Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2577

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
354 3. Ниже приведён перечень областей знаний. Все они, за исключением двух, включены в тестирование финансовой грамотности по программе PISA:
1) деньги и операции с ними; 2) планирование и управление финансами семьи; 3) финансовые риски и доходность; 4) разработка государственного бюджета; 5) финансовый ландшафт современного государства; 6) управление государственными финансами.
4. Соотнесите области финансовой грамотности и их содержание.
Содержание:
Области финансовой грамотности:
А) уметь использовать различные способы оплаты за товары и услуги как лично, так и через Интернет;
Б) уметь проверять операции, указанные в выписке со счета, и выявлять любые несоответствия;
В) понимать цели получения кредитов как способы сгладить бремя расходов распределением во времени за счет заемных средств или сбережений;
Г) знать, к кому обратиться за советом при выборе финансовых продуктов и за помощью по финансовым вопросам;
Д) уметь сопоставлять потенциальные риски и выгоды, связанные с различными видами и формами инвестиций и сбережений.
1) деньги и операции с ними;
2) планирование и управление финансами семьи;
3) риск и доходность;
4) финансовый ландшафт современного государства.
Внесите ответы в таблицу:
А
Б
В
Г
Д
1А, 1.Б, 2В, 3Д, 4Г
5. Восьмиклассник Иван Сергеев рассказал пожилой соседке об участившихся случаях финансового мошенничества, жертвами которых становились, в первую очередь, одинокие пенсионеры. Иван составил для неё памятку, как действовать в таких случаях. Восьмиклассник использовал при этом знания, полученные на занятиях по финансовой грамотности из содержательной области:
1) деньги и операции с ними;
2) планирование и управление финансами семьи;
3) риск и доходность;
4) финансовый ландшафт современного государства.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
355 6. Обучение финансовой грамотности в школе целесообразно начинать:
1) в начальной школе (с 2-3 класса);
2) в основной школе (с 5-7 класса);
3) в основной школе (с 8-9 класса);
4) в средней школе (10-11 класс).

7. Верны ли следующие суждения о специфике содержания финансовой грамотности?
А) Специфика содержания финансовой грамотности заключается в том, что содержание знаний диктуется деятельностным подходом к обучению.
Б) Содержание образования финансовой грамотности не имеет большой истории и не задано жесткими системами Стандартов и Примерных программ.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
8. Соотнесите виды дидактических единиц и их определение
Виды дидактических единиц:
Определение:
А) понятие;
Б) умение;
В) компетенция.
1) знание об определенном объекте или явлении, процессе, выражающее суть этого объекта, выделяющее этот объект из всех других;
2) универсальное умение, выполняемое в различных жизненных обстоятельствах и ситуациях, предполагающее активное использование мышления; предполагает возможность перенесения способа деятельности на другой класс задач;
3) владение способом осуществления какой-либо конкретной деятельности в определенных (конкретных) условиях.
Внесите ответы в таблицу:
А
Б
В
А1, Б3, В2


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
356 9. Запишите предложение, пропущенное в таблице.
Модель обоснованного (рационального) выбора:
Диагностика проблемы как установление противоречия между желаемым и действительным.
Определение и характеристика критериев выбора.
Поиск и характеристика альтернатив решения проблемы.

Осуществление выбора.
Оценка альтернатив решения проблемы с точки зрения определенных ранее критериев

10. Верны ли следующие суждения о межпредметных связях финансовой грамотности?
А) Финансовая грамотность напрямую связана, вовлечена в разделы
«экономика» и «право» предмета «обществознание».
Б) Финансовая грамотность не имеет взаимосвязи с литературой.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
Общий тест по теме 2.2. «Методика обучения финансовой грамотности: общие подходы, инструменты и возможности их использования»
1. Что относится к основным положениям системно-деятельностного подхода? (допускается несколько вариантов ответа)
1) Необходимым условием формирования действий является постоянно повторяющееся движение «вещь – дело – слово – дело – вещь».
2) Формирование и развитие умственного действия предполагает осуществление рефлексии его способа.
В) Обязательным компонентом психического развития личности служит ведущая деятельность.
3) Социальные новообразования (ценности, знания, умения) формируются в ходе осуществления определенной деятельности.
4) Содержание деятельности всегда определяется внешним субъектом.
2. В ходе учебной деятельности, осуществляемой на занятиях по финансовой грамотности, учащиеся в первую очередь должны:
1) освоить теоретический курс;
2) решать практические финансовые задачи;
3) усвоить алгоритм решения задач;

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
357 4) выучить основные понятия, касающиеся финансовой грамотности.

