Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
3. Анализ внешней и внутренней среды организационной системы
3.1 Методы анализа макро- и микроокружения организации, ее сильных
и слабых сторон, комплексный SWOT-анализ
На сегодняшний день анализ внешней и внутренней среды занимает очень важное место в развитии любой организации. На существование организации во внешней среде влияют множество факторов. Эти факторы различны и многообразны, и именно они определяют стратегию компании и перспективы ее роста.
Существует множество методов анализа бизнес-среды предприятия, к основным можно отнести:
13
− SWOT - анализ;
− PEST - анализ;
− Модель 4P;
− Модель пяти конкурентных сил Портера;
− Матрица Бостонской консалтинговой группы;
− Матрица Ансоффа;
− и др.
Самым распространенным методом является SWOT - анализ.
Благодаря этому несложному методу можно определить слабые и сильные стороны фирмы и выявить ее возможности и угрозы (таблица 5).
Таблица 5- Матрица SWOT – анализа
Strengths/сильные стороны
Weaknesses/слабые стороны
Opportunities/возможности
SO
WO
Threats/угрозы
ST
WT
13
Агафонов, В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А.
Агафонов. – М.: Инфра-М, 2019. - 350 c

23
На практике еще используется и такой метод – PEST анализ. Его цель
– анализировать и наблюдать за экономическими, политическими, социальными и технологическими факторами. Он обеспечивает детальный анализ внешней среды и выявляет состояние рынка, что позволяет принятию определенного управленческого решения для дальнейшего развития предприятия.
14
Проведение PEST — анализа состоит из следующих этапов:
1) определение и формирование перечня внешних факторов для проведения анализа, характеризующихся высокой вероятностью реализации и уровнем воздействия на деятельность предприятия;
2) оценка реальной значимости каждого отдельного фактора, определяется путем присвоения определенного веса каждому событию, где 1
— важнейшее событие, 0 — незначительное;
3) определение степени влияния факторов по бальной шкале (чаще всего используется 3-х бальная шкала, где 3 — сильное воздействие, 2 — среднее воздействие, 1 — отсутствие воздействия);
4) расчет взвешенных оценок для каждого фактора-события и подсчет суммарной взвешенной оценки для объекта анализа в целом. После завершения всех указанных этапов, осуществляется приведение всех расчетов в матричный вид и составление сводной таблицы PEST — анализа.
На основе сводной таблицы уже можно сделать окончательные выводы и принять необходимые управленческие решения.
15
Модель «Пять сил» М. Портера Определение наиболее мощных ключевых сил для формулирования стратегии: угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов; власть покупателей; власть
14
Никологло, С. Влияние факторов внешней среды на развитие организации / С.
Никологло // Актуальные проблемы права, экономики и управления : Сборник материалов студенческой научной конференции. В 2-х частях, Москва, 25 марта 2021 года / Отв. редактор Н.М. Ладнушкина. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021. – С.
396-399.
15
Котилевская, Т. С. Диагностика внешней среды предприятия: инструменты, методы, модели / Т. С. Котилевская. // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 93-96.


24 поставщиков; угрозы со стороны заменителей товара или услуги; уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.
16
Рассмотрим каждую более подробно.
1) Конкуренция внутри отрасли. На данную конкурентную силу влияют следующие факторы: динамика роста спроса и фиксированные издержки в отрасли, издержки переключения, отраслевая цикличность и другие.
2) Входные барьеры в отраслевой рынок. Среди входных барьеров можно выделить: экономию, обусловленную ростом масштабов производства; доступность ноу — хау и преданность покупателей бренду; капитальные затраты вхождения на рынок и издержки переключения и многие другие барьеры.
3) Рыночная власть покупателей. Она обусловлена количеством покупателей и покупок, издержки переключения и значимость товаров для покупателей и т. д.
4) Рыночная власть поставщиков заключается в следующем: недостаточное количество альтернативных источников снабжения, покупатели каждый в отдельности не значительны для поставщика, возможен риск того, что поставщик будет интегрирован вперед.
5) Высокая угроза замещения. Данная угроза возникает в результате того, что существует ряд одинаково прибыльных способов удовлетворения одних и тех же потребностей покупателей, для покупателя издержки переключения или перемещения к взаимозаменяемому продукту невысоки, покупатель чувствителен к изменению цены.
17 16
Черкасова, И. В. Методы анализа факторов внешней среды, влияющих на деятельность предприятия / И. В. Черкасова // Финансовая грамотность населения: проблемы, региональные практики и перспективы развития : Сборник статей по материалам
Межрегиональной научно-практической конференции, Калуга, 14 октября 2021 года. –
Калуга: ИП Карпов А.Н., 2021. – С. 194-197.
17
Котилевская, Т. С. Диагностика внешней среды предприятия: инструменты, методы, //
Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 93-96.

