Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2578
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
345
И два вопроса, на которые студенты готовили ответы в ходе самостоятельной работы.
1.
Каковы достоинства и недостатки перечисленных образовательных технологий, используемых при обучении финансовой грамотности?
2.
Для решения каких образовательных задач в области обучения финансовой грамотности лучше использовать продуктивные, репродуктивные методы?
Проектный семинар целесообразно построить на основе видеолекции.
Рекомендуется разделить студентов на группы, по выбранному педагогическому приему и организовать проработку каждого из них.
Примерный план семинара:
- обсуждение сути задания (5 мин.)
- работа в группах (15 мин.)
- представление работы групп, общее обсуждение (20 мин.)
- рефлексия.
Подтема 2.2.4 «Формы занятий, используемые для эффективного обучения финансовой грамотности детей и подростков», изучается в течение
2 ч., из которых 1 ч. – просмотр видеолекции №22 «Формы занятий, используемые для эффективного обучения финансовой грамотности детей и подростков: базовые понятия и принципы отбора» и 1 ч. – коммуникативный семинар.
Для проведения данного занятия важно, чтобы студенты уже знали содержание видеолекции и прочитали учебное пособие.
Вопросы для обсуждения на коммуникативном семинаре:
1. Достоинства и недостатки лекции. Для каких образовательных задач применительно к курсу «финансовая грамотность» она может быть использована?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 26
346 2. Для каких тем и в каких целевых группах эффективно использовать учебные игры? Каковы риски их использования?
3. Для решения каких образовательных задач применительно к курсу
«финансовая грамотность» могут быть использованы учебные семинары. В чем особенности каждого вида? Перечислите темы, на которых целесообразно использовать коммуникативные, проектные и проблемные семинары при обучении финансовой грамотности.
4. Какие формы занятий целесообразнее всего использовать при обучении воспитанников детских домов?
Подтема 2.2.5 «Формы и методы презентации, оценки и диагностики учебных достижений, обучающихся по программам финансовой грамотности» должна изучаться в течение 3 ч., 1 ч – видеолекция №23 «Основные формы и методы презентации и диагностики учебных достижений обучающихся по программам финансовой грамотности», 2 ч. – практикум.
Задания для практикума:
По предложенной в видеолекции методике, разработайте диагностическкую работу для своих учеников.
1. Нужно выбрать целевую группу, указать точно возраст.
2. Определить диагносцируемые темы (тему).
3. Разработать задания для диагностики (10 заданий, различных по типу и диагносцирующие как поведенческий, так и знаниевый аспекты финансовой грамотности.
Данную работу можно организовать в группах или парах.
Примерный план практикума
1.
Постановка задачи, ее обсуждение.
2.
Работа в группах – создание диагностической работы по финансовой грамотности.
3.
Обсуждение получившихся работ.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
347
Подтема 2.2.6 «Организационно-педагогические условия, необходимые для обучения финансовой грамотности детей и подростков. Учебно- методическое обеспечение» изучается 1 ч. Для эффективного усвоения этой темы необходимо организовать проблемный семинар, где обсудить несколько вопросов:
1.
Как психологические условия обучения влияют на эффективность обучения финансовой грамотности в различных целевых группах обучающихся?
2.
Какие организационно-технические условия имеют принципиальное значение при обучении финансовой грамотности?
3.
Нужно ли педагогу, преподающему финансовую грамотность анализировать имеющиеся организационные условия и корректировать свою программу обучения? Если да, какие условия и как корректировать?
Данное занятие можно провести в форме групповой работы, а можно также использовать общее обсуждение.
Тема 2.2.7 «Варианты внедрения финансовой грамотности в различные образовательные пространства общего, среднего профессионального и дополнительного образования» изучается в течение 3 ч., где 1 ч. – это просмотр видеолекции №24 «Внедрение финансовой грамотности в практику образовательных организаций: варианты и инструменты», а 2 ч. – проектный семинар.
Задача проектного семинара
– показать студентам, какие образовательные пространства образовательной организации можно использовать для внедрения курсов финансовой грамотности. Также данное занятие должно вбирать в себя все предыдущие освоенные студентами знания и умения.
Рекомендуем разделить студентов на 5 групп, каждой группе дать свое проектное задание:
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
348
Группа №1: «Разработать план урока для начальной школы
(выбрать предмет и вписать тематику финансовой грамотности в действующую программу обучения)».
Группа № 2: «Разработать план урока для основной школы для предмета «обществознание» (выбрать класс и вписать тематику финансовой грамотности в действующую программу обучения)».
Группа №3: «Разработать план внеурочного занятия для 7 класса по финансовой грамотности (выбрать тему, определить место в системе внеурочной деятельности школы)».
Группа №4: «Разработать план урока для старшей школы для предмета «математика» (выбрать класс и вписать тематику финансовой грамотности в действующую программу обучения)».
Группа №5 «Разработать план образовательного события, реализуемого в системе программы воспитания и социализации
(или в образовательной организации дополнительного образования) и привязать его к какому-либо событию (целевая группа и тематика свободны).
Структура плана урока, занятия, образовательного события.
1. Название темы.
2. Целевая группа.
3. Цели и планируемые результаты.
4. Перечень формируемых дидактических единиц.
5. Форма урока, занятия, образовательного события.
6. Используемая технология, перечень методов обучения.
7. Необходимые организационно-технические условия.
8. Необходимые условия для внедрения в практику.
Далее организовать работу в группах (1 ч.), и на втором часе провести презентацию проектных групповых работ, их обсуждение.
