Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2580
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Какая компетенция наиболее полно определяет овладевание финансовой грамотностью?
1)
Способен принимать обоснованные и ответственные финансовые решения.
2)
Умеет зарабатывать деньги.
3)
Способен сберегать и инвестировать.
4)
Знает финансовый рынок и его инфраструктуру.
3. При формировании и начале реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» анализировались и учитывались лучшие практики:
1) стран СНГ;
2) государств-членов ЕАЭС;
3) только США, Великобритании и Германии;
4) основного международного опыта.
4. Повысился ли уровень финансовой грамотности российских школьников за последние несколько лет?
1)
Нет.
2)
Не известно.
3)
Да, согласно исследованиям PISA.
4)
Нет, согласно исследованиям PISA.
5. Повысился ли уровень финансовой грамотности российского населения за последние годы?
1)
Нет (согласно исследованию ВШЭ 2017 г.)
2)
Да, существенно (согласно исследованию ВШЭ 2017 г.)
3)
Упал (согласно ряду исследований).
4)
Да, в целом незначительно повысился, но необходимость ликбеза остается (согласно исследованию ВШЭ 2017 г.а)
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
336 6. Студентам – будущим педагогам целесообразно осваивать финансовую грамотность и методы ее преподавания с точки зрения развития межпредметного подхода в ее преподавании, в первую очередь, со следующими профилями подготовки:
1) Обществознание, История, Математика, География,
Информатика, Иностранный язык, Литература;
2) Литература, Русский язык, Физика, Биология;
3) Обществознание, Химия, История;
4) Информатика, Биология, География.
7. В каком объеме педагог, преподающий финансовую грамотность, должен владеть ее содержанием (предметом)?
1) На уровне финансового консультанта.
2) На уровне, превышающим средний уровень учащихся.
3) На одном уровне с учащимися.
8. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» охватывает:
1) все возрастные (начиная со школьников начальной школы), многие социальные и профессиональные группы населения нашей страны, различные уровни и виды образования;
2) уровни начального, основного, среднего общего образования и профессиональное обучение;
3) все уровни общего и профессионального образования.
9. Какая международная организация разработала рекомендации по финансовому образованию в школах и принципах формирования учебных программ?
1)
ОЭСР.
2)
PISA.
3)
ООН.
10. Какие четыре обобщенные области согласно международным рекомендациям являются основными в формировании финансовой грамотности молодежи?
1)
Деньги, Планирование и управление финансами, Риск и доходность, Финансовый ландшафт.
2)
Предпринимательство, Налогообложение, Банковская система, Страхование.
3)
Деньги, Ценные бумаги, Валюта, Недвижимость.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
337 11. Кто в нашей стране реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования»?
1)
Минфин России.
2)
ПФР.
3)
Консорциум образовательных организаций.
4)
Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка.
12. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» реализуется в нашей стране:
1) только на федеральном уровне;
2) только на уровне отдельных субъектов федерации;
3) на федеральном уровне при участии ряда субъектов федерации.
13. На базе какого вуза в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» создан федеральный сетевой методический центр для повышения квалификации преподавателей вузов?
1) МГУ им. М.В. Ломоносова.
2) Высшей школы экономики.
3) Финансового университета при Правительстве Российской
Федерации.
4) Всех вышеперечисленных.
Вопросы для самоконтроля
1)
Дайте определение понятия финансовой грамотности как элемента функциональной грамотности современного человека.
2)
Для чего необходимо обучать финансовой грамотности школьников и студентов.
3)
В чем, на ваш взгляд, заключается смысл высказывания: «финансовая грамотность должна входить в общекультурные, профессиональные компетенции педагога общеобразовательной школы»?
4)
Как вы понимаете утверждение: «учитель как носитель норм рационального финансового поведения»?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
338 5)
Опишите известный вам отечественный и зарубежный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения.
6)
Дайте характеристику основным направлениям государственной политики по повышению финансовой грамотности населения в России?
7)
Каково значение Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на период 2017-2023 гг. с точки зрения развития финансового образования и просвещения?
