Файл: Технологии проблемного обучения функции и методы проблемного обучения. Технология задачного подхода.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Технологии проблемного обучения: функции и методы проблемного обучения. Технология задачного подхода ………………………………………..…….6
Глава 2. Метод проблемного изложения материала как способ развития творческого мышления школьников ……………………………………………………………..…..21
Заключение……………………………………….…………………………………..…..32
Библиографический список …………….………………………………….…………...35
Приложение………………………………………………………………………............38
ВВЕДЕНИЕ
Современная российская школа согласно Концепции модернизации российского образования претерпевает существенные изменения в структуре и содержании образования. Так, основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели предусмотрено решение ряда приоритетных, взаимосвязанных задач, среди которых – достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. В обозначенном контексте развитие способности учащихся эффективно реализовывать свои потенциальные возможности в решении разного рода проблемных ситуаций выступает актуальной проблемой, требующей современных подходов к ее разрешению. Недостаточная разработанность методов проблемного обучения праву в условиях внедрения ФГОС, необходимость развития творческого мышления современных школьников в процессе обучению праву с целью определения дальнейших перспектив школьного правового образования и обуславливает актуальность данной темы.
Современные образовательные траектории требуют от учащихся школы в качестве основного результата образования овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие, жизненные задачи, с которыми школьниками предстоит столкнуться непосредственно во взрослой жизни. Так, например, при изучении различных разделов права учащиеся должны понимать: для чего он им необходим и как связаны изучаемые понятия с насущными задачами практики. В этой связи предполагается новый подход к конструированию содержания образования, также к использованию современных образовательных технологий обучения.
Использование технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению их личности, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач, а также направлено на развитие творческого мышления школьников. Применение различных форм, методов проблемного обучения на уроках права позволяет активизировать познавательные процессы учащихся, обеспечивая переход от регламентации, алгоритмизации процесса обучения к интенсивным поисковым формам и методам.
Проблемные задачи на уроках права формируются посредством рассмотрения проблемных ситуаций и решения проблемных вопросов. Проблемные задачи могут создаваться на всех этапах процесса обучения праву: при объяснении, закреплении, контроле.
В педагогической литературе изучение проблемных методов обучения нашло широкое отражение, в том числе как в исследованиях известных отечественных дидактов, таких как И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В.А. Сластенин, В.И. Загвязинский, Г.К. Селевко, A.M. Матюшкина, А.В. Хуторской и др., так и в современных разработках X. X. Абушкина, А.Т.Алимова, К.А. Арапова, А.А. Вербицкого, Л.М. Герелеса, И. А. Емельяновой, Л.М. Росляковой, Е.А. Самойловой, М. Г. Руковички и др. Ряд исследователей прослеживают особенности включения проблемных ситуаций, проблемных задач в процесс обучения праву, среди них: Е.М. Крапанева, О.Ю.Назарова, Е.А. Певцова, А.Н. Чашин и др.
Несмотря на достаточную представленность обозначенной проблемы проблемного обучения праву в научно-методических исследованиях, она требует последующих разработок, в том числе в контексте рассмотрения проблемных задач на уроках права как продуктивного способа развития творческого мышления учащихся на современном этапе.
Объект исследования – технологии проблемного обучения, как способ развития творческого мышления учащихся.
Предмет исследования – проблемные задачи на уроках права.
Цель исследования – проанализировать особенности использования проблемных задач на уроках права, а также их возможности по формированию творческого мышления учащихся.
Реализация поставленной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
-
Рассмотреть теоретические основы проблемного обучения, в том числе – целевую и функциональную направленность технологии проблемного обучения и его методы. -
Изучить метод проблемного изложения в системе развития творческого мышления школьников.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение, анализ, систематизация, обобщение.
Структура определяется целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Технологии проблемного обучения: функции и методы проблемного обучения.
Технология задачного подхода
«Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых способов действий, новых знаний» утверждал И.Я. Лернер. Проблемное обучение выступает одним из наиболее продуктивных способов формирования навыков самостоятельного поиска, развития творческого мышления, усвоения и применения знаний. Проблемное обучение характеризуется как обучение, при котором усвоение содержания материала осуществляется в процессе решения специальных проблемных ситуаций [15, 17]. Проблемный подход в обучении сочетает систематическую поисковую деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки. Следует также подчеркнуть, что проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку добываются они в самостоятельной деятельности либо усваиваются посредством диалога с учителем. Вместе с тем, к недостаткам проблемного обучения следует отнести то, что оно способно вызвать различного рода затруднения у учащихся, соответственно, на осмысление задачи и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении [1, 210].
