Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2575
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
363 25)
Какие основные разделы (области финансовой грамотности) характерны для программы обучения школьников 8-9 класса?
26)
Какие семь основных модулей финансовой грамотности изучаются в 10-
11 кл.?
27)
Какой педагогический эффект имеют игровые технологии обучения финансовой грамотности в 10-11 кл.? Какие существуют риски и ограничения.
28)
Предложите несколько вариантов тем для индивидуальных и групповых работ при изучении модуля «Банки: чем они могут быть полезны в жизни».
29)
Какие основные знания, умения и компетенции приобретают и приращивают школьники, изучая тему «Собственный бизнес» с 5 по 11 классы?
30)
Какие личные потребности, связанные с финансами, характерны для возрастных групп населения (молодежь, трудоспособное население от 30 до
55/60 лет, люди пенсионного возраста)?
31)
Почему для организации и проведения молодежных программ дополнительного образования по финансовой грамотности целесообразно использовать возможности сети Интернет и видеоматериалы? Какие тематики в области финансовой грамотности приоритетны для молодежи?
32)
Опишите основные отличительные черты, дайте характеристику молодежи как потребителя финансовых услуг.
33)
В чем заключаются особенности обучения финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов?
34)
Какие составляющие финансовой грамотности необходимо рассматривать в приоритетном порядке при обучении студентов колледжей, техникумов?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
364 4.3 Преподавание темы 2.3 «Методика обучения финансовой грамотности в различных целевых группах, обучающихся (по вариативным модулям)»
Каждый Вариативный модуль имеет одинаковую структуру. Подходы к обучению студентов, выбравших разные модули также одни и те же. Отличие каждого модуля в содержании образования. Каждый вариативный модуль отражает специализацию студентов.
Общая характеристика преподавания подтемы 2.3
Общий объем
15 ч. из них: аудиторных занятий
7 ч. в т.ч.: коммуникативный семинаров
1 ч. в т.ч.: проектных семинаров
5 ч. в т.ч.: проблемный семинар
1 ч. в т.ч.: лекций
0 ч. самостоятельная работа
8 ч. в т.ч.: просмотр видеолекций
2 ч. в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий
6 ч.
Защита группового проекта
+2 ч.
Необходимо сообщить студентам перед началом изучения модуля, что по результатам его освоения будет контрольное итогове тестирование, а также защита группового методического проекта. В учебном пособии для студентов есть 3 раздел, тема 3.1 «Рекомендации по разработке индивидуального проекта урока, занятия, мероприятия по финансовой грамотности для проведения аттестации по курсу»
8
Поэтому в ходе изучения всех тем, подтем модуля необходимо организовывать и поддерживать проектную деятельность студентов, которая должна быть направлена на разработку группового проекта. Рекомендуем
8
Термин «курс» в УП соответствует термину «Дисциплина» в Методических рекомендациях.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
365
структуру группового проекта задать точно такой же, какой определена структура индивидуального проекта.
Необходимо также разделить студентов на группы по 4-5 человек, обсудить с ними будущую методическую разработку с тем, чтобы на всех последующих занятиях студенты работали над ней, изучая соответствующие подтемы модуля.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
366 4.3.1. Подтема 2.3.1 Преподавание 1 вариативного модуля «Обучение финансовой грамотности учащихся начальной школы»
Таблица 2.1.3. План преподавания подтемы 2.3.1
Подтемы
Осваиваемое студентом содержание
Средства обучения
Формы занятий ч.
Цели и планируемые результаты обучения финансовой грамотности в 2-4 классах.
Особенности содержания образования финансовой грамотности в начальной школе
Особенности целей обучения финансовой грамотности в начальной школе. Влияние семьи, школы, общества и личностных особенностей развития ребенка 7-11 лет на цели образовательной деятельности и планируемые результаты в части финансовой грамотности. Базовые понятия и знания, ценностные установки, предметные умения и компетенции, формируемые в начальной школе на уроках, занятиях, мероприятиях по финансовой грамотности.
