Файл: Й договора Вопросы защиты прав предпринимателе й по обязательствам, присужденным к исполнению в натуре.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поскольку омбудсмен призван заниматься защитой прав предпринимателей, следует в рамках данной части работы подробно остановиться на рассмотрении этой терминологии. Итак, под защитой прав предпринимателей принято понимать деятельность, направленную на устранение препятствий в осуществлении прав и свобод и на борьбу со злоупотреблением правом. Зачастую происходит отождествление понятий "защита" и "охрана". Вместе с тем в научной литературе прослеживается тенденция разграничения понятий защиты и охраны субъективного права. Термин "охрана" подразумевает в большей степени деятельность, обеспечивающую нормальную реализацию субъективных прав за счет принятия профилактических мер для сохранения, адекватного функционирования механизма реализации прав. Кроме того, понятие "охрана" в обязательном порядке включает и профилактическую деятельность, которая проводится в целях обеспечения реального, наиболее полного и всестороннего осуществления прав и свобод личности, тогда как понятие "защита" связано с деятельностью, осуществляемой в случае нарушения субъективных прав и направленной на восстановление нарушенного права31.

Процедура защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе реализации контроля и надзора представляет собой разновидность административных процедур. Вместе с тем, несмотря на принятие и введение в практику административных регламентов, достаточно частое использование в правовых актах понятия "административные процедуры", нормативного определения данной категории до настоящего времени не выработано.

Также важно рассмотреть еще один термин, который достаточно часто встречается в литературе. Выражение "красная кнопка" подразумевает информационную систему обеспечения оперативного реагирования на обращения предпринимателей. Основной целью данной системы является поддержка деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровнях по реализации определенных функций. Речь идет о таких функциях, как: защита и обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти и местного самоуправления; участие в формировании и реализации государственной политики, направленной на обеспечение прав субъектов предпринимательской деятельности.


К такого рода системе выработаны определенные требования. Наиболее значимыми из них являются: открытость и взаимодействие с другими автоматизированными информационными системами и информационными ресурсами; ориентированность на массового пользователя, обеспечение простоты и доступности взаимодействия пользователей.

Следует отметить, что еще до появления должности бизнес-омбудсмена в Российской Федерации проблема защиты прав предпринимателей поднималась неоднократно, в результате чего были наработаны соответствующие технологии и процедуры.

Так, еще в 2002 г. была создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России". Основной целью ее деятельности явилось содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики. Данная организация стала результатом объективного развития и явилась основой дальнейшего расширения деятельности, связанной с объединением предпринимательских организаций России. Она включает в себя 140 некоммерческих организаций по всей стране. В состав "Опоры России" входит 81 региональное отделение. Структура организации состоит из совета регионов; центральной контрольно-ревизионной комиссии; третейского суда. Направляя усилия на защиту своих прав, предприниматели России демонстрируют государственный подход к решению стоящих перед бизнесом проблем. "Опора России" в своей деятельности направляет усилия на сокращение избыточных административных барьеров, систематизацию проверок государственными контролирующими органами, выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей из теневого сектора, снижение налогового бремени и упрощение процедур отчетности. Решение этих задач осуществляется специализированными комитетами согласно их профилю, а также комиссиями, отражающими "отраслевой" разрез деятельности бизнеса. Их работа направлена на согласование интересов бизнеса и власти в реализации ключевых направлений современной экономической политики и выработке рекомендаций по решению проблем предпринимателей

32.

Основное назначение омбудсмена выражается в обеспечении контроля баланса между ветвями государственной власти, соблюдения законности в деятельности государственных органов и должностных лиц, принятии участия в процессе совершенствования законодательства в сфере предпринимательской деятельности, а также в выработке стандартов административной и правоприменительной практики в данной области.

Институт бизнес-омбудсмена вполне правомерно рассматривать как способ внесудебного разрешения определенных конфликтов, возникающих между бизнесом и государством, бизнесом и потребителем. Данный институт основывается на идее о том, что сообщество граждан, являющихся потенциальными налогоплательщиками на свои взносы-налоги, создают институт государства, в функциональные полномочия которого входит создание благоприятных условий для развития всего общества. Исходя из этого можно предложить следующее толкование данного термина: омбудсмен - это уполномоченный, использующий соответствующие инструменты в процессе защиты прав предпринимателей. В свою очередь институт омбудсмена - это специализированный орган, наделенный рядом полномочий на разных уровнях для регулирования предпринимательской деятельности и сокращения рисков и угроз в данной области.

В начале 2012 г. Президент РФ В. Путин на инвестиционном Форуме "Россия-2012" выдвинул инициативное предложение о создании в России должности уполномоченного по защите прав предпринимателей с особым процессуальным статусом. При этом он подчеркнул необходимость введения данной должности и наделение уполномоченного административными функциями с целью развития бизнеса в России33.

