Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

Сосулька

Цель: расслабить мышцы рук. "Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"

Шалтай-Болтай

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. "Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".

Драка

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. "Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!".

Танцующие руки

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. "Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

Слепой танец

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".


В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Гусеница

Цель. Учить доверять друг другу.

В игре партнеров не видно, но слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с усилиями остальных участников.

«Сейчас мы с вами станем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи стоящего впереди. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до него строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы должны пройти по определенному маршруту».

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».
Насос и мяч

Цель. Расслабить максимальное количество мышц тела.

«Дети, разбейтесь на пары: один - большой надувной мяч, другой - насос. "Мяч" стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус чуть наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). "Насос" начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха "мяч" становится все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - поднимается голова, после четвертого - надулись щеки, и даже руки отошли от боков. "Мяч" надут - "насос" перестал накачивать. Он выдергивает из "мяча" свой шланг... Из "мяча" с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

Головомяч


Цель:развитие навыков сотрудничества в разре­шении конфликтных ситуаций.

Ведущий:«В случаях урегулирования разногласий стороны приходят к общему решению через договор, нахождение общего решения, в этом способе разрешения конфликтов дружеские отношения сохраняются и переходят на более ка­чественный уровень, люди уважают друг друга». Группа распределяется на пары. На пол между ребятами кладется надутый воздушный шарик. Задача: поднять его с пола без помощи рук. После того как все шары подняты, ребятам предлагается зажать по одному шарику между лбами и по одному между животами. Задача: пе­ренести шарики в противоположный угол комна­ты без помощи рук.

Обсуждение:Как  пары  пришли  к  решению трудного вопроса? Сразу ли удалось выполнить задачу или пришлось преодолеть трудности? Какие? План решения задачи обговаривался заранее или он возник в процессе? Случалось ли вам в жизни встречаться с ситуациями, когда приходилось договариваться с соперником?

Бумажные мячики


Цели: Эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию. (2-3 минуты.)

Зайки и слоники

(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель.Дать детям возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Я хочу вам предложить игру "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайка- ми-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, стараясь, стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся 
(дети показывают). Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (Разбегаются по группе, классупрячутся и т.д.) А что делают зайки, если видят волка? (Игра продолжается несколько минут.) А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра».

Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. Затем садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Волшебный стул

(И.В. Шевцова)

Цель.Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме того, надо изготовить корону и трон - он должен быть высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (в группе не более пяти-шести воспитанников); причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.


Совместный рисунок
«Как мы боремся с трудностями»


«Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное - не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности! Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся». Наши ошибки помогают понять нам , что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослого человека. Может быть они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они могут вам передать».


После беседы обговорите вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнят примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия. После беседы предложите детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на эту тему, помимо развития уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить в контакт с другими людьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.


Приложение 10

Таблица 2 - Схема стандартизированного наблюдения



Ф.И. ребенка

Чрезмерно скован, не может расслабиться

Болезненно воспринимает оценку сверстников и взрослых

Старается меньше разговаривать /тихий голос

Опускает глаза во время разговора

Не уверен в себе, не решителен

Легко краснеет или бледнеет

Боится публичных выступлений (т.е. отвечать на занятиях

Ощущает себя не защищённым, беспомощным в некоторых ситуациях

Испытывает робость при общении со сверстниками и взрослыми

Зависимость от взрослого; самостоятельно не начинает никаких действий

Избегает ссор

Стремится к одобрению

Стесняется незнакомых людей

Редко «огрызается» на замечания

Склонен играть в одиночестве /с избранными детьми

Не любит привлекать к себе внимание

Зацикливается на своих недостатках

Боится быть неправым / знает ответ, но не отвечает

Итого:

1

Полина К.

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

1

7

2

Стас Б.

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

1

0

6

3

Гордей М.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

2

18

4

Витя В.

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

1

1

1

1

1

0

1

1

9

5

Вова Ф.

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

2

1

1

1

1

2

18

6

Захар Л.

0

0

1

1

1

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

8

7

Виталя И .

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

17

8

Данил Б.

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

6

9

Тимофей З.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

2

0

1

2

1

1

17

10

Артем Г.

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

2

1

1

1

1

0

0

11