Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий педагогический колледж»
ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выпускная квалификационная работа
Дергачева Юлия Денисовна
Специальность 44.02.01 – Дошкольное образование
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры ДиНО,
ФГБОУ ВО «СибГИУ»
Капустина Лилия Ивановна
Новокузнецк
2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….…..3
ГлаваI.Теоретическое состояние проблемы преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста в зарубежных и отечественных исследователей
-
Сущность понятия « застенчивость» и его содержание………………………..7
1.2.Особенности проявления застенчивости детей старшего дошкольного возраста и причины возникновения………………………………...………………………….14
1.3.Характеристика игры как средства преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста………………...…………………..….…………………….…20
Выводы по первой главе……………………………………………………………...33
Глава II. Использование игры для преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня застенчивости детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………...35
2.2.Реализация комплекса игр по преодолению застенчивости детей старшего дошкольного возраста………………………………...………................................…43
2.3.Выявление динамики уровней застенчивости детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…47
Выводы по второй главе……………………………………………………………...53
Заключение.....................................................................................................................56
Список литературы…………………………………………………………………....58
Приложение……………………………………………………………………………61
Введение
В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное). С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание на то, как ребенок в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).
Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как общительного, активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении.
Поэтому, для преуспевания в современном мире человеку необходимо практически освоить искусство общения. Преуспевание представляется маловероятным при отсутствии такого фактора личностного развития, как собственная активность личности. Застенчивому трудно общаться, но ещё труднее проявить свою активность и инициативу. Дети с высокой адаптивностью достаточно быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе. Но далеко не каждый ребёнок имеет соответствующие врождённые качества и может адаптироваться к трудным психологическим условиям современного города. Поэтому очень важно выявлять и корректировать застенчивость и связанные с ней трудности общения именно в дошкольном возрасте, когда идёт становление важных черт личности ребёнка.
Проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Ребенку трудно выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное - не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности.
Так как застенчивость возникает в раннем возрасте необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Способы преодоления застенчивости зависят, прежде всего, от степени проявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Несмотря на наличие, достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я.
Исследованию проблемы застенчивости посвящены работы Ф. Зимбардо, Д. Бруно И. Бретт, российских психологов Л.И. Божович, И.С. Кона, А.А. Реана и др. [23]. Они рассматривали в своих работах причины, формы проявления и формы предупреждения отрицательных последствий застенчивости. Этими и другими авторами были предложены различные средства коррекции застенчивости детей, одним из которых можно назвать игру.
Недостаточно: используется игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
Противоречие: между задачей преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием игры как средства её решения.
Проблема исследования: как необходимо использовать возможности игры для преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: состоит в теоретическом изучении, выявлении и экспериментальной проверке возможностей игры как средства преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: преодоление застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности игры как средства преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Гипотеза: преодоление застенчивости детей старшего дошкольного возраста будет эффективным и успешным, если:
-будет составлен комплекс игр с использованием разных видов игр способствующих формированию коммуникативных умений, повышению самооценки;
-будет создаваться ситуация успеха, способствующая появлению уверенности в себе и своих силах.
Задачи:
-
Проанализировать состояние проблемы преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста в зарубежных и отечественных исследователей. -
Выявить уровни застенчивости детей старшего дошкольного возраста. -
Составить и апробировать комплекс игр по преодолению застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость: состоит в том, что была осуществлена конкретизация понятия, застенчивость, рассмотрены особенности проявления застенчивости детей старшего дошкольного возраста, выявление условий использования игры как средства преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: состоит в составлении комплекса игр направленного на преодоление застенчивости детей старшего дошкольного возраста, который может быть использован в работе воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями.
Глава I.Теоретическое состояние проблемы преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста в зарубежных и отечественных исследователей
-
Сущность понятия « застенчивость» и его содержание
Для изучения проблемы преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста, считаем необходимым в своей работе раскрыть сущность понятия «застенчивость», выявить особенности проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста и установить причины ее появления.
Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное, поэтому проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые: Е.И. Гаспарова, А.А. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю.М. Орлов, Т.О. Смолева, В. Штерн, Т. Шишова и другие ученые[24].
Исследователей застенчивости интересуют ее природа, причины, форма проявления и формы предупреждения отрицательных последствий. В различных словарях и авторских исследованиях обнаруживается большое количество понятия «застенчивость». Сложно привести единственное определение, так как для разных людей оно означает не одно и то же. В связи с этим считаем целесообразным проанализировать это понятие, раскрыть его сущность, выявить особенности проявления застенчивости детей дошкольного возраста и установить причины её появления.
В педагогическом словаре застенчивость рассматривается как черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников [14].
По мнению Е.И. Гаспаровой и Ю.М. Орловой застенчивость представляет собой свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, характеризующееся наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал [6].
В Оксфордском словаре английского языка дано определение застенчивости: «Быть застенчивым» значит быть человеком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости». Словарь Уэбстера определяет застенчивость как состояние «стеснение в присутствии других людей» [20].
В «Русском толковом словаре» [8] В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной застенчивость описывается как стыдливо – робкий в обращении, в поведении.
М.Е. Бурно пишет, что застенчивость часто связана с такими свойствами характера как робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности. Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности, по причине которого человек стремится оставаться подальше от ответственных занятий, делового, практического общения с людьми и одновременно отличается ранимым самолюбием, страдает от того, что так мало успевает в своей жизни, так незначителен в сравнении с людьми естественными, решительными [3, c.85].
По мнению психолога Ф. Зимбардо, застенчивость – это внутренняя позиция человека, которая предполагает излишнее внимание к тому, что о нем думают окружающие [10, c.18].
По определению Б.Н. Куницыной [22], застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.
При всем многообразии понятий застенчивости, в своей работе мы выделили рабочее определение Е.И. Гаспаровой и Ю.М. Орловойи считаем, что застенчивость - это свойство личности, которое формируется при определенных условиях воспитания и характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности.
Для изучения проблемы преодоления застенчивости детей дошкольного возраста, считаем необходимым в своей работе так же рассмотреть понятие «замкнутость», так как его считают синонимом понятию «застенчивость», и развести эти понятия.