8)
Объясните в чем разница понятий «финансовое образование»,
«финансовая грамотность», «финансовая культура».
9)
В чем заключается новизна и актуальность проекта Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации с точки зрения повышения уровня финансовой грамотности населения нашей страны?
10)
Определите роль программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения. При каких условиях они могут выступать как фактор повышения уровня жизни, повышения финансовой безопасности граждан и повышения общественного благосостояния.
11)
В чем заключается миссия, задача проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»? Каковы основные результаты проекта в области образования?
12)
Кто из органов государственной власти реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
339 4.2 Преподавание темы 2.2 «Методика обучения финансовой грамотности: общие подходы, инструменты и возможности их использования»
Общая характеристика преподавания темы 2.2
Общий объем
15 ч. из них: аудиторных занятий
10 ч. в т.ч.: проблемных семинаров
2 ч. в т.ч.: проектных семинаров
3 ч. в т.ч.: практикумов
2 ч. в т.ч.: коммуникативных семинаров
1 ч. в т.ч.: лекций
2 ч. самостоятельная работа
5 ч. в т.ч.: просмотр видеолекций
4 ч. в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
340
Таблица 2.1.2. План преподавания темы 2.2.
Подтемы
Осваиваемое студентом содержание
Средства обучения
Формы занятий ч.
Теоретико- методологические основания преподавания курсов финансовой грамотности в общем, среднем профессиональном и дополнительном образовании
Системно-деятельностный подход применительно к обучению финансовой грамотности. Система
(рамка) финансовых компетенций для учащихся школьного возраста.
Концепция структуры и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов по финансовой грамотности.
Концепция преподавания обществознания в
Российской Федерации
УП:
§ 2.2.1
Лекция
1 ч.
Цели образования и особенности содержания образования программ по финансовой грамотности, разработанных для школьников и студентов СПО
Воспитание финансовой культуры как основная цель образовательной деятельности педагога, реализующего программы по финансовой грамотности.
Краткосрочные и долгосрочные цели образования в части финансовой грамотности.
Структура содержания образования финансовой грамотности. Особенности содержания образования для различных целевых групп обучающихся. Факторы, влияющие на содержание образования финансовой грамотности на различных этапах образования детей и подростков
УП:
§ 2.2.2
Лекция
1 ч.
Основные методические принципы преподавания финансовой грамотности, образовательные технологии, методы обучения и педагогические
Методика преподавания финансовой грамотности: общие понятия, структурные элементы. Методические принципы преподавания финансовой грамотности.
Образовательные технологии, используемые при обучении финансовой грамотности (модульная
УП:
§ 2.2.3
СР: ВЛ
№21
ПроблС
СР: П
ПроекС
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
341
приемы, используемые при преподавании финансовой грамотности технология, кейс-технология, игровые технологии, технология творческой мастерской и др.); методы обучения, используемые при обучении финансовой грамотности (продуктивные методы, репродуктивные методы). Педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности
Формы занятий, используемые для эффективного обучения финансовой грамотности детей и подростков
Формы занятий, используемые при обучении по программам финансовой грамотности. Факторы, влияющие на выбор формы занятия. Виды форм занятий, используемых при обучении финансовой грамотности: лекция, лекция-беседа, интерактивная лекция; практикум, учебная игра
(деловые, имитационно- ролевые, настольные), учебные семинары
(проблемные, коммуникативные, проектные), занятие- презентация учебных достижений обучающихся
УП:
§ 2.2.4
СР: ВЛ
№22
КомС
1 ч.
1 ч.
Формы и методы презентации и диагностики учебных достижений обучающихся по программам финансовой грамотности
Формы и методы презентации учебных достижений обучающихся.
Использование различных форм в зависимости от целей образования и организационно- педагогических условий.
Цели диагностики учебных достижений обучающихся.
Средства диагностики учебных достижений обучающихся (с использованием механизмов самоконтроля и независимых оценочных средств). Анализ результатов диагностики учебных достижений обучающихся, корректировка методики
УП:
§ 2.2.5
СР: ВЛ
№23
П
П
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
342 преподавания финансовой грамотности
Организационно- педагогические условия, необходимые для обучения финансовой грамотности детей и подростков
Психологические условия, создание которых необходимо для эффективного обучения финансовой грамотности.
Педагогические условия, создание которых необходимо для эффективного обучения финансовой грамотности.
Анализ имеющихся организационных условий для реализации программ по финансовой грамотности, их корректировка в зависимости от целей образования и объективных возможностей образовательной организации
УП:
§ 2.2.6
ПроблС
1 ч.
Варианты внедрения финансовой грамотности в различные образовательные пространства общего, среднего профессионального и дополнительного образования
Объединение образовательных пространств образовательной организации и курсов финансовой грамотности
УП:
§ 2.2.7
ВЛ №24
ПроекС
1 ч.
2 ч.
Итого
15 ч.
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
Тема 2.2 «Методика обучения финансовой грамотности: общие подходы, инструменты и возможности их использования является очень объемной».
Для будущего преподавателя финансовой грамотности она представляется очень важной, так как задает основы методики обучения финансовой грамотности в целом.
Изучение темы выстроено логично. Преподавателю необходимо придерживаться порядка преподавания, указанному в Таблице 2.1.2. Сначала
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
343
задаются теоретико-методологические основания, определяются цели и особенности содержания образования. Далее, исходя их этих оснований, представляется общий методический подход и составляющие элементы методики обучения: образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, которые можно использовать при обучении финансовой грамотности. Дается характеристика форм занятий и форм презентации учебных достижений обучающихся. Необходимо также уделить особое внимание анализу организационно-педагогических условий и возможным вариантам внедрения финансовой грамотности в различные образовательные пространства образовательной организации. Формы занятий должны быть в основном интерактивными, где студент выступает в роли активного субъекта педагогической деятельности.
Подтема 2.2.1 «Теоретико-методологические основания преподавания курсов финансовой грамотности в общем, среднем профессиональном и дополнительном образовании» (1 ч.)
Подтема 2.2.2 «Цели образования и особенности содержания образования программ по финансовой грамотности, разработанных для школьников и студентов СПО» (1 ч.)
Рекомендуется прочитать лекцию, так как содержание этих подтем достаточно сложное. Преподавателю для подготовки рекомендуется изучить соответствующие параграфы учебного пособия для студентов и дополнительную литературу. На следующем занятии можно провести промежуточный контроль в форме тестирования. Тесты представлены в завершении в подразделе «Тесты».
Подтема 2.2.3 «Основные методические принципы преподавания финансовой грамотности, образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используемые при преподавании финансовой грамотности», отводится 4 ч.
Студентам необходимо заранее дать задание: просмотреть видеолекцию
№21: «Методические подходы к обучению финансовой грамотности
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
344 школьников» и подготовить ответы на вопросы и задание от лектора. На выполнение этой работы предполагается отвести 2 ч.:
Вопросы и задания из видеолекции:
Изучите параграф 2.2.3 учебного пособия и на этой основе ответьте на вопросы:
1) Каковы достоинства и недостатки перечисленных образовательных технологий, используемых при обучении финансовой грамотности?
2) Для решения каких образовательных задач в области обучения финансовой грамотности лучше использовать продуктивные, репродуктивные методы?
3) Проанализируйте текст учебного пособия, где представлена информация о педагогических приемах обучения. Выберите из содержания образования финансовой грамотности
1-2 дидактические единицы и подберите педагогический прием, с помощью которого вы, как учитель, можете обеспечить усвоение данного содержания финансовой грамотности. Обязательно определите возраст обучающихся.
Аудиторные 2 ч. по данной тематике необходимо провести в форме проблемного семинара (1 ч.) и проектного семинара (1 ч.)
На проблемном семинаре необходимо организовать обсуждение по следующим вопросам:
1.
Содержание и особенности образовательных технологий, используемых при обучении финансовой грамотности.
А) Модульная технология.
Б) Игровые технологии.
В) Технология творческой мастерской.
Г) Кейс-технология.
2. Продуктивные и репродуктивные методы обучения финансовой грамотности: виды и возможности использования для различных целевых групп.
3. Педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности и возможности их использования.
1)
Способен принимать обоснованные и ответственные финансовые решения.
2)
Умеет зарабатывать деньги.
3)
Способен сберегать и инвестировать.
4)
Знает финансовый рынок и его инфраструктуру.
3. При формировании и начале реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» анализировались и учитывались лучшие практики:
1) стран СНГ;
2) государств-членов ЕАЭС;
3) только США, Великобритании и Германии;
4) основного международного опыта.
4. Повысился ли уровень финансовой грамотности российских школьников за последние несколько лет?
1)
Нет.
2)
Не известно.
3)
Да, согласно исследованиям PISA.
4)
Нет, согласно исследованиям PISA.
5. Повысился ли уровень финансовой грамотности российского населения за последние годы?
1)
Нет (согласно исследованию ВШЭ 2017 г.)
2)
Да, существенно (согласно исследованию ВШЭ 2017 г.)
3)
Упал (согласно ряду исследований).
4)
Да, в целом незначительно повысился, но необходимость ликбеза остается (согласно исследованию ВШЭ 2017 г.а)
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
336 6. Студентам – будущим педагогам целесообразно осваивать финансовую грамотность и методы ее преподавания с точки зрения развития межпредметного подхода в ее преподавании, в первую очередь, со следующими профилями подготовки:
1) Обществознание, История, Математика, География,
Информатика, Иностранный язык, Литература;
2) Литература, Русский язык, Физика, Биология;
3) Обществознание, Химия, История;
4) Информатика, Биология, География.
7. В каком объеме педагог, преподающий финансовую грамотность, должен владеть ее содержанием (предметом)?
1) На уровне финансового консультанта.
2) На уровне, превышающим средний уровень учащихся.
3) На одном уровне с учащимися.
8. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» охватывает:
1) все возрастные (начиная со школьников начальной школы), многие социальные и профессиональные группы населения нашей страны, различные уровни и виды образования;
2) уровни начального, основного, среднего общего образования и профессиональное обучение;
3) все уровни общего и профессионального образования.
9. Какая международная организация разработала рекомендации по финансовому образованию в школах и принципах формирования учебных программ?
1)
ОЭСР.
2)
PISA.
3)
ООН.
10. Какие четыре обобщенные области согласно международным рекомендациям являются основными в формировании финансовой грамотности молодежи?
1)
Деньги, Планирование и управление финансами, Риск и доходность, Финансовый ландшафт.
2)
Предпринимательство, Налогообложение, Банковская система, Страхование.
3)
Деньги, Ценные бумаги, Валюта, Недвижимость.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
337 11. Кто в нашей стране реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования»?
1)
Минфин России.
2)
ПФР.
3)
Консорциум образовательных организаций.
4)
Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка.
12. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» реализуется в нашей стране:
1) только на федеральном уровне;
2) только на уровне отдельных субъектов федерации;
3) на федеральном уровне при участии ряда субъектов федерации.
13. На базе какого вуза в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» создан федеральный сетевой методический центр для повышения квалификации преподавателей вузов?
1) МГУ им. М.В. Ломоносова.
2) Высшей школы экономики.
3) Финансового университета при Правительстве Российской
Федерации.
4) Всех вышеперечисленных.
Вопросы для самоконтроля
1)
Дайте определение понятия финансовой грамотности как элемента функциональной грамотности современного человека.
2)
Для чего необходимо обучать финансовой грамотности школьников и студентов.
3)
В чем, на ваш взгляд, заключается смысл высказывания: «финансовая грамотность должна входить в общекультурные, профессиональные компетенции педагога общеобразовательной школы»?
4)
Как вы понимаете утверждение: «учитель как носитель норм рационального финансового поведения»?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
338 5)
Опишите известный вам отечественный и зарубежный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения.
6)
Дайте характеристику основным направлениям государственной политики по повышению финансовой грамотности населения в России?
7)
Каково значение Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на период 2017-2023 гг. с точки зрения развития финансового образования и просвещения?
8)
Объясните в чем разница понятий «финансовое образование»,
«финансовая грамотность», «финансовая культура».