25
Таким образом, использование методов анализа внешней и внутренней среды направлено на определение способности в достижениях целей стратегического развития предприятия, для достижения успешности, выявления сложностей его функционирования, что определяет потенциальные направления развития и риски, способные негативно сказаться на достижении целей предприятия.
3.2 Анализ внешней и внутренней среды O’stin
С целью оценки внешней среды проведем PESTEL-анализ (таблица
6).
Таблица 6 - PESTEL-анализ сферы производства и продажи одежды и аксессуаров
Политическая среда
Экономическая среда
1.Текущее законодательство на рынке
2.Санкции
3.Торговая политика
4.Международные группы давления
5.Экологические проблемы
1.Уровень инфляции
2.Экономическая ситуация и тенденции
3.Платежеспособный спрос
4.Потребности конечного потребителя
5.Нестабильность курсов основных валют
Социум
Технологическая среда
1.Снижение доходов населения
2.Потребительское предпочтение
3.Репутация компании, имидж
4.Мода и образцы для подражания
5.Мнение и отношение потребителей
1.Развитие средств автоматизации
2.Разработка новых приложений
3.Диджитализация
4.Новые материалы
5.Изменение рекламных технологий
Экологическая среда
Правовая среда
1.Экологичность производства
2.Использование большого количества пластика
3.Глобальное потепление
4.Загрязнение
5.Рост экологической ответственности
1.Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи
2.законы о найме
3.судебная система
4.законодательство
5.Проблемы с импортом
По политической среде ситуация для компании неблагоприятная, потребуется заменить поставщиков из-за новых вводимых санкций, а также поиск новых логистических цепочек, для доставки сырья и продукции.


26
Экономическая ситуация может дать компании дополнительные возможности – расширение своего сегмента рынка за счет ухода мелких продавцов. Чтобы не снизился спрос, можно запустить рекламу в СМИ и
Интернете.
В социуме, из-за снижения доходов населения, падает и спрос на более дорогие товарные категории, но также увеличивается спрос на товарные категории эконом-класса. Также влияние моды заставляет компанию развивать более стильную и молодежную линейку одежды.
Развитие технологий благоприятно сказывается на деятельности компании. Автоматизация позволяет снижать накладные расходы, увеличивать посещаемость магазинов, повышать прибыль. А также появляются все больше потребителей, которые предпочитают заказывать одежду в интернете, что стимулирует компанию на продолжение развития своего интернет-магазина.
Важным обстоятельством конкурентной, финансово стабильной, а также инвестиционно-заманчивой компании в долгосрочной перспективе считается согласовывание проблем экономической, а также финансовой эффективности его работы вместе с экологическими условиями и требованиями, которые диктуются рыночной средой.
В правовой же среде, главным проблемным фактором для компании является экспорт из других стран готовой продукции производимой там.
Компании пришлось отказаться от своего главного производителя товара из за введенных новых санкций.
Таблица 7 - Анализ O’stin по модели 5 сил конкуренции М. Портера
Конкурентная сила
Содержание
Влияние
Угроза со стороны потребителей
Потребители низкого достатка
Для данного типа потребителей, не столь сильно волнует качество товара, сколько его стоимость, чем ниже, тем товар их сильнее привлекает
Потребители среднего достатка
Основной вид потребителей рассматриваемой организации. Для них важна золотая середина между ценой и качеством продукции. «Smart»
Потребители
Для данного типа потребителей, компания