1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   26

3. Какое определение соответствует понятию «компетенция»?
1) Универсальное умение, выполняемое в различных жизненных обстоятельствах и ситуациях, предполагающее активное использование мышления.
2) Владение способом осуществления какой-либо конкретной деятельности в определенных условиях.
3) Универсальное умение, выполняемое для осуществления образовательной деятельности.
4) Понимание обучающимися сущности определенных процессов и явлений.
4. К познавательным универсальным учебным действиям относится:
1) формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа;
2) способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
3) умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей;
4) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса.

5. Какая область знаний не включена в тестирование финансовой грамотности по программе PISA?
1) Планирование и управление финансами семьи.
2) Взаимодействие с государственными организациями.
3) Деньги и операции с ними.
4) Финансовый ландшафт современного государства.
6. Чтобы овладеть содержанием образования, необходимо в определенной последовательности выполнить базовые шаги. Что является первым шагом?
1) Планирование решения учебной задачи и решение учебной задачи
2) Представление практической финансовой задачи и формулирование проблемы как противоречия между желаемым финансовым результатом и действительным.
3) Рефлексия.
4) Постановка учебной задачи.
7. По характеру педагогической деятельности и ее целям, игры, используемые при обучении финансовой грамотности, бывают:
1)
обучающие, тренинговые, обобщающие, контролирующие;
2) обучающие, имитационно-ролевые, деловые;

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
358 3) настольные, интеллектуальные, деловые, имитационно-ролевые;
4) обучающие, тренинговые, обобщающие, контролирующие, воспитывающие.
8. Существуют несколько видов форм занятий, используемых при обучении финансовой грамотности. На обмен мнениями, позициями, знаниями направлен (а):
1) лекция;
2) коммуникативный семинар;
3) проектный семинар;
4) практикум.
9. Преимуществом использования при обучении финансовой грамотности учебная игры является то, что она:
1) обеспечивает иллюстрацию того, насколько хорошо интериоризированы культурные нормы;
2) направлена на обсуждение проблем, выработку общего решения;
3) моделирует какую-либо, в данном случае, финансовую ситуацию;
4) направлена на выработку новых для обучающегося пониманий, знаний, ценностей, умений.

10. Метод «Портфолио» имеет ряд характеристик. Что из представленного ниже не является характеристикой портфолио?
1) Представляет собой форму накопительной системы оценки.
2) Позволяет продемонстрировать целостную картину объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности.
3) Предполагает произведение самостоятельного финансового расчета.
4) Помогает научиться анализировать собственную работу.
11. Интеллектуальные соревнования являются:
1) формой презентации учебных достижений на занятиях по финансовой грамотности;
2) средством оценки уровня финансовой грамотности и диагностики учебных достижений обучающихся;
3) средством анализа результатов диагностики учебных достижений обучающихся по программам финансовой грамотности;
4) способом рефлексии деятельности обучающихся по программе финансовой грамотности.
12. Для наиболее эффективного обучения на занятиях по финансовой грамотности необходимо учитывать психологические особенности обучающихся. К ним не относится:
1) особенности региона проживания;


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
359 2) уровень дохода семьи;
3) характер взаимоотношений в семье;
4) уровень безработицы в регионе.
13.
Центральным элементом учебно-методических материалов
(отражающим содержание образования финансовой грамотности), разработанных Минфином России являются:
1) методические рекомендации для учителя;
2) материалы для учащихся;
3) контрольные измерительные материалы (рабочая тетрадь);
4) материалы для родителей.
14. Публичная дискуссия двух оппонентов (представители двух разных школьных команд) по неоднозначным вопросам и темам финансовой грамотности, в которой один оппонент выступает с позицией «за», а другой с позицией «против» - это:
1) финансовые бои;
2) учебно-практическая конференция;
3) конкурс;
4) коммуникативные бои.
15. Выберите правильное суждение.
1) В рамках чемпионата России по финансовой грамотности можно создавать разновозрастные команды участников из контингента собравшихся.
2) В рамках Чемпионата России по финансовой грамотности проходят
«финансовые бои», «коммуникативные бои» и научно-практическая конференция.
3) «Коммуникативные бои» – публичная защита решений финансовых задач и кейсов представителем одной школьной команды и оппонирование этому решению представителя другой команды.
4) Участники чемпионата России по финансовой грамотности обязательно должны иметь начальную предварительную подготовку.
16. При обучении финансовой грамотности следует использовать:
1) только интерактивную форму обучения;
2) только практические занятия;
3) сочетание различных форм обучения с преимущественным использованием интерактивных форм.
17. Для формирования у обучающихся умения самостоятельной работы, персональной ответственности за результат, комплексного подхода к решению задач применяют:
1) организацию индивидуальных проектов;
2) организацию групповых проектов;

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
360 3) чтение лекций;
4) проведение контрольных работ.
18. Какие умения, навыки, приобретаемые обучающимися на занятиях по финансовой грамотности, можно отнести к результатам регулятивных учебных действий?
1) Умение определять индивидуальную образовательную траекторию, связанную с углубленным изучением определенной тематики в финансовой сфере.
2) Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач.
3) Формирование навыков принятия финансовых решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив.
4) Все вышеперечисленные.

