Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2571
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
51
Задание 10.
Пример: Ирина Ивановна посчитала во сколько она сэкономила за год
совершая свои обычные покупки в мелкооптовом магазине вместо привычного
магазина «рядом с домом».
В магазине «Рядом с домом»
В мелкооптовом магазине
Молоко 4 пакета в месяц (57 руб. за 1 шт.)
Молоко 4 пакета в месяц (49 руб. за 1 шт.)
Макароны 6 пачек в месяц (47 руб. за 450 гр.)
Макароны 6 пачек в месяц (35 руб. за 450 гр.)
Гречка 4 пачки в месяц (68 руб. за 1 кг)
Гречка 4 пачки в месяц (52 руб. за 1 кг)
Кур-ные грудки 3 кг в месяц (364 руб. за 1 кг)
Кур-ные грудки 3 кг в месяц (304 руб. за 1 кг)
Сахар 1 кг в месяц (45 руб. за 1 кг)
Сахар 1 кг в месяц (32 руб. за 1 кг)
Яйцо 20 шт. в мес. (182 руб. за 20 шт.)
Яйцо 20 шт. в мес. (161 руб. за 20 шт.)
781 руб. в месяц в среднем оставалось в бюджете Ирины Ивановны при
все том же привычном необходимом наборе продуктов. А за год Ирина
Ивановна сэкономила 4 836 руб. Почти 18% переплачивала Ирина за наценку
на продукты в магазине «Рядом с домом».
Задание:
Проверьте свой список ежемесячных продуктовых закупок на предмет переплаты. Можете ли вы найти более привлекательные цены на тот же набор продуктов. Посчитайте, какую сумму вы сбережете, заменив привычный магазин «рядом с домом» на магазин с «меньшей накруткой».
В магазине «Рядом с домом»
В мелкооптовом магазине
Важные выводы к Заданию 10.
30%: Контролируйте расход ресурсов. Разумное потребление — не пустые слова. Установите счётчики воды и энергосберегающие лампочки, используйте стиральную и посудомоечную машины — как ни странно, они позволяют существенно экономить воду и в результате быстро окупаются.
Внимательно следите за потреблением электричества и воды, не забывайте гасить свет и выключать телевизор, когда находитесь в другой комнате.
Попробуйте во время чистки зубов закрывать кран — подсчитано, что эта простая процедура позволяет сэкономить около 5000 руб. в год.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
52 50%: Делайте выгодные покупки. Старайтесь делать покупки не в сезон всегда, когда это возможно. Сапоги или велосипед, купленные с 40–50% скидкой, могут быть такими же качественными, их функциональность не зависит от прихотей моды. Не пренебрегайте дисконт-центрами, очень часто в них можно найти более интересные вещи, чем в последних коллекциях за тройную цену. Избавляйтесь от излишков — не стесняйтесь продавать ненужные вам вещи. Так вы сможете заработать и освободить жизненное пространство для позитивной энергии и новых впечатлений. А «совсем как новая» коляска вашего выросшего ребенка очень пригодится какой-нибудь молодой паре, которая пока не может себе позволить новые вещи.
Задание 11. Расположите активы в порядке роста ликвидности: автомобиль Volkswagen, денежные средства в кассе, государственные облигации со сроком погашения 3 года, запасы кирпича на строительной площадке, картина В. В. Верещагина «Апофеоз войны», завод по производству Coca-Cola.
Ответ. Активы расположены в порядке роста ликвидности: картина В.
В. Верещагина «Апофеоз войны», завод по производству Coca-Cola, автомобиль Volkswagen, запасы кирпича на строительной площадке, государственные облигации со сроком погашения 3 года, денежные средства в кассе.
Задание 12. Обсудите какое, по вашему мнению, влияние оказывает неприятие потерь на качество принимаемых решений. Как вам кажется, влияет ли выбор «точки отсчета» на принимаемые решения? Приведите примеры.
Ответ. Неприятие потерь может существенно повлиять на решение.