27 высокого достатка разработала отдельную линейку одежды
«Smart» она отличается использованием более качественных и дорогостоящих материалов.
Для таких покупателей, качество стоит впереди цены.
Угроза со стороны прямых конкурентов
Colin’s
Имеет менее разнообразный ассортимент, цены на продукцию выше, но имеет более качественные джинсовую продукцию.
Gloria Jeans
Низкие цены на продукцию. Низкое качество товара. Частые скидки и акции. lady
& gentleman
CITY
Не имеет собственного производства.
Интернет-магазин более слабого уровня. В наличии товары мировых брендов. Есть возможность воспользоваться бесплатными услугами швейного мастера.
Угроза со стороны поставщиков
Поставщики из
Китая
Стабильная группа поставщиков, но из за введенных санкций есть трудности с логистикой доставки товара в Россию
Поставщики из
Узбекистана
Ранее был крупнейшим поставщиком, но в связи санкциями, появилась невозможность сотрудничества.
Поставщики из
Вьетнама
Является малым поставщиком отдельных линеек одежды, также есть проблемы с логистикой доставки товара в Россию.
Угроза появления новых конкурентов
12 Storeez
Необычный и приятный интерьер магазинов.
Высокое качество продукции, за справедливую цену. Малое количество выбора товаров. Медленный рост сети.
Lime
Магазин модной женской одежды, который больше ориентирован на молодежь. Высокие цены. Не развивают интернет-продажи.
Угроза со стороны субститутов
Одежда с похожим качеством, но по более низкой цене
Заменители товаров удерживают верхний диапазон цен, из-за чего рынок не может вырасти выше установленной планки. Если предприниматель не сделает продукт более качественным и не отделит его от продукции- заменителя, то прибыль компании будет небольшой. Так как потребители могут приобрести похожую продукцию на более выгодных и удобных условиях в другом месте.
Потребители могут проявлять воздействие на конкурентоспособность продукта фирмы на рынке, таким образом как по факту являются потребителями готового продукта, а также обеспечивают за счет удовлетворения собственных нужд жизнь рынка.


28
Покупатели смогут ужесточать конкурентную борьбу за счет предъявления наиболее высоких условий к качеству продукта, к уровню обслуживания, оказывать влияние на уровень стоимости.
В таблице 8 представлен SWOT анализ организации O’stin
Таблица 8 - SWOT анализ O’stin
Strengths (сильные стороны)
− Крупный бренд, имеющий долгую историю
− Диверсифицированный портфель
− Сильное финансовое положение
− Разветвленная торговая сеть
− Эффективная маркетинговая стратегия, использование различных каналов продаж
− Брэндинг и сотрудничество с крупными организациями
Opportunities (возможности)
− Повышение спроса при изменении образа жизни потребителей
− Выход на рынки развивающихся стран
− Расширение в линейке
− Обратная интеграция
Weaknesses (слабые стороны)
− Премиальный ценовой диапазон
− Производство на аутсорсинге
− Ограниченная линейка продуктов
− Высокая текучесть кадров
1   2   3   4

Threats (угрозы)
− Рост конкуренции
− Доминирование поставщика.
− Правительственные постановления области таможни
SWOT –анализ показал, что популярность бренда является сильной стороной и обуславливает устойчивое финансовое положение организации, разветвленную торговую сеть и эффективную маркетинговую политику. В свою очередь слабыми сторонами и соответственно угрозами являются высокая цена, доминирование поставщика, текучесть кадров.
Конкурентов также можно не бояться, поскольку компания работает на рынке долго время и имеет хорошую репутацию. Однако экономия снижает качество работ.
Чтобы победить в конкурентной борьбе следует пересмотреть политику снижения себестоимости и поискать другие резервы снижения себестоимости с сохранением качества продукции на высоком уровне.

29
Таким образом, у компании есть потенциал эффективно работать на рынке. И используя сильные стороны предприятия можно использовать появляющиеся возможности и избежать угроз.

30
4. Природа и состав функций менеджмента
4.1 Общие и специальные функции менеджмента
Функции менеджмента – это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.
Существуют две группы функций – общие и специальные.
Общие функции управления (функции процесса управления) проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности. Их можно рассматривать как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих действий в рамках единого процесса управления.
В дальнейшем другие исследователи предлагали относить к процессу управления также функции прогнозирования, руководства (лидерства), принятия решений, коммуникации и т. д. Однако, анализируя взгляды зарубежных и отечественных исследователей в этой области, можно с полным основанием полагать, что, в определенной степени, вновь предлагаемые функции можно считать либо составными элементами базовых
(например, прогнозирование, координацию), либо связующими процессами
(например, принятие решений, руководство, коммуникацию).
С учетом изложенного в рамках данного учебника предлагается придерживаться точки зрения, основоположником которой считается Майкл
Мескон и которую поддерживает большинство современных ученых, рассматривающей четыре общие функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
18
Под планированием понимают постановку целей работ организации и определение путей их достижения.
18
Теория менеджмента : учебник в 2 ч. Ч. 1. Теоретические основы менеджмента
(бакалавриат) / Е. А. Байков [и др.]; под общ. ред. А. Д. Евменова. – СПб.: СПбГИКиТ,
2017. – 331 с.