На Петербургском международном экономическом форуме-2012 В. Путин официально объявил о назначении на должность федерального омбудсмена по делам предпринимателей Б. Титова. С этого времени в его ведении находятся отечественные и иностранные предприниматели. Кроме того, бизнес-омбудсмен наделен следующими правами: возможность отстаивания интересов бизнеса в суде; в случае необходимости приостановление ведомственных нормативных актов по решению суда; обращение в судебные инстанции с целью незамедлительного приостановления действий чиновников34. Вместе с тем появление должности бизнес-омбудсмена позволит существенно расширить полномочия и возможности по защите предпринимателей35.

Структура института омбудсмена состоит из двух частей: омбудсмена и совета при омбудсмене. Деятельность этой институциональной структуры предполагает законодательную регламентацию, которая должна быть разработана в соответствии с учетом всего спектра проблем в данной области, существующих на сегодняшний день. Кроме того, институт уполномоченного формируется на федеральном и региональном уровнях.


Вопросы государственного контроля и надзора всегда были и остаются актуальными, так как, с одной стороны, без контрольно-надзорных полномочий невозможно реализовать функцию государственного управления, которая является неотъемлемой составляющей государственной власти; с другой стороны, невозможно обеспечить и защитить права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вот почему защита и охрана прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), равно как и своевременное устранение выявленных нарушений и применение соответствующих мер юридического воздействия в отношении нарушителей, напрямую зависят от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных им полномочий.

Ввиду того что система и структура института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей осуществляются на федеральном и региональном уровнях, важным видится рассмотреть значение терминов "федеральный уполномоченный" и "региональный уполномоченный". Так, федеральный уполномоченный является государственным служащим, назначаемым Президентом РФ. В соответствии с принятым Государственной Думой РФ 18 декабря 2012 г. проектом Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом.

Федеральный уполномоченный имеет действующих на общественных началах помощников по тематическим направлениям. Они являются общественными представителями Федерального уполномоченного по направлениям и образуют Координационный совет при Федеральном уполномоченном. Для того чтобы установить юридический статус решений, принимаемых Координационным советом, и соответственно членов этого совета, целесообразно определить необходимость его создания в законопроекте, а соответствующее положение о нем должен утверждать Федеральный уполномоченный. При Федеральном уполномоченном формируется экспертный совет, осуществляющий выявление потока жалоб, порожденных системными проблемами законодательства, и выработку предложений по их решению. Персональный состав экспертного совета утверждается Федеральным уполномоченным. В состав экспертного совета могут включаться уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.


В свою очередь, в регионах России создаются институты уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ - региональные уполномоченные. Должность регионального уполномоченного учреждается законами субъектов РФ. С учетом федеративного устройства и масштабов России возникают существенные различия возможностей правового решения тождественных проблем в регионах (к началу 2011 г. должности уполномоченных по правам человека учреждены в 51 субъекте Федерации). Это актуализирует необходимость разработки единых в национальном масштабе параметров деятельности правозащитных институтов в России36.

Таким образом, в качестве вывода считаем целесообразным обратить внимание, что к числу особенностей защиты прав предпринимателей в российском праве следует отнести: выбор концептуальных обоснований в процессе становления предпринимательской деятельности и отсутствие теоретических разработок ее регулирования. Поступательная динамика в формировании законодательных основ регламентации предпринимательской деятельности явилась основой для создания правовых условий защиты прав предпринимателей. Совершенствование и кодификация гражданского законодательства создали необходимые условия для обеспечения защиты предпринимательской деятельности посредством права, в соответствии с духом и буквой закона.

Следует отметить достаточно глубокую проработанность понятийного аппарата в этой области, выработку комплексных трактовок понятия "предпринимательство" и взаимосвязанных с ним понятий. Вместе с тем теоретические основы зачастую переплетаются с экономической, правовой и социологической областями ввиду того, что данная научная категория является междисциплинарной и многоплановой. В научной литературе проанализированы виды предпринимательства; особое внимание отводится государственному предпринимательству и важности его развития и поддержания в нынешних условиях. Выделяются проблемы малого и среднего предпринимательства, а также отводится внимание крупному бизнесу - корпорациям и холдингам. Важно отметить, что многие авторы рассматривают предпринимательский ресурс с правовой точки зрения и при этом характеризуют предпринимательское объединение как коммерческую организацию. Предпринимательство в России целесообразно рассматривать как деятельность стабильных социально-политических, экономических и общественных объединений, которые согласно выработанному законодательству будут отстаивать социальные, политические и экономические интересы созданных предпринимательских объединений. Российское законодательство в области предпринимательской деятельности по сути практически полностью сформировалось, о чем свидетельствует принцип построения правовой системы в этой области. Предпринимательские отношения регулируются нормами гражданского права с учетом их особенностей.