Межпредметные связи финансовой грамотности с другими предметами школьной программы
УП:
§ 2.3.1.1
СР: ВЛ
№25
СР: П
ПроекС
1 ч.
2 ч.
1 ч.
Применение образовательных технологий и методов обучения финансовой грамотности с использованием УМК для 2-4 классов и других информационных и образовательных ресурсов
Анализ УМК для учащихся 2-4 классов.
Возможности и дефициты разработанного УМК по финансовой грамотности.
Особенности методики обучения финансовой грамотности в начальной школе.
Ключевые образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности в начальной школе. Учет возрастных и психологических
УП:
§ 2.3.1.2.
СР: ВЛ
№26
ПроекС
СР: П
КомС
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
367
особенностей учащихся начальной школы при проектировании уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности.
Дополнительные информационные и образовательные ресурсы для обучения финансовой грамотности учащихся начальной школы
Возможности и варианты внедрения курсов, модулей, тем финансовой грамотности в образовательные пространства начальной школы
Обучение учащихся начальной школы элементам финансовой грамотности через включение некоторых тем по финансовой грамотности в предметы
«окружающий мир»,
«математика».
Обучение учащихся начальной школы финансовой грамотности через внеурочную деятельность.
Обучение учащихся начальной школы финансовой грамотности через программу воспитания и социализации учащихся.
Проведение доп. мер-тий
УП:
§ 2.3.1.3
СР: П
ПроблС
1 ч.
1 ч.
Проектирование уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности во 2-4 классах с учетом организационно- педагогических условий общеобразовательной организации
Анализ организационных возможностей и психолого- педагогических условий внедрения программ по финансовой грамотности.
Проектирование уроков по финансовой грамотности
(определение межпредметных возможностей для включения тематики финансовой грамотности в предметы
«окружающий мир»,
«математика»).
Проектирование занятий в рамках внеурочной деятельности по
УП:
§ 2.3.1.4
ПроекС
СР: П
ПроектС
2 ч.
2 ч.
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
368 созданным в рамках
Проекта Минфина России
УМК с учетом организационных и психолого- педагогических условий их проведения.
Проектирование уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности во 2-4 классах с учетом организационно- педагогических условий общеобразовательной организации
Проектирование образовательного события по финансовой грамотности: постановка целей мероприятия, определение педагогической технологии, подбор методов обучения и педагогических приемов; определение необходимых технических средств и подготовка дидактического материала; разработка сценария мероприятия.
Текущий контроль
(защита педагогического группового проекта)
-
Промеж. зачет
2 ч.
Итого
15 ч. + 2 ч. – защита группового проекта
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
Подпараграф 2.3.1.1 «Цели и планируемые результаты обучения финансовой грамотности в 2-4 классах. Особенности содержания образования финансовой грамотности в начальной школе» рассчитан на изучение в течение
4 ч., при этом предполагается просмотр одной видеолекции (№25
«Особенности целей образования и содержания образования финансовой грамотности для учащихся начальной школы»), самостоятельная работа студентов и проектный семинар. В этом модуле желательно начать именно с проектного семинара.
План проектного семинара
1.
Определение целей изучения вариативного модуля (освоение методики обучения финансовой грамотности в начальной школе).
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
369 2.
Обсуждение структуры группового проекта:
Технологическая карта (приложение №1) + сценарий урока, занятия, мероприятия (приложение №2)
9
Презентация, которая будет использована на занятии.
Дидактический материал (видеоролики, таблицы, графики, деньги, заготовки для какой-либо работы и др.)
3. Разделение на группы, работа в группах:
определение тематики группового проекта;
определение целей и планируемых результатов обучения;
определение содержания образования.
Далее студенты самостоятельно смотрят видеолекцию, по результатам которой корректируют тему, цели и содержание группового проекта, отвечают на вопросы, указанные в презентации к видеолекции.