Например, совершив неудачное вложение в акции, инвестор может слишком долго держать эти падающие в цене акции, надеясь на «реванш». Выбор точки отсчета важен. Например, после года работы зарплата молодого сотрудника выросла на 20%. Если он сравнит зарплату со стартовой, то с большой вероятностью продолжит работу; если сравнит со своими ожиданиями (рост на 50%) – примет решение ее поменять.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
53
Задание 13. Представьте себе, что вы устроились после института на работу с окладом в 25 тыс. руб. При этом ваш работодатель обещал, что через год зарплата, скорее всего, вырастет до 35 тыс. руб. По прошествии года работодатель говорит, что фирма находится в трудном финансовом положении и назначает зарплату 30 тыс. руб. Как следует оценивать эту ситуацию? Какие точки отсчета можно выбрать для того, чтобы проанализировать эту ситуацию с разных сторон?
Ответ. Ваша работа не оправдала ожиданий, с этой точки зрения вы понесли потери, хотя зарплата и выросла по сравнению со стартовым уровнем
(стартовый уровень и ожидания – вот две наиболее доступные точки отсчета).
Для того чтобы принять решение о целесообразности продолжения работы в организации следует учесть ситуацию на рынке в целом. Так, если низкий рост зарплаты произошел на фоне общего кризиса в экономике (всей страны, региона или отрасли), то оценка ситуации может быть более позитивной. С другой стороны, если затруднительное положение вашей организации возникло на фоне в целом благоприятной ситуации, следует более критично оценить целесообразность продолжения работы, постараться понять причины неудач, ответить на вопросы, видите ли вы механизмы выхода из кризиса и как оцениваете шансы того, что это произойдет. Еще один критерий оценки – сопоставить ваши доходы (а также их рост) с ростом доходов ваших товарищей (бывших однокурсников).
Задание 14. Совершали ли вы или ваши близкие импульсивные покупки, о которых потом жалели? Какие меры помогли бы вам избежать таких решений? Всегда ли, по-вашему мнению, плохо совершать импульсивные покупки? Обоснуйте свою позицию.
Ответ. Импульсивные покупки могут играть положительную роль. Во- первых, они вносят элемент спонтанности, разнообразия в нашу жизнь. Во- вторых, импульсивные, незапланированные покупки могут совершаться в ответ на особенно выгодные предложения, существенные скидки, предлагаемые продавцами. Плохо, если человек систематически совершает
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
54 импульсивные покупки, о которых жалеет, и тратит на них чрезмерные средства.
Задание 15. Случалось ли вам существенно переоценивать или наоборот недооценивать ожидаемое влияние принимаемых решений (в том числе приобретения материальных благ) на удовлетворенность жизнью? Повлиял ли этот опыт на ваше дальнейшее поведение?
Ответ. Решение о покупке квартиры или машины, как правило, носит позитивный, но кратковременный характер. Поэтому чрезмерное внимание к увеличению материального благополучия вряд ли может быть оправдано.
Исследования психологов показывают, что люди, чрезмерно озабоченные материальными ценностями, демонстрируют более низкую степень субъективного благосостояния. Это не означает, что материальными благами нужно полностью пренебрегать, важно понимать, что материальные ценности сами по себе не ведут к счастью.
Задание 16. Вы собираетесь вечером на концерт; в кассе есть билеты на
Моцарта по 300 руб. Вы покупаете билет (максимальная сумма, которую вы были бы готовы отдать – 350 руб.). Одновременно в соседнем зале будет концерт Баха, которого вы больше любите. За билет на Баха вы готовы были бы заплатить вплоть до 600 руб., но билеты закончились. Перед концертом ваш товарищ предлагает отдать свой билет на Баха за 200 руб., поскольку он сам пойти на концерт не сможет. Согласитесь ли вы (при условии, что билет на Моцарта в этом случае пропадет)? Объясните свое решение.
Ответ. Сугубо рациональным решением было бы взять билет на Баха – выигрыш в «полезности» будет эквивалентен 100 руб. в противоположность
50 в случае Моцарта. Вместе с тем, вы можете привыкнуть к мысли, что идете на Моцарта, отказ от этого концерта будет восприниматься как потеря.
