Файл: Технологии проблемного обучения функции и методы проблемного обучения. Технология задачного подхода.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современной теории проблемного обучения выделяется десять дидактических способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть взяты педагогом за основу реализации проблемного изложения [16, 24]:
-
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Таким образом, следует отметить, что в условиях проблемного обучения можно продуктивно моделировать процесс целенаправленной активной мыслительной деятельности учащихся и направлять его на развитие творческого мышления. Метод проблемного изложения в обозначенном контексте, соответствуя природе познавательных потребностей учащихся, отражающих их психическую и практическую готовность к познанию и творчеству, является важным мотивирующим и стимулирующим фактором обучения, что в частности позволяет повысить качество обучения праву.
Таким образом, формирование и развитие творческого мышления как основной составляющей творческой активности учащихся является одной из основных задач современной системы образования. Актуальность развития творческого мышления обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Развитие творческого мышления школьников, стремления к реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования креативных навыков успешно осуществляется в процессе внедрения технологии проблемного обучения.
Метод проблемного изложения материала лежит в основе технологии проблемного обучения. Он определяет создание проблемной ситуации, направленность активной познавательной и творческой деятельности учащихся, которая включает поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами определенные системные явления и закономерности. Метод проблемного изложения относится к продуктивному типу методов, поскольку ориентирован на развитие творческого мышления учащихся.
Формирование творческого мышления на уроках через решение определенного типа проблемных задач в различной форме обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение теоретических и практических подходов к включению проблемных задач на уроках права как способа развития творческого мышления современных школьников позволяет сделать следующие выводы:
-
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что существуют различные подходы к определению понятия «творческое мышление», среди которых рассмотрение его, как разнонаправленности и вариативности поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации; как одного из видов мышления, характеризующегося созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. -
Мышление творческое отличается от репродуктивного мышления, в основе которого процесс применения готовых знаний и умений, поскольку творческое мышление не только характеризуется созданием чего-то не только объективно нового, но выступает субъективно новым опытом деятельности, что обуславливает его непосредственную связь с концептуальными подходами проблемного обучения. -
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. -
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. -
Классификация этапов (фаз) творческого процесса логично связана с этапами решения проблемной задачи: этап возникновения творческой ситуации этап возникновения проблемной ситуации; этап развития решения; этап критики, подтверждения и воплощения. Также в теории и практике представлена и такая логика взаимосвязи развития творческого мышления в процессе решения проблемных задач: осознание потребности; анализ ее; изучение доступной информации; формулирование предлагавшихся ранее решений; критический анализ; собственный вариант решения. -
Схема проблемного обучения, используемая при изучении права, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. -
В процессе работы, в том числе на уроках правоведения, наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. -
Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения. -
Совокупность целенаправленно сконструированных задач на уроках права, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания правового образования, усвоение опыта творческой деятельности. -
Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают творческое мышление. -
Включение проблемных задач на уроках права дает качественно новый результат, учащийся овладевает новыми способами поиска информации, формируется проблемный уровень мышления.
Таким образом, важная особенность формирования творческого мышления в процессе решения проблемных задач по праву умение видеть альтернативы, анализировать и осуществлять сознательный выбор одной из альтернатив, при этом опираясь на предметные знания и опыт. Как результат – учащийся проявляет способность видеть объект и проблему задачи под разными углами зрения, стремится изменить восприятие объекта и ситуации таким образом, чтобы увидеть скрытые смыслы, предлагает свой собственный алгоритм решения проблемной задачи и само решение, которое отличается от стандартных творческим переосмыслением. Способность познавать и находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осмыслению своего опыта как основные составляющие развития творческого мышления в процессе решения правовых задач учащимися ориентированы на активизацию их мыслительной деятельности, преодоление механического усвоения предметных знаний, имеют практикоориентированный потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Алимов А. Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А. Т. Алимов, И. Б. Савриева // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С.468-470. -
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 416. -
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – С. 345. -
Бунеев Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. – М.: Баласс, 2008. – С. 160. -
Васильева Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1717-1719. -
Емельянова И. А. Проблемное обучение в современном образовании / И. А. Емельянова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 144-145. -
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: [учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведенений] / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 192. -
Иванова И. П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И. П. Иванова. – Ставрополь, 2002. – С. 256. -
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – С. 448. -
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. – М., 2003. – С. 345. -
Крапанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие / Е.М. Крапанева. – Екатеринбург: Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – С. 166. -
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. – М.: Педагогич. общ-во России, 2001. – С. 356. -
Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – С. 64. -
Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: Просвещение, 1968. – С. 186-203. -
Назарова О.Ю. Теория и методика обучения праву: методические рекомендации / О.Ю. Назарова. – Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. – С. 52. -
Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионального-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – С. 288. -
Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. – Рига, 1988. – С. 185. -
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – С. 280. -
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. – 1996. – № 2. – С. 4-6 -
Право: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень образования/Т.В. Кашанина. – Вита-Пресс, 2011. – С. 245. -
Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст: монография / Мин–во образования и науки РФ, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун–т. – Владимир: Владимир. гос. пед. ун–т, 2005. – С. 234. -
Руковичка М. Г. Технологии проблемного обучения в школьной педагогической практике / М. Г. Руковичка, Л. И. Бугаева, Л. А. Савельева // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 1009-1011. -
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – С. 576. -
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – С. 240-244.
Электронные ресурсы:
http://www.allpravo. ru/library/doc108p/instrum3996/item3999.html
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/2000/01/
Приложение 1
Сравнительная характеристика традиционного и проблемного видов обучения
Традиционное обучение | Проблемное обучение |
1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание, прежде всего, на программу | 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач |
2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса | 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают здесь высокого уровня |
3. Темп подачи информации ориентирован на более сильных, или средних, или слабых учащихся | 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся |
4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения, он не является его органической частью | 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов |
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информации на практике | 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности |
Приложение 2
Методическая система проблемного обучения праву
(Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин: учебно-методическое пособие. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 359 с.