Файл: Технологии проблемного обучения функции и методы проблемного обучения. Технология задачного подхода.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принципами проблемного обучения являются: развивающий характер обучения; самостоятельность в работе учащихся; использование алгоритмизированных дидактических задач; вариативность и интеграция в применении различных областей знаний [12, 43].

Проблемное обучение имеет целевую направленность, что обусловлено решением соответствующих задач: усвоение знаний в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, приобретение необходимых умений и навыков; овладение средств самостоятельной деятельности; развитие творческих и познавательных способностей; воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные проблемы; развитие творческого мышления.

Проблемность обучения предполагает внедрение в учебный процесс совокупности методов и приемов организации познавательной деятельности учащихся, детерминирующих их активную умственную деятельность в процессе решения учебных проблем [17, 101]. Также проблемный подход мы понимаем как изучение предмета через последовательное представление учащимся и решения ими проблемных ситуаций благодаря внедрению методов проблемного обучения и отбора учебного материала, что может обеспечить такой тип обучения. Соответственно, учебная проблема как сложный вопрос, который требует решения, выступает исходным понятием проблемного обучения. Осознание учащимися того или иного противоречия, необходимость найти оптимальный путь решения проблемы обусловливает возникновение у них потребности в усвоении новых знаний, формировании необходимых навыков и умений и, как результат, активизирует познавательную деятельность. В ходе проблемного обучения знания в готовом виде учитель не сообщает – он ставит перед учащимся задачу (проблему), заинтересовывает его, вызывает у него желание найти способ ее решения.

Проблемная ситуация является основным понятием проблемного обучения. Она представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему путем, что побуждает искать новый способ объяснения действия. Е.М. Крапанева проблемную ситуацию определяет как особое психическое состояние ученика, которое характеризуется выше обозначенным затруднением при взаимодействии субъекта и объекта обучения и стремлением решить познавательные противоречия [11, 65].


Н.Н. Никитина проблемную задачу трактует как средство создания в процессе обучения учебного предмета, в частности – права, проблемной ситуации, которая предполагает активное мышление и практическую деятельность учащихся для получения ими познавательного результата, что важно для процесса решения проблемной ситуации [16, 206].

Проблемное задание, с одной стороны, – это разновидность познавательной задачи, которая соответствует высшему уровню организации познавательной деятельности ученика в процессе осуществления проблемного обучения; с другой стороны, – это объект действия ученика. Сочетание этих подходов можно рассматривать как организованную учителем методическую познавательную ситуацию, взаимодействия ученика с познавательным объектом, которая характеризуется интеллектуальным затруднением и стремлением решить познавательные противоречия, и направлена на усвоение предметного содержания, в данном случае – правовой направленности [6, 144].

Рассмотрим особенности проблемного обучения. А.М. Матюшкин среди них выделил следующие [14, 92]:

  1. Проблемное обучение представляет собой специфическую интеллектуальную деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий посредством решения учебных проблем, что направлено на обеспечение прочности, глубины, сознательности знаний и формирование интуитивного и логико-теоретического мышления.

  2. Проблемное обучение выступает средством формирования мировоззрения, что обусловлено его направленностью на развитие диалектического, творческого и критического мышления. Основным условием перехода знаний в убеждения является самостоятельное решение учащимися проблем, при этом систему глубоких и прочных убеждений к анализу всех явлений и процессов действительности формулирует диалектический подход.

  3. Дидактический принцип связи обучения с жизнью, который определяется закономерностями взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами.

  4. Применение учителем в системе наиболее продуктивного сочетания разнообразных видов и типов самостоятельных работ учащихся, требующих как усвоения новых знаний и способов деятельности, так и актуализации ранее приобретенных.

  5. Дидактический принцип индивидуального подхода.

  6. Динамичность проблемного обучения, что проявляется в подвижной взаимосвязи его элементов. Динамичность заключается в том, что на основе диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира естественным путем одна ситуация переходит в другую.

  7. Высокая эмоциональная активность учащихся, обусловленная тем, что их активная мыслительная деятельность органически связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности, а также тем, что сама проблемная ситуация выступает источником возбуждения эмоциональной активности, поскольку любая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера связана с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, соответственно, вызывает личное переживание ученика. Эмоциональная активность, в свою очередь, детерминирует активность мыслительной деятельности.

  8. Проблемное обучение обеспечивает новое соотношение дедукции и индукции, усиливая значение первого пути познания, а также новое соотношение репродуктивного и продуктивного, в том числе творческого, усвоения знаний, повышая роль именно познавательной творческой деятельности учащихся.


Таким образом, первые три особенности имеют наибольшую социальную значимость и направлены на выполнение основных задач продуктивного обучения, поскольку обеспечивают прочность знаний, особый тип мышления, глубину убеждений, способствуют творческому применению знаний учащимися в жизни. Остальным особенностям присущ социально-дидактический характер, и они обуславливают эффективность действий первых трех.

Рассмотрим основные функции проблемного обучения. Среди них можно выделить [19, 41]:

– успешное усвоение учащимися системы знаний и овладение способами практической и умственной деятельности;

– развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся, их интеллекта;

– формирование всесторонне развитой личности;

– формирование диалектического мышления учащихся;

– формирование навыков творческого усвоения знаний (применение системы отдельных способов и логических приемов творческой деятельности);

– формирование умений решать учебные проблемы и навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации);

– формирование и накопление опыта творческой деятельности (решение практических проблем, творческое отображение действительности, овладение методами научного исследования);

– формирование познавательных, нравственных и социальных потребностей, а также мотивов обучения.

