Файл: Особенности поведения олигополистических фирм в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить три основные разновидности олигополии, отличающиеся в зависимости от цели деятельности и степени взаимовлияния и взаимосвязи:

1. Нескоординированная олигополия характеризуется:

-отсутствием сговора и общей цели у фирм – конкурентов;

-выбором оптимального объема производства в условиях нескоординированной монополии

-ломаным характером кривой спроса, разрывами кривой предельного дохода;

-потерей гибкости цен и блокированием механизмов саморегуляции рынка при нескоординированной олигополии

2. Картели характеризуются:

- общей целью фирм-конкурентов – монополистической прибылью;

- наличием соглашений между олигополистами (квотами производства, разделом рынков, ценообразованием, общей политикой в отношении к поставщикам)

3. Картелеподобная структура рынка характеризуется:

- общей целью фирм - олигополистов – равновесием Курно и максимизацией олигополистической прибыли;

- существованием принципа предсказуемого поведения (лидерством в ценах) [24, c.85].
1.2.Механизм ценообразования в условиях олигополии
Появление олигополий характеризуется:

  1. Эффектом масштаба производства;

  2. Крупными барьерами для вступления на рынок;

  3. Преимуществом слияния.

Эффект масштаба - эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции.

Эффект масштаба зависит от факторов, сокращающие в долгосрочном периоде средние издержки производства по мере того, как фирма увеличивает размеры предприятия (объем продукции) [26, c.45].

Отрасль рынка становится олигополистической, если крупный размер предприятия способствует экономии на затратах. Более того, в процессе модернизации техники и внедрения новых технологий в производство оптимальные размеры производства достигают масштабов, которые становятся значительным препятствием для входа в эту отрасль для новых производителей. Крупные фирмы приобретают значительные преимущества над мелкими. Это проявляется при ограниченности финансов, низких издержках производства, достигнутых в результате эффекта масштаба и более рационального использования ресурсов несколькими производителями

в сравнении с большим количеством конкурентов с незначительными объемами производства.


Так как основой олигополистического рынка является механизм рыночной конкуренции, он вытесняет с рынка слабые предприятия при помощи банкротства, поглощения или слияния с более сильными конкурентами, происходящее на основе финансовых операций по приобретению акций, доли капитала или всего предприятия целиком. Слияние может иметь как добровольным, так и являться экономически вынужденным.

В любом случае данные процессы приводят к сосредоточению основной доли рынка у нескольких крупных производителей, что является олигополистической структурой рынка [9, c.81].

Теорию олигополистического ценообразования основал французский математик и экономист А. Курно. При исследовании взаимодействия олигополистов, он показал, что каждым производителем выбирается такое количество продукции, которое способствует максимизации его прибыли, учитывая то, что объем продаваемых товаров у конкурентов останется неизменным. В своем исследовании А. Курно пришел к двум выводам:

  1. Любая отрасль характеризуется определенным и стабильным равновесием между ценой товара и объемом продаж

  2. Цена равновесия зависит от числа продавцов

При господстве на рынке одного производителя, т.е. рынок характеризуется монополистической структурой, цена становится монопольной. Чем больше производителей появляется в отрасли, тем больше падает равновесная цена, но опускается она до тех пор, пока не приблизится к предельным издержкам [16, c.103].

Далее исследование механизма ценообразования в условиях олигополии было продолжено американским экономистом Э. Чемберлином, который выдвинул положение о взаимосвязи производителей. Согласно теории Э. Чемберлина небольшое количество ведущих фирм и стандартизированность продукта, которые характерны для олигополии, вынуждают производителей избегать действий, приводящих к ухудшению положения, как самого производителя, так и всей отрасли в целом. Из этого следует вывод, что все олигополисты заинтересованы в установлении завышенной цены, что в свою очередь доказывало, что монопольная цена может быть установлена и без явного сговора.

Более того существует несколько характеристик практического применения ценообразования:

  1. Выбор цели ценообразования характеризуется:


- Обеспечением выживаемости (сбыта): использование заниженных цен для того, чтобы пробиться на олигополистический рынок

- Максимизацией прибыли: происходит оценка спроса и издержек с учетом различных условий ценовой политики, и выбирается уровень, способный обеспечить в будущем максимальную прибыль.

