мотивации, продуктивного мышления, интеллектуальных эмоций, воображения [20, 91].


Каждое из обозначенных определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в результате рассмотрения их в комплексе прослеживаются главные признаки, которые составляют основу моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

1) создание проблемных ситуаций;

2) обучение учащихся в процессе решения проблемных задач;

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Н.Н. Никитина считает, что в ходе организованного педагогом активного взаимодействия учащихся с проблемно-представленным содержанием обучения, что составляет основу проблемного обучения, они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. При этом учатся творчески усваивать знания и креативно мыслить [16, 206].

Обобщая подходы к пониманию проблемного обучения, следует отметить, что проблемное обучение характеризуется как тип развивающего обучения, в котором совмещаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением уже разработанных в науке выводов, при этом учет принципа проблемности и целеполагания составляет основу построения системы методов. Процесс взаимодействия преподавания и учения в проблемном обучении ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся в ходе решения проблемных ситуаций, направлен на устойчивое развитие мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, повышение мотивации обучения.

Технология проблемного обучения базируется на определенных концептуальных положениях. Так, например, исследователь Дж. Дьюи среди них определяет следующие: в онтогенезе ребенок повторяет путь человечества в познании; как активный субъект обучения ребенок усваивает тот или иной материал не просто посредством восприятия его органами чувств, а в процессе удовлетворения возникающих у него потребностей в знаниях [1, 16].

Принцип проблемности, составляющий основу технологии проблемного обучения, включает: логику построения учебного процесса и содержание изучаемого материала; методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею; понимание и усвоение педагогом сущности и содержания организации процесса проблемного обучения; соответствующую структуру урока, включающую формы контроля учителя за процессом деятельности учащихся и ее результатом; практическое овладение педагогом формами, методами и средствами технологии проблемного обучения; творческое и системное применение проблемных подходов на практике. Также