Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению В. Карпенко, замкнутость - это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Но замкнутость - это не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, но результат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений [11, с.14].

Замкнутость, по словам Ф. Зимбардо[10], – это «стремление застенчивого человека избегать контактов с другими, нежелание говорить даже в случае необходимости, склонность к молчанию, стремление избегать легкой беседы».

Можно сделать вывод, что однозначного подхода к определению замкнутости в литературе нет. В своей работе, мы считаем, что замкнутость - это особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что замкнутость, как и другие показатели, такие как страх, повышенная тревожность, склонность к молчанию, избирательность в контактах с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми, является особенностью проявления застенчивости у детей дошкольного возраста [7]. 

Застенчивости посвящена книга американского психолога Ф. Зимбардо, имеющая ярко выраженную практическую направленность. Первая часть под названием «Застенчивость — что это такое» через высказывания и письма и личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе, как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния[10].

До настоящего времени в педагогической литературе не существует ясности в определении понятий «застенчивый», «робкий», «стеснительный», «необщительный».

Словарь синонимов русского языка [18, с. 388] приводит определения понятий «застенчивый», «стыдливый», «робкий», «стеснительный». Однако в данных определениях встречаются повторения и некоторая расчлененность данных понятий. Хотя данные понятия и являются синонимами, их проявления в характере ребенка нуждаются в некоторой дифференциации.

«Сдержанный», «серьезный», «робкий», «непритязательный», «скромный» - такие характеристики обычно дают застенчивым людям. Более того, в изысканной форме их манеры могут рассматриваться как «утонченные» и «светские». Застенчивость выставляет человека в выгодном свете: он производит впечатление человека осмотрительного, серьезного, анализирующего свои поступки. Она оберегает внутреннюю жизнь от постоянного вторжения и позволяет, вкусить от радостей полного одиночества. Застенчивые люди не обижают ближних и не причиняют им боли, как это зачастую делают люди властные[18].


В психологии выделены причины, способствующие возникновению застенчивости. Их рассматривали Ф. Зимбардо, Е. И. Гаспарова. Так Ф. Зимбардо выделяет несколько причин, из-за чего может возникнуть застенчивость[10]:

-Негативного опыта общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как другие «погорели»;

-Отсутствия правильных навыков общения;

- Предчувствия неадекватности собственного поведения, и - как следствие - постоянной тревоги по поводу своих действий;

- Привычки к самоуничтожению из-за своей неадекватности («Я застенчивый», «Я жалкий», «Я неспособный»).

Теперь считаем необходимым остановиться на видах проявления застенчивости. А.И. Захаров различает внутренне застенчивого человека и внешне застенчивого человека. Внешне застенчивые люди необщительны или малообщительны, им не хватает социальных навыков. Это влияет на их взаимоотношения с другими людьми, что в свою очередь, усугубляет болезненную самооценку и ведет к тому, что человек замыкается в себе. Внешне застенчивые люди часто занимают более низкое положение в обществе, чем этого заслуживают и редко становятся лидерами. По сравнению с внешне застенчивыми интравертами застенчивые экстраверты оказываются в более выигрышном положении. У них более развиты социальные навыки, хорошо заучены навыки общения. Они знают, что нужно делать, дабы угодить другим, быть признанным, продвинуться в своем положении. Если внутренне застенчивые люди талантливы, то они часто делают блестящую карьеру. Правда это стоит им больших эмоциональных затрат [9, с.46].

Любые эмоциональные (рожденные эмоцией) нарушения деятельности могут более отчетливо проявляться либо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сферах. Нарушение этих сфер и определяет три основных вида проявления застенчивости, которые рассматривала и выделила Н.А. Богачкина [1]:

- внешнее поведение человека, сигнализирующее о застенчивости;

- физиологические симптомы;

- внутренние ощущения и ранимость интеллектуальных функций.

Основными признаками, характеризующими внешнее поведение человека, как сигнализирующее о застенчивости является: нежелание вступать в беседу, затруднителен или даже невозможен контакт глаз, свой голос оценивает как слишком мягкий, избегание людей, не проявление инициативы. Такое поведение затрудняет социальное общение и межличностные контакты, необходимые всем людям без исключения. Из-за того, что застенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее других способны создать свой собственный внутренний мир. Все это ведет к замкнутости человека. Замкнутость – это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Но замкнутость – это не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, но результат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений [10, с.94].



На физиологическом уровне застенчивые люди испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Однако подобные реакции люди испытывают при любом сильном эмоциональном потрясении. Отличительным физическим симптомом застенчивости служит покраснение на лице, которое невозможно скрыть. Но опять-таки все люди время от времени краснеют, сильнее бьется сердце или сводит живот. Правда, незастенчивые люди к этим реакциям относятся как к мягкому неудобству, а застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих физических ощущениях.