Поскольку потери, как правило, переживаются острее приобретений, вы, возможно, откажетесь от обмена билетов.
Задание 17. Были ли в вашей жизни случаи, когда безвозвратные потери повлияли на ваше поведение (или решения ваших друзей знакомых) или, когда
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
55
вы игнорировали такие потери, проанализировав ситуацию? Приведите примеры и обсудите, насколько ваше поведение кажется разумным.
Ответ. Предположим, что вы купили квартиру за 3 млн руб. и сделали ремонт стоимостью 1 млн руб. Через год вы решили продать квартиру, рассчитывая получить 4 млн руб., но узнав, что рыночная цена вашей квартиры составляет 3,5 млн руб., передумали. Это пример влияния безвозвратных потерь на ваше поведение.
Задание 18. Опишите ситуации, в которых, на ваш взгляд, разумно искать «достаточно хорошее» решение и просто сформулировать требования к нему, а когда реализация такого подхода (в узком смысле) проблематична и требуется его модифицировать.
Ответ.
Вот несколько ситуаций, в которых требования к удовлетворительному решению сформулировать просто.
Вы ищете ресторан, в котором хотите провести деловую встречу.
Основные требования: удобное расположение, тишина, умеренная стоимость обеда. Легко установить приемлемый уровень по каждому из обозначенных направлений.
Вы выбираете настольный компьютер. Основные требования: производительность (процессор, память, видеокарта), цена, гарантийный срок.
Легко установить критерии по каждому из направлений.
Пример ситуации, в которой сложно установить критерии
«приемлемого» решения.
Покупка квартиры. Можно установить критерии, которые сузят поиск
(установить верхнюю границы для цены, нижнюю для площади и количества комнат, приемлемые районы города и т. д.). При этом самым сложным будет выбрать оптимальный вариант среди приемлемых. Задача усложняется тем, что в процессе поиска вы получаете новую информацию, как о рынке недвижимости, так и о своих предпочтениях. В результате, ваши критерии выбора меняются.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
56
Задание 19. Опишите реальную ситуацию, в которой вы сталкивались с отрицательным отбором. Осознавали ли вы присутствие отрицательного отбора? Как он повлиял на ваше решение?
Ответ. Ответ должен быть обоснованным: важно, чтобы слушатель не просто привел пример, но и объяснил, почему в нем присутствует отрицательный отбор.
Задание 20. Дайте определение общей и зарегистрированной безработицы. Почему уровни зарегистрированной и общей безработицы в
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26
России существенно отличаются?
Ответ. При определении общей безработицы пользуются определением
МОТ. Согласно этому определению, к безработным относятся лица, которые будучи старше определенного возраста, в течение рассматриваемого периода удовлетворяли одновременно следующим критериям:
– не имели работы (доходного занятия);
– занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
– были готовы приступить к работе в течение рассматриваемого периода (в течение обследуемой недели);
– учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.
К зарегистрированным безработным относятся незанятые граждане, официально зарегистрированные государственной службой занятости в качестве безработных.
Уровень безработицы в обоих случаях рассчитывается как отношение количества безработных данного типа к экономически активному населению.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
57
Задание 21. Назовите основные активные программы рынка труда, которые реализует государственная служба занятости населения?
Ответ. Органы службы занятости оказывают следующие услуги безработным гражданам (активные программы содействия занятости):
Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Информирование о положении на рынке труда.
Профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.
Программы социальной адаптации безработных, психологическая поддержка безработных граждан.
Организация проведения оплачиваемых общественных работ.
Организация временного трудоустройства граждан.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.
Программы содействия самозанятости безработных граждан.
Специальные программы содействия занятости: содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности, специальные программы для инвалидов, специальные программы для молодежи и выпускников.
Задание 22. Назовите основные стратегии поиска работы. Куда бы Вы обратились и почему?
Ответ. Ниже кратко перечислены основные стратегии поиска работы:
Самостоятельный поиск:
– специализированные интернет-порталы (например, job.ru, hh.ru и др.);
– социальные сети;
– сайты компаний;
– печатные СМИ (газеты, журналы);
– ярмарки вакансий.
Поиск через посредника: