Файл: Й договора Вопросы защиты прав предпринимателе й по обязательствам, присужденным к исполнению в натуре.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. В этом ключе важно уделять внимание правовой защите представителей малого предпринимательства.
В юридической литературе выделяются различные формы государственного воздействия на рыночную экономику: государственное регулирование хозяйственной деятельности10 и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование. С этой точки зрения можно привести пример государственного регулирования банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности классифицируют в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Осуществление этого воздействия предполагает использование значительного количества средств государственного регулирования, в том числе и в области защиты предпринимательской деятельности.
Государственные корпорации холдингового типа имеют существенные отличия от традиционных интегрированных холдингов частного бизнеса. С точки зрения финансового обеспечения определяющей для них является налаженная консолидированная система учета и контроля11. В этой связи следует обратить внимание на важность учета всего спектра типологии предпринимательской деятельности в России для выработки комплексных правовых основ в области ее защиты.
Также следует выделить производственное предпринимательство, которое может быть представлено в качестве малого и среднего предпринимательства и выступать как одно из приоритетных направлений реформирования экономики. Следует отметить, что неслучайно в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"12 впервые появилась ст. 22, в которой особое внимание отводится поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Основными свойствами производственного предпринимательства являются: оперативность, мобильность и способность быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка13. Вместе с тем производственное предпринимательство также нуждается в правомерном законодательном регулировании с четко прописанными постулатами, касающимися защиты данного вида предпринимательской деятельности.
Важно обратить внимание на такой вид предпринимательства, как коммерческо-торговое предпринимательство. Этот тип предпринимательской деятельности обладает некоторыми существенными отличиями от производственного предпринимательства: в частности, речь идет о прямых связях с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ и услуг. В этой сфере уровень нарушения прав предпринимателей и потребителей достаточно высок и требует защитных правовых механизмов регулирования.
Финансово-кредитное предпринимательство представляет собой особую форму коммерческого предпринимательства. Здесь в качестве предмета купли-продажи на первый план выходят валютные ценности, национальная валюта и ценные бумаги, которые продаются предпринимателем покупателю или предоставляются ему в кредит. Данный вид предпринимательства относится к числу наиболее сложных типов предпринимательской деятельности, имеет глубокие исторические корни и требует особого внимания в вопросах охраны и защиты.
Посредническое предпринимательство подразумевает вид деятельности, в ходе которой предприниматель является посредником в процессе осуществления товарного обмена в товарно-денежных операциях. Посредническими предпринимательскими организациями на рынке выступают оптовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, коммерческие банки и другие кредитные организации.
Также в существующей типологии следует выделить и страховое предпринимательство. Его сущность сводится к тому, что предприниматель согласно законодательству и договору может гарантировать страхователю возмещение ущерба в случае непредвиденных обстоятельств. Поскольку вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход14.
Таким образом, соотношение понятий "охрана" и "защита" в области осуществления предпринимательской деятельности требует особого внимания со стороны специалистов в области права и предполагает важность выработки четких формулировок, которые бы получили законодательное закрепление и позволили бы избежать многих правовых лазеек, позволяющих обойти закон в данной сфере. Здесь важен учет многообразия типологии предпринимательской деятельности и ее специфики. Исходя из анализа изученной нами правовой литературы, можно отметить, что на сегодняшний день вопросы соотношения данных понятий практически не проработаны; также можно констатировать отождествление данных понятий и использование их в обобщенном виде.
Что касается основных источников регулирования предпринимательской деятельности, то среди них следует выделить Конституцию РФ и Гражданский кодекс РФ. Среди основных нормативно-правовых документов следует выделить: Федеральный закон о развитии предпринимательства; Федеральный закон "О защите конкуренции"15; Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"16; Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"17 и др.
Важно отметить, что российское законодательство в области предпринимательской деятельности на сегодняшний момент можно считать практически полностью сформированным. Это объясняется закреплением основного принципа построения правовой системы в данной области. Предпринимательские отношения регулируются нормами гражданского права с учетом их специфических особенностей. Поэтому в законодательстве выделены две основные группы: 1) нормы общегражданского регулирования; 2) нормы, закрепляющие особый правовой режим предпринимательского оборота и его субъектов. Применение данных правовых режимов ставится в зависимость от субъектного состава участвующих в правоотношении лиц.
Объективно существуют два варианта правового регулирования предпринимательства. Первый из них, применяющийся в России в настоящее время, основан на раздельном регулировании указанных начал. Частноправовая сторона регламентирована в Гражданском кодексе РФ и принятых в его развитие федеральных законах; публично-правовые аспекты беспорядочно рассредоточены по ряду законодательных актов, практически не увязанных друг с другом. Другой вариант состоит в едином законодательном регулировании частной инициативы и государственного воздействия на экономику.
Особое внимание в контексте государственного сектора экономики должно уделяться отношениям, которые связаны с владением пакетами акций приватизированных предприятий, находящихся во владении Российской Федерации и субъектов Федерации. В настоящее время ситуация осложнена тем, что нет четкой и полной правовой базы для определения правового статуса представителя государства в органах управления акционерными обществами, ответственности государственных представителей, самих органов государственного управления за результаты работы соответствующих представителей и акционерных обществ, пакеты акций которых находятся у государства, и т.д. Все это осложняет возможность защиты предпринимательской сферы.
Основополагающий нормативный правовой акт, который был направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора), был принят в 2001 г. Речь идет о Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"18. В России закон такого типа, вносящий существенные коррективы в работу органов исполнительной власти при осуществлении ими государственно-властных полномочий, был принят впервые. Федеральный закон N 134-ФЗ был направлен на защиту прав хозяйствующих субъектов при проведении органами государственной власти государственного контроля. Впервые на законодательном уровне были закреплены основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора; основные требования и ограничения к организации и проведению мероприятий по контролю; ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении контрольных мероприятий19.
Федеральный закон N 134-ФЗ, состоящий всего из 18 статей, явился основой гарантии защиты прав хозяйствующих субъектов. Об этом свидетельствует судебная и административная практика, которая показывает, что число жалоб на вынесенные органами государственного контроля и их должностными лицами постановления по делам об административных правонарушениях во много раз возросло. В большинстве случаев по административным делам, связанным с нарушением положений Федерального закона N 134-ФЗ, суды принимают сторону заявителя. Немаловажную роль в этом сыграл не только принятый Федеральный закон N 134-ФЗ, но и закрепленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях принцип презумпции невиновности. Несмотря на это, гарантий прав, как и самой их защиты, на практике оказалось недостаточно. Все это нашло свое отражение в Указе Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Также была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
По нашему мнению, сами процедуры защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля и надзора представляют собой разновидность административных процедур. Несмотря на то что после принятия и введения в практику административных регламентов понятие "административные процедуры" в правовых актах используется все чаще, нормативного определения данной категории до настоящего времени нет. Это обстоятельство отрицательно сказывается как на процессе правотворчества, так и на практике правоприменения. С 2010 г. на основании информации контролирующих органов Генеральной прокуратурой Российской Федерации формируется ежегодный сводный план проверок, который также размещается в сети Интернет на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ20. Контроль и мониторинг также в определенной мере способствуют защите прав предпринимателей.
В последние годы государством принят целый ряд мер, направленных на создание необходимых условий для развития предпринимательства, эффективной работы предпринимателей и сокращения избыточного государственного вмешательства в экономику21. Защита прав юридических лиц и предпринимателей при проведении проверок во многом зависит от активности проверяемых, знания ими норм действующего законодательства и желания защищать свои права. От правильного понимания и применения проверяемым лицом норм закона во многом зависит, сможет ли данное лицо пройти проверку, что в конечном счете не может не отразиться на ее результатах.
В юридической литературе выделяются различные формы государственного воздействия на рыночную экономику: государственное регулирование хозяйственной деятельности10 и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование. С этой точки зрения можно привести пример государственного регулирования банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности классифицируют в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Осуществление этого воздействия предполагает использование значительного количества средств государственного регулирования, в том числе и в области защиты предпринимательской деятельности.
Государственные корпорации холдингового типа имеют существенные отличия от традиционных интегрированных холдингов частного бизнеса. С точки зрения финансового обеспечения определяющей для них является налаженная консолидированная система учета и контроля11. В этой связи следует обратить внимание на важность учета всего спектра типологии предпринимательской деятельности в России для выработки комплексных правовых основ в области ее защиты.
Также следует выделить производственное предпринимательство, которое может быть представлено в качестве малого и среднего предпринимательства и выступать как одно из приоритетных направлений реформирования экономики. Следует отметить, что неслучайно в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"12 впервые появилась ст. 22, в которой особое внимание отводится поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Основными свойствами производственного предпринимательства являются: оперативность, мобильность и способность быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка13. Вместе с тем производственное предпринимательство также нуждается в правомерном законодательном регулировании с четко прописанными постулатами, касающимися защиты данного вида предпринимательской деятельности.
Важно обратить внимание на такой вид предпринимательства, как коммерческо-торговое предпринимательство. Этот тип предпринимательской деятельности обладает некоторыми существенными отличиями от производственного предпринимательства: в частности, речь идет о прямых связях с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ и услуг. В этой сфере уровень нарушения прав предпринимателей и потребителей достаточно высок и требует защитных правовых механизмов регулирования.
Финансово-кредитное предпринимательство представляет собой особую форму коммерческого предпринимательства. Здесь в качестве предмета купли-продажи на первый план выходят валютные ценности, национальная валюта и ценные бумаги, которые продаются предпринимателем покупателю или предоставляются ему в кредит. Данный вид предпринимательства относится к числу наиболее сложных типов предпринимательской деятельности, имеет глубокие исторические корни и требует особого внимания в вопросах охраны и защиты.
Посредническое предпринимательство подразумевает вид деятельности, в ходе которой предприниматель является посредником в процессе осуществления товарного обмена в товарно-денежных операциях. Посредническими предпринимательскими организациями на рынке выступают оптовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, коммерческие банки и другие кредитные организации.