Из внутренних ощущений застенчивого человека можно выделить смущение и неловкость. Часто люди краснеют от смущения – кратковременной острой потери уважения к себе, которую время от времени приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание к каким-либо случаям из частной жизни, когда кто-то сообщает о нас другим людям, неожиданная похвала, когда застают за занятием, не предназначенным для посторонних глаз. Состояние смущения вызывается сознанием собственной несостоятельности. Большинство застенчивых людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытывать смущение, и таким образом все больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках [19, с.69].

Застенчивость имеет отрицательные последствия не только в социальном плане, но и негативно воздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает человека в такое состояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическими чертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д.

У застенчивости есть и положительные стороны. Застенчивые люди не задевают других, сдержаны, скромные, уравновешенные, не обижают других людей, не причиняют им зла и боли. Человек может позволить себе быть более разборчивым в личных контактах. Застенчивость дает возможность отстраниться, понаблюдать, чтобы потом вести себя осмотрительно. Застенчивость выставляет человека в выгодном свете: он производит впечатление человека серьезного, анализирующего свои поступки. Застенчивость усиливает самокритику и временное ощущение бессилия. Это способствует формированию более адекватной "Я" - концепции. Объективно осознающий себя человек становится более самокритичным, фиксация внимания на себе заставляет индивида осознать собственные внутренние противоречия. Кроме того, человек начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других. Усиленное противоборство переживанию застенчивости может облегчить развитие самостоятельности, индивидуальности и взаимную любовь. Погруженные в себя люди часто обладают высокими творческими способностями [25, c.69].


Исходя из этого, застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.

Также, Н.А. Богачкина [1, c. 54] выделила последствия застенчивости. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

- Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциального приятного отдыха;

- Она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;

- Застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить личные достоинства;

- Она усугубляет чрезмерно сосредоточенность на себя и на своем поведении;

-Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессии.

Быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев - из-за неизвестности и неопределенности. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоции страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии людей с другими людьми и закрепляется.

Таким образом, исследователи застенчивости, в процессе наблюдений нашли причины, формы проявления и формы предупреждения отрицательных последствий застенчивости. Анализ теоретических источников показал, что, рассматривая понятие «застенчивость» психологи различных направлений убеждены, что застенчивость представляет собой индивидуальную особенность личности. Поскольку застенчивость является очень распространенным явлением жизни и, по мнению многих авторов, возникает в детстве, необходимо рассмотреть ее проявления у дошкольников.

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8


Особенности проявления застенчивости детей дошкольного возраста и причины возникновения


Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Считаем необходимым изучить взгляды ученых на особенностях и причинах проявления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.

Е. И. Гаспарова, Т. А. Репина, Т. О. Смолева, Ю. М. Орлов, В. И. Гарбузов выделяют несколько предпосылок появления застенчивости [21]:

1.Биологическая (слабость нервной системы, генетическая предрасположенность, наличие физического дефекта - задержка физического развития, отклонение его от нормы: хроническая болезнь);

2. Социально-обусловленная - неприятие детей родителями, отсутствие в семье отца, неблагополучная семья, неправильный тип воспитания: тревожно-мнительный (родители постоянно тревожатся за здоровье ребенка и чрезмерно опекают его), авторитарный (ребенка не хвалят, не ласкают, требовательны), обособленный уклад жизни старших членов семьи.

Кроме того, в литературе указывается сопутствующие застенчивости явления:

- Неумение детей быстро включаться в коллективную деятельность;

- Стать полноправным членом группы;

- Боязнь начать какие-то новые дела;

- Страх перед темнотой, болезнью.

Так же мы рассмотрим, по­веден­ческие ре­ак­ции детей, которые выделяет Ф. Зимбардо [10]:

1. с тру­дом на­чина­ют раз­го­вор, дей­ству­ют и выс­ка­зыва­ют но­вые идеи, за­да­ют воп­ро­сы, про­яв­ля­ют ини­ци­ати­ву;

2. не­охот­но раз­ре­ша­ют двус­мыслен­ные си­ту­ации;

3. ма­ло го­ворят;

4. проб­ле­мой яв­ля­ют­ся не­упо­рядо­чен­ные си­ту­ации, ког­да от­сутс­тву­ют чет­кие ука­зания то­го, как сле­ду­ет се­бя вес­ти;

5. при об­ще­нии с про­тиво­полож­ным по­лом муж­чи­нам труд­нее за­вязать бе­седу, про­яв­лять ини­ци­ати­ву, кон­такти­ровать гла­зами, они мед­леннее го­ворят; о зас­тенчи­вос­ти жен­щи­ны сви­детель­ству­ют бо­лее час­тая улыб­ка и кив­ки го­ловой;

6. бо­лее ред­кая жес­ти­куля­ция при от­ве­тах на воп­ро­сы;

7. бо­лее дис­ципли­ниро­ваны, боль­ше си­дят, чем хо­дят;

8. ред­ко учас­тву­ют в спе­ци­аль­ных за­дани­ях, та­ких как за­меще­ние учи­теля;

9. по­луча­ют мень­ше об­щес­твен­ных наг­рад и мень­ше за­меча­ний.