Файл: Потребности и мотивы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 598

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

РЕФЕРАТ
Дисциплина: Психология и педагогика
Тема: «Потребности и мотивы»

Выполнил(а):

Кузнец Ксения Алексеевна

(Ф.И.О. студента)

УПНоз-1122(22)

(группа)

Проверил(а):

(Ф.И.О. преподавателя)

Омск 2023

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ. 5

1.1.МОТИВ И МОТИВАЦИЯ 5

1.2.МОТИВАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10

2.1.ПОТРЕБНОСТИ. 24

2.2. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29


ВВЕДЕНИЕ




О мотивации часто говорят. С некоторых пор этот термин вошел и в повседневную речь. Он используется для обозначения того, что люди делают что-то охотно и добровольно.

Мотивация - одна из основных проблем психологии, как за рубежом, так и у нас. Ее значение в развитии современной психологии связано с анализом источников человеческой активности, движущих сил человеческой деятельности и поведения.

Проблема мотивации сложна и многоаспектна, поэтому требует различных подходов к пониманию ее природы, особенностей, структуры и методов исследования.

Мотивация - это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий инициирование, направление, регулирование и поддержку поведения [9].

Существуют различные подходы к определению мотивации.

Мотив (лат. moveo - двигать) - это материальный или идеальный объект, достижение которого служит смыслом деятельности. Мотивы представляются субъекту в виде конкретных переживаний и характеризуются положительными эмоциями, возникающими от ожидания достижения объекта, или отрицательными эмоциями, связанными с несовершенством текущей ситуации. Распознавание мотивов требует внутренней работы. Термин "мотив" впервые был использован А. Шопенгауэром в его сочинениях. Сегодня этот термин понимается учеными по-разному. Например, по мнению В.К. Вилюнаса, мотивация - это коллективная система процессов, отвечающих за побуждение и активность. К.К. Платонов также рассматривает мотивацию как сумму мотивов, как психическое явление.


Р.С. Немов указывает, что "мотивация" используется в двух смыслах: как показатель системы факторов, определяющих поведение, и как характеристика процессов, стимулирующих и поддерживающих поведенческую активность на данном уровне. Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологической природы, объясняющих поведение человека, его возникновение, направленность и активность [6].

А.А. Леан понимает область мотивации как совокупность постоянных мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности. Мотивы - это внутренние побуждения человека к определенной деятельности [6].

Мотивы являются одним из ключевых понятий психологической теории деятельности, разработанной ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Самое простое определение мотивов в этой теории гласит: "Мотивы - это объективированные потребности". Мотивы часто путают с потребностями и целями, тогда как потребности - это, по сути, бессознательные желания облегчить дискомфорт, а цели - результат сознательного целеполагания. Как вариант - жажда - это потребность, вода - мотив, а бутылка с водой, за которой человек тянется, - цель.

1.ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

1.1.МОТИВ И МОТИВАЦИЯ



Существует два функционально взаимосвязанных аспекта человеческого поведения: мотивация и регуляция. Мотивация обеспечивает приведение поведения в движение и его направленность, а регуляция отвечает за то, как поведение развивается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, личность и эмоции - все это в первую очередь отвечает за регуляцию поведения. С точки зрения их стимулирования или вызывания, они связаны с понятиями мотивации и побуждения. Эти понятия включают в себя потребности, интересы, цели, намерения, стремления и мотивационные идеи, имеющиеся у людей, внешние факторы, заставляющие их вести себя определенным образом, и управление деятельностью в процессе ее осуществления. Среди всех понятий, используемых в психологии для описания и объяснения мотивации в поведении человека, наиболее распространенными и основными являются понятия мотивации и мотивации [11].

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [6].



Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, настройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков [6].

Любая форма поведения может быть объяснена как изнутри, так и извне. В первом случае отправной и конечной точкой объяснения являются психологические характеристики субъекта поведения, во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае мы говорим о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.д.; во втором - о стимулах, вытекающих из непосредственной ситуации. Все психологические факторы, которые исходят изнутри человека и как бы определяют его поведение изнутри, иногда называют личным темпераментом. И соответственно, мы говорим о диспозиционной и ситуационной мотивации как об аналогах внутренней и внешней детерминации поведения [3].

Темперамент и ситуативная мотивация не являются независимыми друг от друга. Диспозиция может активизироваться под влиянием ситуации, и, наоборот, активация диспозиции (мотива, потребности) приводит к изменению ситуации и даже ее восприятия субъектом. Внимание субъекта становится избирательным, а сам субъект воспринимает и оценивает ситуацию пристрастно, исходя из своих текущих интересов и потребностей. Таким образом, почти все поведение человека должно рассматриваться как дважды детерминированное: диспозиционное и ситуационное.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее [6].


Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Непосредственное фактическое поведение человека следует рассматривать не как ответ на конкретный внутренний или внешний стимул, а как результат непрерывного взаимодействия между предрасположенностью человека и ситуацией. Это означает, что мотивацию следует рассматривать как циклический процесс непрерывного взаимовлияния и трансформации, в котором субъект поведения и ситуация взаимодействуют друг с другом, приводя к реальному наблюдаемому поведению. В этом случае мотивация рассматривается как непрерывный процесс выбора и принятия решений, основанный на взвешивании вариантов поведения [9].

Мотивация объясняет целенаправленность, регулярность и общую непрерывность деятельности, направленной на достижение конкретных целей.

Мотивация, в отличие от побуждения, относится к самому субъекту поведения, к устойчивому личностному обладанию, которое побуждает его к совершению определенного поведения. Мотивацию также можно определить как понятие, описывающее набор диспозиций в обобщенном виде [9].

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

После потребностей вторым по важности мотивационным понятием являются цели. Цель - это непосредственно воспринимаемый результат, на который в данный момент направлено поведение, связанное с деятельностью по удовлетворению потребностей. Если в сложной мотивационной динамике поведения человека, все воспринимаемое пространство можно представить как некую арену, на которой разворачивается красочный и многогранный образ его жизни, то цель - это то место, которое в данный момент наиболее ярко освещено и должно привлекать, наибольшее внимание зрителя (самого субъекта). В психологическом плане цель - это мотивационно-побудительное содержание сознания, воспринимаемое индивидом как наиболее неизбежный и ожидаемый результат его деятельности.


Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти [11].

Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека[6].

Наряду с мотивами, потребностями и целями мотиваторами человеческого поведения считаются также интересы, цели, желания и намерения. Интерес - это особое мотивационное состояние когнитивного характера, обычно не связанное напрямую с какой-либо одной потребностью, существующей в данный момент времени. Интерес может быть вызван неожиданными значимыми событиями, появлением новых объектов в поле зрения, специальными и случайными слуховыми или другими стимулами.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания [6]. Задача возникает как специфический ситуационный мотивирующий фактор, когда организм сталкивается с препятствием при выполнении действия для достижения определенной цели, и организму необходимо преодолеть это препятствие, чтобы двигаться дальше. Она не так специфична для потребности, как интерес, поскольку одна и та же задача может возникать во время различных видов поведения.Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга, мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в си­стему мотивационных факторов, участвуют в мотивации пове­дения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Существуют сознательные и бессознательные мотивы поведения людей. Это означает, что некоторые потребности и цели, управляющие поведением людей, являются сознательными, а некоторые - бессознательными. Многие психологические проблемы можно решить, если отказаться от идеи, что люди всегда осознают причины своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле, их истинные мотивы не всегда являются тем, чем кажутся [11].