9)
В чем заключается новизна и актуальность проекта Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации с точки зрения повышения уровня финансовой грамотности населения нашей страны?
10)
Определите роль программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения. При каких условиях они могут выступать как фактор повышения уровня жизни, повышения финансовой безопасности граждан и повышения общественного благосостояния.
11)
В чем заключается миссия, задача проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»? Каковы основные результаты проекта в области образования?
12)
Кто из органов государственной власти реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
339 4.2 Преподавание темы 2.2 «Методика обучения финансовой грамотности: общие подходы, инструменты и возможности их использования»
Общая характеристика преподавания темы 2.2
Общий объем
15 ч. из них: аудиторных занятий
10 ч. в т.ч.: проблемных семинаров
2 ч. в т.ч.: проектных семинаров
3 ч. в т.ч.: практикумов
2 ч. в т.ч.: коммуникативных семинаров
1 ч. в т.ч.: лекций
2 ч. самостоятельная работа
5 ч. в т.ч.: просмотр видеолекций
4 ч. в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
340
Таблица 2.1.2. План преподавания темы 2.2.
Подтемы
Осваиваемое студентом содержание
Средства обучения
Формы занятий ч.
Теоретико- методологические основания преподавания курсов финансовой грамотности в общем, среднем профессиональном и дополнительном образовании
Системно-деятельностный подход применительно к обучению финансовой грамотности. Система
(рамка) финансовых компетенций для учащихся школьного возраста.
Концепция структуры и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов по финансовой грамотности.
Концепция преподавания обществознания в
Российской Федерации
УП:
§ 2.2.1
Лекция
1 ч.
Цели образования и особенности содержания образования программ по финансовой грамотности, разработанных для школьников и студентов СПО
Воспитание финансовой культуры как основная цель образовательной деятельности педагога, реализующего программы по финансовой грамотности.
Краткосрочные и долгосрочные цели образования в части финансовой грамотности.
Структура содержания образования финансовой грамотности. Особенности содержания образования для различных целевых групп обучающихся. Факторы, влияющие на содержание образования финансовой грамотности на различных этапах образования детей и подростков
УП:
§ 2.2.2
Лекция
1 ч.
Основные методические принципы преподавания финансовой грамотности, образовательные технологии, методы обучения и педагогические
Методика преподавания финансовой грамотности: общие понятия, структурные элементы. Методические принципы преподавания финансовой грамотности.
Образовательные технологии, используемые при обучении финансовой грамотности (модульная
УП:
§ 2.2.3
СР: ВЛ
№21
ПроблС
СР: П
ПроекС
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
341
приемы, используемые при преподавании финансовой грамотности технология, кейс-технология, игровые технологии, технология творческой мастерской и др.); методы обучения, используемые при обучении финансовой грамотности (продуктивные методы, репродуктивные методы). Педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности
Формы занятий, используемые для эффективного обучения финансовой грамотности детей и подростков
Формы занятий, используемые при обучении по программам финансовой грамотности. Факторы, влияющие на выбор формы занятия. Виды форм занятий, используемых при обучении финансовой грамотности: лекция, лекция-беседа, интерактивная лекция; практикум, учебная игра
(деловые, имитационно- ролевые, настольные), учебные семинары
(проблемные, коммуникативные, проектные), занятие- презентация учебных достижений обучающихся
УП:
§ 2.2.4
СР: ВЛ
№22
КомС
1 ч.
1 ч.
Формы и методы презентации и диагностики учебных достижений обучающихся по программам финансовой грамотности
Формы и методы презентации учебных достижений обучающихся.
Использование различных форм в зависимости от целей образования и организационно- педагогических условий.
Цели диагностики учебных достижений обучающихся.
Средства диагностики учебных достижений обучающихся (с использованием механизмов самоконтроля и независимых оценочных средств). Анализ результатов диагностики учебных достижений обучающихся, корректировка методики
УП:
§ 2.2.5
СР: ВЛ
№23
П
П
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
342 преподавания финансовой грамотности
Организационно- педагогические условия, необходимые для обучения финансовой грамотности детей и подростков
Психологические условия, создание которых необходимо для эффективного обучения финансовой грамотности.