Каждая из обозначенных функций осуществляется в разнообразной теоретической и практической деятельности учащихся и зависит от учета характерных особенностей.

Таким образом, в целом функции проблемного обучения сводятся к развитию творческих потенций и формированию структур творческой деятельности; направлены на усвоение знаний и способов деятельности; овладение методами современной науки. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом уроке. Элементы проблемного обучения мотивируют обучающихся на самостоятельный поиск информации, активизируют мышление, а значит, делают знание не отвлеченным, а личностно-значимым. 

Одинаково эффективным и продуктивным в любых условиях проблемное обучение не может быть. Его процесс, как показывает практика, порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся при усвоении новых знаний, так и их самостоятельности и познавательной активности, по сравнению с применением прежних знаний в новой ситуации.


В педагогической науке выделяют три вида проблемного обучения [18, 35]:

– «научное» творчество, характеризующееся как теоретическое исследование, то есть поиск и открытие нового закона, правила, утверждения и т.д. Постановка и решение теоретических учебных проблем лежит в основе обозначенного вида проблемного обучения;

– практическое творчество представляет собой поиск практического решения, то есть изобретение, поиск способа применения в новой ситуации известного знания, конструирование. Постановка и решение практических учебных проблем также составляет основу обозначенного вида проблемного обучения;

– художественному творчеству присуще художественное отображение действительности на основе творческого воображения, что включает игру, написание музыкального произведения, рисование, литературные сочинения и т.д.

Все представленные виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, наличием поиска и решения проблемы. Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: эвристического или частично-поискового, исследовательского и проблемного изложения.

Среди условий успешности проблемного обучения выделяют: проблематизация учебного материала (учащиеся удивлены, озадачены и заинтересованы); активность школьников (знания должны усваиваться с удовольствием, чему способствует развитие познавательной активности); непосредственная связь обучения с повседневной жизнью ребенка, опытом, его игровой и трудовой деятельностью. Также выделяют такие ключевые условия успешности проблемного обучения:

– обеспечение достаточной мотивации, которая способна вызвать интерес к содержанию проблемы;

– рациональное соотношение известного и неизвестного при постановке проблемы, обеспечение посильности работы с проблемами, возникающими на каждом этапе;

– значимость для учащегося получаемой при решении проблемы информации;

– необходимость установления положительного контакта педагога с учащимися в процессе их диалогического общения, когда учитель доброжелательно, понимаем и поощрением относится ко всем высказанным учащимися гипотезам и мыслям, создает для каждого ситуацию успеха [17, 102].

Важным направлением проблемного обучения является усвоение учащимися выполнения отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, обозначенные умения формируются постепенно, но в системе. Отдельными исследователями рассмотрены некоторые способы решения познавательных вопросов: установление причинно-следственных связей, группировка фактов, обобщение, сравнение. Взаимосвязаны в контексте проблемного обучения понятия «проблемный вопрос» и «познавательный вопрос». Однако следует отметить, что «познавательный вопрос» несколько шире, чем понятие «проблемный вопрос», поскольку познавательным является чаще всего проблемный вопрос, но не каждый при этом познавательный вопрос является проблемным. Его можно считать проблемным только в том случае, когда он станет основой создания проблемной ситуации, разрешение которой приведёт к получению новых знаний.


В педагогической практике определяют такие дидактические способы организации процесса проблемного обучения: монологический, рассуждающий, диалогический, эвристический, исследовательский, метод программированных заданий [22, 164].

Сущность новых понятий, фактов учитель при монологическом методе объясняет сам, также дает учащемуся готовые выводы науки, но осуществляется в условиях проблемной ситуации. Форма изложения – сообщение, лекция, рассказ, беседа. Могут быть такие варианты применения монологического метода: педагог, создав проблемную ситуацию, анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения; учитель путем поиска и открытия излагает тему, тем самым создавая искусственную логику научного поиска посредством построения умозаключений и суждений на основе логики познавательного процесса.

Диалог педагога с учащимися составляет основу метода диалогического изложения. В созданной учителем проблемной ситуации он с помощью учащихся ставит проблему и решает ее, таким образом, школьники активно участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательств гипотез. При использовании диалогического метода в деятельности учащихся сочетаются частично-поисковый и репродуктивный методы обучения. Обозначенный метод может быть реализован в форме рассказа, поисковой беседы.

Суть эвристического метода состоит в том, что выдвижение гипотезы, открытие нового правила, закона осуществляется не педагогом при участии учащихся, а с помощью педагога и под его руководством самими учащимися. Сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий может быть формой реализации этого метода.

Посредством постановки перед учащимися практических и теоретических исследовательских заданий, которые имеют высокий уровень проблемности, организуется метод исследовательских заданий. В процессе реализации обозначенного метода учащийся самостоятельно совершает логические операции, раскрывая сущность нового способа действия и нового понятия. Исследовательские работы по форме организации отличаются разнообразием: различные виды проектов, экспериментальные исследования, социологические исследования, подготовка доклада.

По различным параметрам может быть осуществлена типология проблемных ситуаций: по связи со сферой личностных смыслов учащихся, по степени новизны для них, по степени самостоятельности решения и т.п.