Подпараграф 2.3.1.2 «Применение образовательных технологий и методов обучения финансовой грамотности с использованием УМК для 2-4 классов и других информационных и образовательных ресурсов» изучается в течение 4 ч., где предполагается просмотр видеолекции №26: «Особенности методики обучения финансовой грамотности в начальной школе», два семинара и самостоятельная работа студентов.
По результатам просмотра видеолекции студентам необходимо рекомендовать самостоятельную работу по подбору, соответствующих выбранной теме группового проекта образовательных технологий, методов обучения и педагогических приемов. Для этого можно использовать не только подпараграф 2.3.1.2, но и общую информацию по этому вопросу, представленную в подтеме 2.2.3 «Основные методические принципы преподавания финансовой грамотности, образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используемые при преподавании финансовой грамотности».
9
См. УП для студентов, Глава 3.1.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
370
Задача самостоятельной работы студентов – провести анализ существующих образовательных технологий, методов обучения и педагогических приемов, используемых при обучении финансовой грамотности, вообще, и финансовой грамотности в начальной школе (по рекомендациям авторов УМК по финансовой грамотности для начальной школы), в частности. И на основе этого анализа подобрать образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, соответствующие выбранной теме проектируемого занятия, разработать план занятия.
Поэтому на проектном семинаре в аудитории преподаватель должен обсудить со студентами их групповой проект и индивидуальную самостоятельную работу каждого студента в части подбора методики обучения финансовой грамотности в начальной школе.
Во второй части занятия – коммуникативном семинаре преподаватель должен организовать обсуждение результатов групповой работы.
К каждому проекту необходимо задавать некоторые вопросы.
1)
Насколько выбранные образовательная технология, методы обучения и педагогические приемы могут обеспечить получение запланированных образовательных результатов?
2)
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Логично ли выстроен план занятия, соответствует ли он теме и возрасту учащихся начальной школы?
Подпараграф 2.3.1.3 «Возможности и варианты внедрения курсов, модулей, тем финансовой грамотности в образовательные пространства начальной школы» изучается 2 ч.
Необходимо сориентировать студентов на самостоятельное изучение подпараграфа 2.3.1.3.
На это отводится 1 ч., а далее – организовать обсуждение его содержания на коммуникативном семинаре. Важно, чтобы у студентов сложилось понимание того, что финансовая грамотность в начальной школе может преподаваться как во внеурочной деятельности (самостоятельный курс), так и в рамках общеобразовательных предметов. Для второго варианта необходимо
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
371
изучить существующие образовательные программы двух предметов – математика и окружающий мир, и обсудить, в какие тематические разделы можно встроить тематику финансовой грамотности.
План коммуникативного семинара
1.
Анализ возможностей по встраиванию тем, курсов финансовой грамотности в образовательные пространства начальной школы
(по материалам п.2.3.1.3 и 2.3.1.4).
2.
Возможности и ограничения преподавания курса в системе внеурочной деятельности.
3.
Анализ существующих программ по предмету «математика», встраивание тематики финансовой грамотности в программу курса.
4.
Анализ существующих программ по предмету «окружающий мир», встраивание тематики финансовой грамотности в программу курса.
5.
Проведение образовательных событий по финансовой грамотности для учащихся начальной школы и их родителей.
Подпараграф 2.3.1.4 «Проектирование уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности во 2-4 классах с учетом организационно- педагогических условий общеобразовательной организации» изучается в течение 5 ч., из них: 2 ч. – это самостоятельная работа, 3 ч. – проектный семинар, результатом которого должны стать проработанные по всем параметрам групповые проекты студентов.
Необходимо сориентировать студентов на самостоятельное изучение подпараграфа 2.3.1.4.
План проектного семинара (2ч.)
1.
Обсуждение уже сделанного в части методической разработки занятия по финансовой грамотности.