Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 600
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2.МОТИВАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека - причинное объяснение его поступков. Такое объяснение в психологии называется каузальной атрибуцией. Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное — на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка другого человека, то он не просто может его объяснить, но и предсказать, и это очень важно в общении и взаимодействии людей. Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, как его способность к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей [10].
Исследования каузальной атрибуции начались с книги Ф. Хайдера "Психология межличностных отношений", опубликованной в 1958 году, и в то же время появились важные исследования восприятия человека через печатные материалы, и было определено влияние порядка представления информации о человеке на восприятие этого человека как личности.
Существенный вклад в развитие этой области знаний внесли работы Г.Келли по теории личностных конструктов - устойчивых когнитивно оценочных образований, представляющих собой систему понятий, сквозь призму которых человек воспринимает мир. Личностным конструктом называется пара противоположных оценочных понятий (например, «добрый - злой»; «хороший - плохой», «честный - нечестный»), часто встречающихся в характеристиках, которые данный человек дает другим людям и происходящим вокруг него событиям. Один предпочитает пользоваться одними определениями (конструктами), другой - иными; один склонен чаще обращаться к положительным характеристикам (положительным полюсам конструктов), другой - к отрицательным. Сквозь призму личностных конструктов, характерных для данного человека, может быть описан его особый взгляд на мир. Они же могут служить для предсказания поведения человека, его мотивационно-когнитивного объяснения (каузальная атрибуция). Оказалось, что люди с большей готовностью приписывают Причины наблюдаемых поступков личности того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешними обстоятельствам. Эта закономерность получила название «функциональной ошибки атрибуции» (И.Джоунс, 1979) [11].
Исследования по атрибуции ответственности выявили, среди прочего, следующие интересные психологические факты:
-
Индивиды, которые уже однажды были виновниками содеянного, склонны усматривать первопричину действий, совершенным ими ранее и в аналогичных ситуациях, в личностных качествах людей, а не в складывающихся независимо от них обстоятельствах. -
При невозможности отыскать рациональное объяснение случившемуся, исходя из сложившихся обстоятельств, человек проявляет склонность видеть эту причину в другом человеке. -
Большинство людей проявляет явное нежелание признавать случаи как причину их собственного поведения. -
В случае тяжелых ударов судьбы, неудач и несчастий, затрагивающих кого-либо лично и касающихся значимых для него людей, человек не склонен искать причины этого только исключительно в сложившихся обстоятельствах; он обязательно винит себя или других в произошедшем или обвиняет саму жертву в случившемся. Так, например, родители обычно упрекают себя в несчастиях своих детей, выговаривают самим детям за тот вред, который был им причинен волей случая (упавший, ударившийся или порезавшийся чем-то ребенок) [6]. -
Иногда жертвы насилия, будучи очень совестливыми и ответственными людьми, упрекают самих себя в том, что явились жертвами нападения, спровоцировали его. Они уверяют себя в том, что в будущем, ведя себя иначе, смогут оградить себя от нападений. -
Имеется тенденция приписывать ответственность за несчастье тому человеку, которого оно постигло («сам виноват») [6].
Это касается не только самого субъекта действия, но и других людей и проявляется тем в большей степени, чем сильнее случившееся несчастье.
Эффективной концепцией, которая успешно применяется для объяснения результативности, является теория Вайнера. Согласно этой теории, все причины успеха или неудачи могут быть оценены по двум параметрам: локализация и стабильность. Первый параметр указывает на то, что люди видят причину своего успеха или неудачи в себе или в ситуациях, которые происходят независимо от них. Стабилизация означает, что причина проблемы является фиксированной или устойчивой.
Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:
-
Сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха). -
Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха). -
Случайное стечение обстоятельств (внешний, неустойчивый фактор успеха). -
Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха) [9].
Чисто когнитивный взгляд на атрибуцию причинно-следственных связей основан на не всегда оправданном предположении, что люди ведут себя рационально в каждый момент своей жизни без исключения и всегда основывают свои решения на всей имеющейся в их распоряжении информации. Так ли это на самом деле? Оказывается, что это не так. Люди не всегда чувствуют необходимость понять и раскрыть причины своих поступков. Они часто действуют, хотя бы не обдумав все до конца, и не оценивают последующие действия. Атрибуция в сознательном и когнитивном понимании возникает только тогда, когда людям нужно понять и объяснить что-то в собственном поведении или поведении других людей. В жизни такие ситуации встречаются нечасто. В большинстве других реальных ситуаций мотивация поведения человека, по-видимому, имеет мало общего с процессом атрибуции, тем более что мотивация обычно происходит на подсознательном уровне [9].
