Файл: Й договора Вопросы защиты прав предпринимателе й по обязательствам, присужденным к исполнению в натуре.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Особенности защиты прав предпринимателей по современному российскому праву
Становление и формирование предпринимательства в Российской Федерации происходили в непростых условиях выбора концептуальных путей и оснований становления предпринимательской деятельности в процессе развития рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем и сложностей в развитии предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. Прежде всего это относится к правовому регулированию предпринимательства. Многие специалисты в области права не раз отмечали, что российское законодательство нуждается в гармонизации, поскольку необходимо добиться его соответствия требованиям современного этапа развития предпринимательства с учетом всего комплекса обозначившихся принципиально новых проблем в данной области. Указанный тезис часто подкрепляется тем аргументом, что общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за правонарушений в сфере предпринимательства. Ввиду этого остро ощущается назревшая необходимость в глубоком, комплексном анализе публично-правового межотраслевого и межсистемного механизма регулирования предпринимательства.

Изучение особенностей защиты прав предпринимателей в Российской Федерации напрямую связано со спецификой развития предпринимательской деятельности. С начала 1990-х гг. Россия начинает развивать рыночные отношения. Правовая основа становления предпринимательства была выражена в законах РФ: от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"22; от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации"23; от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР"24.

Данные законодательные инициативы обусловили развитие рыночных отношений на основе элементов, присущих цивилизованным странам мира. Для возрождения предпринимательства важно было создать необходимые экономико-правовые условия. Их формирование происходило поэтапно, в результате чего планомерно проводились реформы экономической системы. Вместе с тем следует признать, что становление современного класса предпринимателей происходило в сложных условиях. Существенное влияние на это оказали утрата многовекового опыта предпринимательства, а также недостаточное правовое регулирование данной сферы деятельности
25.

Сделаем анализ российских законодательных инициатив в этой области.

Так, Федеральный закон о развитии предпринимательства в целях реализации государственной политики в данной области предусматривает: наличие специальных налоговых режимов; упрощение правил ведения налогового учета; упрощение налоговых деклараций по отдельным видам налогов; создание более облегченной системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий; обеспечение льготного порядка расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество субъектами малого и среднего предпринимательства; учет особенностей участия малого предпринимательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; иные направления.

Анализ проблематики малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что недостаток финансовых средств является одной из основных проблем малого бизнеса. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является одной из самых обременительных для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса. Данный факт находит обоснование и подтверждение в том, что именно с правового закрепления финансовой поддержки в ст.17 Федерального закона о развитии предпринимательства законодатель получил необходимые права для регламентации видов и форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые предусмотрены ст.16 данного Федерального закона. В качестве мер отмечается необходимость введения в Федеральный закон о развитии предпринимательства четких формулировок в вопросах, касающихся: развития кредитно-финансовых механизмов и внедрения финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого бизнеса; расширения круга субъектов малого бизнеса и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью; подготовки высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса; развития малого бизнеса в инновационной и производственной сферах; продвижения продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок; расширения внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса; проведения информационно-аналитического мониторинга состояния малого бизнеса в России и на этой основе разработки мер государственной политики развития бизнеса; создания условий для реализации в России зарубежных программ развития бизнеса и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого бизнеса;

распространения опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого бизнеса26.

Также следует выделить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный Федеральный закон дает необходимое с точки зрения соблюдения Россией своих международных обязательств обоснование введения определенных ограничений деятельности иностранных инвесторов, в том числе и в промышленной сфере.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определено в Федеральном законе о развитии предпринимательства. Согласно его ст. 3 "субъекты малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующими субъектами (юридические лица и индивидуальные предприниматели), которые отнесены в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям". Данные условия определены в ст. 4 Федерального закона о развитии предпринимательства27. В настоящее время в России действуют также Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ст. 30).

Кроме того, к данной сфере деятельности относится и НК РФ. Налоговое регулирование осуществляется государством в рамках проводимой экономической политики. Основными инструментами налогового регулирования являются налоги и сборы. Налоги позволяют государству обеспечить поступления в бюджет; при этом основная часть налоговых поступлений идет от предпринимательских структур, остальная - от физических лиц, что является для них изъятием денежных средств. Общеизвестным является тот факт, что основным источником экономического роста является развитие предпринимательства. Уровень социально-экономического развития государства во многом зависит от благосостояния каждого ее гражданина. Поэтому налоговая политика государства должна формироваться с учетом интересов всех участников отношений.