Педагогические условия, создание которых необходимо для эффективного обучения финансовой грамотности.
Анализ имеющихся организационных условий для реализации программ по финансовой грамотности, их корректировка в зависимости от целей образования и объективных возможностей образовательной организации
УП:
§ 2.2.6
ПроблС
1 ч.
Варианты внедрения финансовой грамотности в различные образовательные пространства общего, среднего профессионального и дополнительного образования
Объединение образовательных пространств образовательной организации и курсов финансовой грамотности
УП:
§ 2.2.7
ВЛ №24
ПроекС
1 ч.
2 ч.
Итого
15 ч.
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
Тема 2.2 «Методика обучения финансовой грамотности: общие подходы, инструменты и возможности их использования является очень объемной».
Для будущего преподавателя финансовой грамотности она представляется очень важной, так как задает основы методики обучения финансовой грамотности в целом.
Изучение темы выстроено логично. Преподавателю необходимо придерживаться порядка преподавания, указанному в Таблице 2.1.2. Сначала
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
343
задаются теоретико-методологические основания, определяются цели и особенности содержания образования. Далее, исходя их этих оснований, представляется общий методический подход и составляющие элементы методики обучения: образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, которые можно использовать при обучении финансовой грамотности. Дается характеристика форм занятий и форм презентации учебных достижений обучающихся. Необходимо также уделить особое внимание анализу организационно-педагогических условий и возможным вариантам внедрения финансовой грамотности в различные образовательные пространства образовательной организации. Формы занятий должны быть в основном интерактивными, где студент выступает в роли активного субъекта педагогической деятельности.
Подтема 2.2.1 «Теоретико-методологические основания преподавания курсов финансовой грамотности в общем, среднем профессиональном и дополнительном образовании» (1 ч.)
Подтема 2.2.2 «Цели образования и особенности содержания образования программ по финансовой грамотности, разработанных для школьников и студентов СПО» (1 ч.)
Рекомендуется прочитать лекцию, так как содержание этих подтем достаточно сложное. Преподавателю для подготовки рекомендуется изучить соответствующие параграфы учебного пособия для студентов и дополнительную литературу. На следующем занятии можно провести промежуточный контроль в форме тестирования. Тесты представлены в завершении в подразделе «Тесты».
Подтема 2.2.3 «Основные методические принципы преподавания финансовой грамотности, образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используемые при преподавании финансовой грамотности», отводится 4 ч.
Студентам необходимо заранее дать задание: просмотреть видеолекцию
№21: «Методические подходы к обучению финансовой грамотности
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
344 школьников» и подготовить ответы на вопросы и задание от лектора. На выполнение этой работы предполагается отвести 2 ч.:
Вопросы и задания из видеолекции:
Изучите параграф 2.2.3 учебного пособия и на этой основе ответьте на вопросы:
1) Каковы достоинства и недостатки перечисленных образовательных технологий, используемых при обучении финансовой грамотности?
2) Для решения каких образовательных задач в области обучения финансовой грамотности лучше использовать продуктивные, репродуктивные методы?
3) Проанализируйте текст учебного пособия, где представлена информация о педагогических приемах обучения. Выберите из содержания образования финансовой грамотности
1-2 дидактические единицы и подберите педагогический прием, с помощью которого вы, как учитель, можете обеспечить усвоение данного содержания финансовой грамотности. Обязательно определите возраст обучающихся.
Аудиторные 2 ч. по данной тематике необходимо провести в форме проблемного семинара (1 ч.) и проектного семинара (1 ч.)
На проблемном семинаре необходимо организовать обсуждение по следующим вопросам:
1.
Содержание и особенности образовательных технологий, используемых при обучении финансовой грамотности.
А) Модульная технология.
Б) Игровые технологии.
В) Технология творческой мастерской.
Г) Кейс-технология.
2. Продуктивные и репродуктивные методы обучения финансовой грамотности: виды и возможности использования для различных целевых групп.
3. Педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности и возможности их использования.