Для преподавтелей создан ДМ Презентация к Главе 2.2 УП для использования при подготовке к занятиям этой части Дисциплины.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
349
Тесты
Тест к подтеме 2.2.1. «Теоретико-методологические основания преподавания курсов финансовой грамотности в общем, среднем, профессиональном и дополнительном образовании»
1.К основным особенностям обучения финансовой грамотности школьников
НЕ относится:
1) преимущественно интерактивный характер обучения;
2) практикоориентированное содержание;
3) репродуктивный характер обучения;
4) связь с реальной практической жизнью.
2. К основным положениям системно-деятельностного подхода НЕ относится:
1) социальные новообразования (ценности, знания, умения) формируются в ходе осуществления определенной деятельности;
2) деятельность – это система, включающая мотивы, цели, способы, принадлежащие субъекту деятельности;
3) социальные новообразования формируются путем многократного повторения;
4) схема: изучение - закрепление - контроль – оценка результата;
5) осуществление рефлексии способа умственного действия.
3. Запишите слово, пропущенное в таблице
Теоретические основания формирования финансовой культуры:
Теория учебной деятельности
…
Рамка финансовых компетенций для учащихся школьного возраста
4. Содержательным ядром, на котором строится обучение финансовой грамотности, является:
1) концепция структуры и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов по финансовой грамотности;
2) рамка финансовых компетенций для учащихся школьного возраста;
3) закон об образовании РФ;
4) Концепция преподавания обществознания в РФ.
5. В каком виде дидактических единиц отражается деятельностный компонент финансовой грамотности?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
350 1) Знания.
2) Понятия.
3) Компетенции.
4) Категория.
6. В содержательной структуре Концепции и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов по финансовой грамотности НЕ выделяются следующие виды содержания образования:
1) базовые понятия;
2) базовые знания;
3) предметные циклы;
4) личностные характеристики и установки;
5) умения;
6) компетенции.
7. Соотнесите базовые понятия Концепции и их определения.
Базовые понятия:
Определения:
А. умение;
Б. компетенция;
В. формирование финансовой грамотности;
Г. Знание;
Д. Учебная деятельность.
1) целенаправленная образовательная деятельность по созданию психолого- педагогических и организационных условий для преодоления финансовой безграмотности;
2) владение способом осуществления какой-либо конкретной деятельности в определенных условиях;
3) универсальное умение, выполняемое в различных жизненных обстоятельствах и ситуациях, предполагающее активное использование мышления;
4) освоенное
(присвоенное, интериоризированное) обучающимися понимание сущности определенных объектов, процессов и явлений;
5) деятельность учащегося, направленная на овладевание знаниями и умениями, осуществляемая в активной форме
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
351
Внесите ответы в таблицу:
А
Б
В
Г
Д
1B, 2A, 3Б, 4Г, 5Д
8. Какой документ создал и содержательную и структурную основу для формирования УМК по финансовой грамотности?
1) Концепция структуры и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов по финансовой грамотности.
2) Рамка финансовых компетенций для учащихся школьного возраста.
3) Закон об образовании РФ.
4) Концепция преподавания обществознания в РФ.
9. Какой документ закрепляет дидактические элементы содержания финансовой грамотности, которые должны изучаться в рамках основного общего и среднего общего образования?
1) Концепция структуры и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов по финансовой грамотности.
2) Рамка финансовых компетенций для учащихся школьного возраста.
3) Закон об образовании РФ.
4) Концепция преподавания обществознания в РФ.
10. Соотнесите дидактические элементы содержания финансовой грамотности, закрепленные в Концепции преподавания обществознания в
РФ и уровни образования:
Элементы содержания финансовой грамотности:
Уровни образования:
А) обучающиеся осваивают основные понятия финансовой грамотности, изучают устройство банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования;
Б) формирование у обучающихся представления о ценности ответственного, грамотного поведения в сфере личных и семейных финансов, в том числе через ведение семейного бюджета;
В) обучающиеся должны освоить основы управления личными
1) основное общее образование;
2) среднее общее образование.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
352
(семейными) финансами, формирования личных сбережений и пенсионных накоплений, в том числе с использованием услуг финансовых организаций, познакомиться с финансовым планированием и понятием финансовых рисков;
Г) обучающиеся осваивают способы разумного взаимодействия семьи с различными финансовыми институтами, знакомятся с правами потребителя финансовых услуг, учатся их защищать;
Д) обучающиеся должны познакомиться с системой уплаты налогов, осуществлением инвестиций, ролью, функциями и задачами
Центрального банка
Российской Федерации.
Внесите ответы в таблицу:
А
Б
В
Г
Д
Тест к подтеме 2.2.2. «Цели образования и особенности содержания образования программ по финансовой грамотности, разработанных для школьников и студентов СПО»
1. Верны ли следующие суждения о цели образовательной деятельности педагога, реализующего программы по финансовой грамотности?
А) Целью образовательной деятельности педагога, реализующего программы по финансовой грамотности является формирование финансовой культуры обучающихся.
Б)
Целью образовательной деятельности педагога, реализующего программы по финансовой грамотности является обучение конкретным финансовым навыкам.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
353 2. Верны ли следующие планируемые результаты изучения финансовой грамотности и группы универсальных учебных действий?
Результаты изучения финансовой грамотности:
Группы универсальных учебных действий:
А) умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
Б) формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа;
В) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Г) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий
(ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
Д) способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
1) регулятивные;
2) познавательные;
3) коммуникативные.
Внесите ответы в таблицу:
А
Б
В
Г
Д
1А, Б, 2 В, 3 Г, Д.