Таким образом, за последние десятилетия российское законодательство о предпринимательской деятельности претерпело существенные изменения в части создания правовых условий для развития рыночных отношений, а также охраны и защиты предпринимательской деятельности. В настоящее время наиболее явно и открыто выступает задача систематизации законодательства, которое регулирует предпринимательскую деятельность. Важность систематизации предпринимательского законодательства является первостепенной, однако при этом нельзя не обращать внимание на концептуальные проблемы. Это связано с тем, что в российской законодательной практике традиционно преобладает подход, который направлен на сохранение формального единства частного права. В нынешних условиях авторы действующего Гражданского кодекса РФ и активные сторонники монизма в частном праве во многом определяют правовую политику по вопросам совершенствования и кодификации гражданского законодательства. За время применения единого ГК РФ выработана определенная система регулирования, были приняты специальные законы, сложилась правоприменительная практика в области охраны и защиты предпринимательской деятельности.


До недавнего времени в концептуальном плане даже не выдвигался вопрос о масштабах допустимого в стране риска для деятельности предпринимательских структур в качестве серьезной научной проблемы. В изученной нами литературе сформулированы два подхода к рассмотрению этого вопроса. Суть первого состоит в том, что обеспечение предпринимательской деятельности - это имманентно присущая предпринимательству черта. Второй подход сводится к необходимости регулирования и контроля вопросов предпринимательства государством28. При этом пределы такого вмешательства с теоретико-концептуальной точки зрения не обоснованны. Таким образом, в контексте изучения и выявления особенностей защиты прав предпринимателей в России своевременными представляются теоретическое исследование проблем государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности и изучение концептуальных основ института бизнес-омбудсмена в России.

Рассматривая теоретические основы формирования бизнес-омбудсмена, важно остановиться на рассмотрении конституционной основы предпринимательской деятельности. Свод юридических представлений о явлениях и фактах, имеющих место в социально-экономической действительности, как совокупность норм и правил поведения и применения их в судебной практике и повседневной жизни граждан и их объединений находится в постоянном развитии. Наиболее крупные блоки системы права - отрасли права - не согласованы между собой с учетом принятия и действия Конституции РФ, развития социально-экономических процессов в России и мире. Кроме того, специалисты не до конца учитывают роль и огромную методологическую силу Конституции в познании сущности и структуры российского права.

Конституционно-правовое понятие "предпринимательская деятельность" является базовым для многих отраслей права, и прежде всего гражданского. В результате автор формулирует мнение о том, что включение в предмет гражданского законодательства общественных отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, как это сделано в настоящее время, не отвечает той роли, которая отводится в Конституции РФ предпринимательской деятельности, и уравнивает разные по существу отношения - потребительские и предпринимательские29. Именно поэтому при выработке теоретических основ формирования института омбудсмена важно учитывать конституционные основы предпринимательской деятельности и выработать согласованность отраслей права исходя из протекающих в настоящее время процессов социально-экономического развития.


Концепция защиты интересов бизнеса, равно как и непосредственно само выражение "защита бизнес-интересов", появилась сравнительно недавно. Существенным достижением в этой области явился сам факт объединения ради общего блага руководителей частных предприятий, которые имеют противоположные интересы и зачастую являются прямыми конкурентами по отношению друг другу. Деятельность такого рода коалиций позволила представителям бизнеса и государственных учреждений не только достаточно тесно взаимодействовать, но и на общих взаимных началах вести поиск путей совершенствования экономики. Кроме того, коалиции способствовали признанию того, что бизнес должен играть конструктивную роль в формировании государственной политики. Коалиции продолжают налаживать продуктивные связи с местными администрациями и последовательно продвигают идею гласного и открытого демократического процесса.

Теоретические основы формирования института бизнес-омбудсмена явились результатом понимания необходимости создания и развития специализированного института, призванного сосредоточиться на решении наболевших вопросов по защите прав предпринимателей. Они нашли свое отражение в концепции по формированию эффективного механизма оперативного реагирования на обращения предпринимателей - института уполномоченного. Основная цель данной концепции состоит в организации комплексной деятельности по защите прав предпринимателей, направленной на сокращение числа предпринимательских рисков.

В последние годы особое внимание со стороны государства стало уделяться защите прав предпринимателей. Были внесены изменения в практику проведения государственного контроля в этой области. Более жестко стали относиться к административным правонарушениям должностных лиц при осуществлении государственного и муниципального контроля в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей30. Однако проблема защиты прав предпринимателей становилась более острой, появилась необходимость более радикального подхода к ее решению.

Важно отметить, что понятие "уполномоченный по правам", или "омбудсмен", является принципиально новым для России. Вместе с тем предпосылки для его возникновения существуют достаточно давно и в последние годы приобрели зрелый, оформившийся характер, что, собственно, и стало почвой для создания данного института, появления должности и внедрения в обиход этого нового термина.