В научной и методической литературе, психолого-педагогических источниках проблемное обучение рассматривается как сложное понятие и явление педагогической практики, которое в системе развивается и совершенствуется. В процессе анализа теоретических источников установлено, что в научно-методической литературе представлены различные трактовки основных категорий проблемного обучения – «проблемность», «проблемный подход», «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблемное задание», «проблема». Как следствие – осуществляются различные подходы к их классификации и внедрение в практику обучения. В частности, важным является применение к методической интерпретации основных положений и понятий проблемного обучения деятельностного и личностно ориентированного подходов.
Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 1950-х годов. Исследователи пришли к выводу, что в основу проблемного обучения легли идеи Дж. Дьюи, американского педагога, психолога, философа (1859-1952), который основал в 1894 году в Чикаго опытную школу, особенности которой заключались в том, что основу обучения в ней составляли трудовая деятельность и игры, а не учебный план. Следует отметить, что применявшиеся в этой школе новые принципы обучения, методы и приемы теоретически не были ни обоснованы, ни сформулированы в виде концепции, но при этом получили широкое распространение в 1920-1930 годах. В России концепция проблемного обучения стала активно внедряться в 1960-1980-х годах. Стоявший у истоков популяризации проблемного обучения И.Я. Лернер характеризовал проблемное обучение как «решение учащимся новых для него познавательных задач в системе соответствующей образовательно-воспитательным целям школы или высшей школы» [6, 36]. М.И. Махмутов определяет сущность проблемного обучения как «создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащегося по самостоятельному решению учебных проблем» [8, 23].
На современном этапе большинство современных публикаций по теории обучения акцентируют внимание на необходимости активизации учебного процесса в целом и учебной деятельности учащихся в частности. При этом под активизацией понимается в том числе и эффективное использование тех методов и приемов обучения, которые выступают основой традиционной дидактики. Говоря об активизации с помощью проблемного обучения, исследователи понимают при этом, среди прочего, создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач. Сегодня отечественными педагогами и психологами теория проблемно-развивающего обучения представлена в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения.
Рассмотрим основные направления и понятия проблемного обучения. Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе рассматривают в трех аспектах:
-
Базирующиеся на психологических закономерностях формы активного обучения. Так, В. Оконь рассматривает проблемное обучение как совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание необходимой помощи учащимся в решении проблем, проверка этих решений, а также руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний [7, 186]. -
Как обучение, в котором учащиеся в системе и целенаправленно включаются в процесс решения проблемных ситуаций и задач, построенных на содержании программного материала. По мнению Е.В. Коротаева проблемное обучение представляет собой такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению под руководством педагога, как результат – происходит развитие мыслительных способностей и творческое усвоение различных знаний, и овладение необходимыми навыками и умениями [4, 87]. -
Как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. К.А. Арапов проблемное обучение характеризует как тип развивающего обучения, в котором содержание представлено системой различного уровня сложности проблемных задач, учащиеся в процессе их решения овладевают новыми знаниями и способами действия, как результат – происходит формирование их творческих способностей: познавательной мотивации, продуктивного мышления, интеллектуальных эмоций, воображения [20, 91].
Каждое из обозначенных определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в результате рассмотрения их в комплексе прослеживаются главные признаки, которые составляют основу моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций;
2) обучение учащихся в процессе решения проблемных задач;
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Н.Н. Никитина считает, что в ходе организованного педагогом активного взаимодействия учащихся с проблемно-представленным содержанием обучения, что составляет основу проблемного обучения, они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. При этом учатся творчески усваивать знания и креативно мыслить [16, 206].
Обобщая подходы к пониманию проблемного обучения, следует отметить, что проблемное обучение характеризуется как тип развивающего обучения, в котором совмещаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением уже разработанных в науке выводов, при этом учет принципа проблемности и целеполагания составляет основу построения системы методов. Процесс взаимодействия преподавания и учения в проблемном обучении ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся в ходе решения проблемных ситуаций, направлен на устойчивое развитие мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, повышение мотивации обучения.
Технология проблемного обучения базируется на определенных концептуальных положениях. Так, например, исследователь Дж. Дьюи среди них определяет следующие: в онтогенезе ребенок повторяет путь человечества в познании; как активный субъект обучения ребенок усваивает тот или иной материал не просто посредством восприятия его органами чувств, а в процессе удовлетворения возникающих у него потребностей в знаниях [1, 16].
Принцип проблемности, составляющий основу технологии проблемного обучения, включает: логику построения учебного процесса и содержание изучаемого материала; методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею; понимание и усвоение педагогом сущности и содержания организации процесса проблемного обучения; соответствующую структуру урока, включающую формы контроля учителя за процессом деятельности учащихся и ее результатом; практическое овладение педагогом формами, методами и средствами технологии проблемного обучения; творческое и системное применение проблемных подходов на практике. Также