- Удержанием рынка (прибыли): проведение тщательного анализа ситуации, динамики цен, появления нового товара, а также недопускание чрезмерного повышения или понижения цен на свою продукцию или продукцию других фирм-олигополистов, в то же время, снижая свои издержки производства и сбыта.

  1. Определение спроса

Олигополистической структуре рынка свойственна кривая спроса. сильно изменяющаяся под влиянием ценовой политики даже одного из олигополистов. Поэтому при ценообразовании необходимо учитывать ломаный характер кривой спроса на продукцию, причем спрос будет определять верхний уровень цены.

  1. Анализ издержек

Валовые издержки определяют нижний предел цены, что немало важно при снижении цен, особенно при ведении ценовых войн. Анализ цен конкурентов [20, c.134]

Необходим в связи с высокой степенью взаимозависимости фирм. Олигополист принимает свои решения, основываясь на предполагаемой реакции других производителей, которые, в свою очередь, принимают во внимание ценообразование данной фирмы.

  1. Выбор методов ценообразования

  2. Этап, определяющий цену на товар, исходя из условия, что оптимальной ценой должны полностью возмещаться издержки производства и сбыта продукции, а также обеспечиваться получение прибыли.

  3. Установление окончательной цены – заключительный этап ценообразования.

Данный этап характеризуется формированием окончательной цены, её проверкой соответствия ценовой политике фирмы, соответствия психологическому восприятию потребителем, а также в прогнозом реакции остальных олигополистов на установленный уровень цен.

Также выделяют следующие специфические типы формирования цен:

- Лидерство в ценах характеризуется ситуацией на олигополистическом рынке, при которой одна из фирм признается лидером, и соответственно изменения в ценах диктуются этим ведущим производителем, а ценовая политика остальных следует за ценовой политикой лидера.

- Лидерство доминирующей фирмы – подвид лидерства в ценах – характеризуется ситуацией на олигополистическом рынке, при которой один производитель контролирует не менее 50 % производства, а остальные предприятия слишком малы для индивидуальных решений в ценовой политике.


- Ценовое лидерство на базе низких издержек – характеризуется ситуацией, при которой у одной из фирм – олигополистов есть возможность без убытка для себя поддерживать более низкие, чем у других, цены.

Подробная схема ценообразования представлена в описании самих моделей олигополии, отражающих стратегии взаимодействия [11, c.215].
Выводы по главе 1

Олигополия – это рыночная модель, при которой аналогичную продукцию предлагают лишь несколько производителей. Олигополия представляет собой ситуацию, когда на рынке определенных товаров или услуг основную часть рынка делят между собой небольшое количество крупных производителей.

Интересной особенностью олигополистического ценообразования выступает тот факт, что производители в процессе принятия решений о ценообразовании помимо эластичности спроса и показателей затрат производства учитывает такой фактор, как предположительная реакция конкурента на действия этой фирмы.

2.Особенности поведения олигополии в России



2.1. Модели олигополии



Модель Курно, или модель дуополии, названа так в честь французского математика, начавшего впервые её исследовать. Она основывается на условных предпосылках:

- присутствие на рынке только двух фирм;

- каждая фирма, при принятие своего решения, считает цену и объем;

- объем производства конкурента считается постоянным и известным;

Согласно модели Курно предполагается , что на рынке есть только два производителя определенного товара. Потребитель покупает данный товар у одного из этих двух производителей, причем товар обеих фирм стандартизирован и не имеет различий в качестве. Также данная модель ограничена условием, что ни один другой производитель не может войти в эту отрасль [28, c.54].

Алгоритм поведения дуополиста согласно данной модели:

Первый этап представлен на рис.2.

1 этап: Фирма А начинает первая производить товар. До того момента, пока Фирма В не начнет производство, фирма А считает, что выпуск фирмы В равняется нулю и следовательно она монополист в этой отрасли; кривая спроса на ее продукцию будет совпадать с отраслевой кривой спроса. Объем производства и цену продукции выбирается исходя из правила MR=MC (на графике P1 и Q=50, причем Q оптимальное будет равно половине спроса по отрасли в связи с тем, что кривая предельного дохода с ростом выпуска падает в два раза быстрее)


P








P1



D0



MC

MR0