Также в существующей типологии следует выделить и страховое предпринимательство. Его сущность сводится к тому, что предприниматель согласно законодательству и договору может гарантировать страхователю возмещение ущерба в случае непредвиденных обстоятельств. Поскольку вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход14.
Таким образом, соотношение понятий "охрана" и "защита" в области осуществления предпринимательской деятельности требует особого внимания со стороны специалистов в области права и предполагает важность выработки четких формулировок, которые бы получили законодательное закрепление и позволили бы избежать многих правовых лазеек, позволяющих обойти закон в данной сфере. Здесь важен учет многообразия типологии предпринимательской деятельности и ее специфики. Исходя из анализа изученной нами правовой литературы, можно отметить, что на сегодняшний день вопросы соотношения данных понятий практически не проработаны; также можно констатировать отождествление данных понятий и использование их в обобщенном виде.
Что касается основных источников регулирования предпринимательской деятельности, то среди них следует выделить Конституцию РФ и Гражданский кодекс РФ. Среди основных нормативно-правовых документов следует выделить: Федеральный закон о развитии предпринимательства; Федеральный закон "О защите конкуренции"15; Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"16; Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"17 и др.
Важно отметить, что российское законодательство в области предпринимательской деятельности на сегодняшний момент можно считать практически полностью сформированным. Это объясняется закреплением основного принципа построения правовой системы в данной области. Предпринимательские отношения регулируются нормами гражданского права с учетом их специфических особенностей. Поэтому в законодательстве выделены две основные группы: 1) нормы общегражданского регулирования; 2) нормы, закрепляющие особый правовой режим предпринимательского оборота и его субъектов. Применение данных правовых режимов ставится в зависимость от субъектного состава участвующих в правоотношении лиц.
Объективно существуют два варианта правового регулирования предпринимательства. Первый из них, применяющийся в России в настоящее время, основан на раздельном регулировании указанных начал. Частноправовая сторона регламентирована в Гражданском кодексе РФ и принятых в его развитие федеральных законах; публично-правовые аспекты беспорядочно рассредоточены по ряду законодательных актов, практически не увязанных друг с другом. Другой вариант состоит в едином законодательном регулировании частной инициативы и государственного воздействия на экономику.
Особое внимание в контексте государственного сектора экономики должно уделяться отношениям, которые связаны с владением пакетами акций приватизированных предприятий, находящихся во владении Российской Федерации и субъектов Федерации. В настоящее время ситуация осложнена тем, что нет четкой и полной правовой базы для определения правового статуса представителя государства в органах управления акционерными обществами, ответственности государственных представителей, самих органов государственного управления за результаты работы соответствующих представителей и акционерных обществ, пакеты акций которых находятся у государства, и т.д. Все это осложняет возможность защиты предпринимательской сферы.
Основополагающий нормативный правовой акт, который был направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора), был принят в 2001 г. Речь идет о Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"18. В России закон такого типа, вносящий существенные коррективы в работу органов исполнительной власти при осуществлении ими государственно-властных полномочий, был принят впервые. Федеральный закон N 134-ФЗ был направлен на защиту прав хозяйствующих субъектов при проведении органами государственной власти государственного контроля. Впервые на законодательном уровне были закреплены основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора; основные требования и ограничения к организации и проведению мероприятий по контролю; ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении контрольных мероприятий19.
Федеральный закон N 134-ФЗ, состоящий всего из 18 статей, явился основой гарантии защиты прав хозяйствующих субъектов. Об этом свидетельствует судебная и административная практика, которая показывает, что число жалоб на вынесенные органами государственного контроля и их должностными лицами постановления по делам об административных правонарушениях во много раз возросло. В большинстве случаев по административным делам, связанным с нарушением положений Федерального закона N 134-ФЗ, суды принимают сторону заявителя. Немаловажную роль в этом сыграл не только принятый Федеральный закон N 134-ФЗ, но и закрепленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях принцип презумпции невиновности. Несмотря на это, гарантий прав, как и самой их защиты, на практике оказалось недостаточно. Все это нашло свое отражение в Указе Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Также была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
По нашему мнению, сами процедуры защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля и надзора представляют собой разновидность административных процедур. Несмотря на то что после принятия и введения в практику административных регламентов понятие "административные процедуры" в правовых актах используется все чаще, нормативного определения данной категории до настоящего времени нет. Это обстоятельство отрицательно сказывается как на процессе правотворчества, так и на практике правоприменения. С 2010 г. на основании информации контролирующих органов Генеральной прокуратурой Российской Федерации формируется ежегодный сводный план проверок, который также размещается в сети Интернет на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ20. Контроль и мониторинг также в определенной мере способствуют защите прав предпринимателей.
В последние годы государством принят целый ряд мер, направленных на создание необходимых условий для развития предпринимательства, эффективной работы предпринимателей и сокращения избыточного государственного вмешательства в экономику21. Защита прав юридических лиц и предпринимателей при проведении проверок во многом зависит от активности проверяемых, знания ими норм действующего законодательства и желания защищать свои права. От правильного понимания и применения проверяемым лицом норм закона во многом зависит, сможет ли данное лицо пройти проверку, что в конечном счете не может не отразиться на ее результатах.