19. Для каких уровней обучения в общеобразовательной школе разработаны учебно-методические комплекты?
1) Начальная, основная, средняя школа.
2) Начальная, основная (5-7 классы), основная (8-9 классы), средняя школа.
3) Начальная, основная (5-7 классы), средняя школа.
20. Текущий контроль на уроках финансовой грамотности может осуществляться в форме:
1) тематического теста;
2) тематического задания;
3) практической задачи.
4) Во всех перечисленных формах.
Вопросы для самоконтроля:
1)
Опишите системно-деятельностный, практико-ориентированный подходы в обучении финансовой грамотности.
2)
Дайте характеристику документу, созданному в рамках Проекта
Минфина России «Система (рамка) финансовых компетенций для учащихся школьного возраста».
3)
Дайте характеристику Концепции структуры и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов по финансовой грамотности, разработанной в рамках Проекта
Минфина России.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
361 4)
В чем заключается важность выявления и использования учителем межпредметных связей в процессе обучения финансовой грамотности для повышения эффективности учебного процесса? Приведите примеры таких связей.
5)
Опишите возможности освоения финансовой грамотности при изучении математики (истории, географии, ОБЖ, обществознания, экономики, права, иностранных языков и др.). Приведите примеры того, как при изучении этих предметов можно повышать финансовую грамотность обучающихся?
6)
Приведите примеры рационального и иррационального финансового поведения социальных групп, конкретных людей из исторических, литературных источников, произведений искусства.
7)
Опишите структуру и особенности учебно-методического комплекта для обучения школьников (студентов СПО, воспитанников детских домов и школ-интернатов), подготовленного в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
8)

Для чего в составе учебно-методических комплектов (УМК) представлены материалы для родителей?
9)
Определите основные структурные элементы содержания образования финансовой грамотности; дайте их кратную характеристику; приведите примеры на любой теме.
10)
Опишите основные методические принципы преподавания финансовой грамотности.
11)
Опишите образовательные технологии, используемые на занятиях по финансовой грамотности. Приведите пример организации образовательной деятельности на примере одной из них.
12)
Какие продуктивные и репродуктивные методы обучения преимущественно используются при обучении финансовой грамотности.
Дайте их краткую характеристику, оцените эффективность каждого их них.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
362 13)
Какие педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности, вы знаете. Какие их них на Ваш взгляд наиболее эффективны?
14)
Дайте характеристику форм занятий, используемых при обучении по программа финансовой грамотности. Определите факторы, влияющие на выбор формы занятия.
15)
Какие вы знаете формы и методы презентации учебных достижений обучающихся. Как организационно-педагогические условия влияют на выбор форм и методов презентации учебных достижений обучающихся?
16)
Назовите цели диагностики учебных достижений обучающихся. Какие средства диагностики учебных достижений обучающихся (с использованием механизмов самоконтроля и независимых оценочных средств) вы знаете?
17)
Дайте характеристику психолого-педагогических и организационных условий, необходимых для внедрения программ по финансовой грамотности.
18)
Перечислите варианты внедрения курса, модуля, тематики финансовой грамотности в образовательное пространство образовательной организации.
Определите риски и ограничения при каждом варианте.
19)
Какие основные жизненные финансовые задачи могут научиться решать обучающиеся при освоении темы про банки в 5-7 кл., 8-9 кл. и 10-11 кл.
20)

Почему, на ваш взгляд, тема «Риск и доходность» является одной из важнейших тем при изучении финансовой грамотности?
21)
Приведите примеры концентрического приращения знаний по ступеням обучения (начиная с начальной школы и до средней включительно) по теме
«Деньги и операции с ними».
22)

Какие основные разделы (области финансовой грамотности) должна содержать программа обучения школьников 5-7 класса?
23)

Как прирастает содержание образования по теме «Человек и государство: как они взаимодействуют?» от 5-7 до 8-9 классов?
24)

Чем отличается содержание тематики «Доходы и расходы семьи» на уровне 8-9 класса от 5-7 класса?