В объяснении поведения индивида нередко вполне удовлетворяет первая, пришедшая ему в голову разумная мысль, он довольствуется ею и не ищет другой причины до тех пор, пока сам или кто-либо другой не усомнится в правильности найденного объяснения. Тогда человек находит другое, более обоснованное, с его точки зрения, и довольствуется им, если его никто не оспаривает. Данный процесс, циклически повторяясь, может продолжаться довольно долго. Но где же истина? На этот вопрос удовлетворительного ответа пока не получено.
Интересным представляется психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Так, для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, - падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу - избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.
Значимые, отдаленные во времени цели с большей вероятностью мобилизуют деятельность людей с хорошо развитым мотивом достижения, чем людей с выраженным мотивом избегания неудачи [3].
По-видимому, существуют некоторые различия в объяснении успеха и неудачи между людьми с выраженным мотивом достижения и людьми с выраженным мотивом избегания неудачи. В то время как люди, стремящиеся к успеху, связывают свой успех в большей степени со своей компетентностью, люди, избегающие неудач, склонны анализировать компетентность только в случае неудачи. С другой стороны, те, кто боится неудачи, чаще приписывают свой успех удаче, в то время как те, кто стремится к успеху, также приписывают свои неудачи удаче. Таким образом, в зависимости от доминирующей мотивации, связанной с деятельностью, ориентированной на достижение, люди, мотивированные на достижение, и люди, мотивированные на избегание неудач, склонны по-разному объяснять результаты своей деятельности. Если люди, ориентированные на достижения, приписывают результат внутренним факторам (способности, усилия), то люди, ориентированные на неудачу, приписывают его внешним факторам (легкость или трудность задачи, удача). В то же время люди с высокой мотивацией избегать неудач склонны недооценивать свои способности, расстраиваться и снижать самооценку, как только терпят неудачу, тогда как люди, ориентированные на достижение, поступают наоборот: они правильно оценивают свои способности и не расстраиваются и не огорчаются, когда терпят неудачу [9].
Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Поведение повышено тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности [8]:
-
Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче. -
Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи. -
Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха. -
Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи. -
Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче. -
Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче. -
Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу [8].
Также, исследователями было установлено, что чувство беспомощности чаще всего возникает у человека тогда, когда многочисленные неудачи в его сознании ассоциируются с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной деятельности. В этом случае у человека пропадает желание предпринимать попытки и прилагать усилия дальше, ибо вследствие многочисленных и неконтролируемых неудач они теряют смысл. Наряду со снижением мотивации в этих случаях обычно ощущается нехватка знаний, а также эмоционально-положительной стимуляции деятельности. Подобные психологические явления чаще всего наблюдаются при выполнении задач средней степени сложности, а не особо трудных (при последних неудачу можно объяснить трудностью самой задачи, а не отсутствием необходимых способностей у субъекта).
1.3.ВИДЫ МОТИВАЦИИ.
Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация.
Мотивация, основанная на положительных стимулах называется, положительной.
Мотивация, основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.
Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника».
Также различают: индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза:
-
Голод; -
Жажда; -
избегание боли; -
Стремление к температурному оптимуму.
Групповые:
-
Забота о потомстве; -
Поиск места в групповой иерархии; -
Поддержание присущей данному виду структуры сообщества.
Познавательные:
-
Исследовательское поведение; -
Игровая деятельность.
Мотив ассертивности выражает желание самоутвердиться в обществе, и связан с самооценкой, амбициями и самолюбием. Люди хотят доказать другим, что они ценны, стремятся достичь определенного статуса в обществе, хотят, чтобы их уважали и ценили. Желание доказать свою значимость иногда называют мотивацией престижа (стремление получить или сохранить высокий социальный статус). Таким образом, желание быть напористым, желание повысить свой формальный и неформальный статус и желание позитивного признания своей личности являются основными мотивами, которые заставляют людей стремиться и расти.