Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 604
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мотив отождествления с другими - это желание быть похожим на героя, кумира или авторитетную фигуру (например, отца, учителя). Этот мотив побуждает к работе и развитию. Он особенно важен для молодых людей, которые пытаются подражать поведению других. Желание быть похожим на кумира - это базовая поведенческая мотивация для роста и развития человека. Идентификация с другими приводит к увеличению личного энергетического потенциала за счет энергии, символически "позаимствованной" у кумира (объекта идентификации): силы, вдохновения и желания работать и вести себя как герой (кумир, отец и т.д.). Идентификация с героями делает молодых людей более смелыми. Существование ролевых моделей, кумиров, с которыми молодые люди идентифицируют себя, подражают им и у которых они учатся жить и работать, является важным условием эффективного процесса социализации.
Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу, как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.
Процедурная мотивация - это мотивация к деятельности, которая возникает в результате процесса или содержания деятельности, а не под воздействием внешних факторов. Человеку нравится заниматься деятельностью или быть интеллектуально или физически активным. Его интересует содержание того, что он делает. Мотивация может усиливаться под влиянием других социальных и личностных мотивов (власть, напористость и т.д.), но эти мотивы часто называют внешними или экстернальными, поскольку они не связаны непосредственно с содержанием или процессом деятельности, а являются лишь внешними. Что касается процессуальных мотивов, то некоторые люди увлекаются какой-либо деятельностью из-за процесса или содержания деятельности. Например, некоторые люди занимаются спортом просто потому, что им нравится физическая и интеллектуальная активность (в спорте творчество и нестандартность также являются важными факторами успеха). Они занимаются спортом, руководствуясь процессуальными мотивами, когда процесс и содержание игры приносят больше удовлетворения, чем факторы, не связанные со спортивной деятельностью (например, деньги, самоутверждение, власть). При реализации процессуально-содержательного мотива смысл деятельности заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются факторами, побуждающими людей быть физически и интеллектуально активными).
Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:
-
Мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми; -
Мотивы самоопределения и самоусовершенствования; -
Стремление получить одобрение других людей; -
Стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем; -
Мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.
Внешние мотивы - это группа мотивов, побудительные факторы которых являются внешними по отношению к деятельности. В случае внешней мотивации мотивирует не содержание или процесс деятельности, а факторы, не связанные непосредственно с деятельностью (например, престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды внешней мотивации:
-
Мотивы долга или ответственности перед обществом, группой или отдельным человеком; -
Мотивы самоопределения и саморазвития; -
Стремление к одобрению со стороны окружающих; -
Желание достичь высокого социального статуса (мотив престижа). Отсутствие интереса к деятельности (процессуальный или содержательный мотив); стремление к внешним качествам, которые приносит деятельность - хорошие оценки, дипломы, будущий престиж; -
Мотив избежать проблем или наказания (негативный мотив) - это мотив, возникающий из-за осознания некоторых проблем или неудобств, которые могут возникнуть, если деятельность не будет выполнена.
Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:
-
Значимость достижения успеха; -
Надежда на успех; -
Субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха; -
Субъективные эталоны достижения.
Мотивация саморазвития - это стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Это важная мотивация, которая побуждает человека стремиться и развиваться: Согласно А. Маслоу, это желание полностью реализовать свой потенциал и чувствовать себя компетентным [7]. Как правило, для движения вперед всегда требуется определенная доля смелости. Люди часто зациклены на прошлом, своих достижениях, мире и стабильности. Страх риска и боязнь потерять все удерживает их от пути личного развития. Вот почему люди часто как бы "разрываются между стремлением к прогрессу и стремлением к самосохранению и безопасности". Стремление к новому, с одной стороны, страх перед опасностью и неизвестностью, с другой стороны, желание избежать риска мешают людям двигаться вперед; А. Маслоу объективно утверждает, что следующий шаг приносит больше радости, больше сердца, чем когда предыдущие достижения и победы становятся обыденными и даже скучными. Он утверждал, что развитие происходит тогда, когда достигается удовлетворение [7]. Саморазвитие и прогресс часто связаны с личной борьбой, но это не насилие над собой. Прогресс - это ожидание, предвкушение нового приятного опыта и ощущений. Когда мотивация к саморазвитию реализована, сила мотивации к действию также возрастает. Эффективные тренеры, учителя и менеджеры знают, как использовать мотивацию к саморазвитию, указывая своим ученикам (игрокам и подчиненным) на возможности для развития и прогресса.
Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.
Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:
-
Вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.); -
Материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии); -
Социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм); -
Лишение свободы; -
Физическое наказание.
Основным недостатком негативных санкций является их краткосрочный эффект. То есть они поощряют активность (или сдерживают нежелательное поведение) только на время действия. Негативная мотивация влияет на людей тем сильнее, чем больше уверенность в неотвратимости наказания. Таким образом, негативная мотивация, включая наказание, является очень мощным мотиватором для людей к действию, но она не лишена многих недостатков и непредвиденных последствий.
2.ТЕОРИИ МОТИВАЦИЙ.
С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным разделить теории мотивации на три основных направления в зависимости от предмета анализа. Эти теории являются фундаментом, на котором строятся все последующие теории [9]:
-Теории, основанные на специфическом образе работника - эти теории основаны на специфическом образе, потребностях и мотивах работника; "теория XY" (Дуглас МакГрегор), "теория Z" Оучи и др.
Теория содержания - анализирует структуру и выражение потребностей и мотиваций индивида; к ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера и двухфакторная теория Ф. Герцберга.
-Теория процесса - анализирует влияние на мотивацию различных факторов внешней среды, не зависящих от человека. К таким теориям относятся теория трудовой мотивации Д. Аткинсона, теория справедливости С. Адамса и теория мотивации В. Врума; теория Врума, теория Портера-Лоулера и 12-факторная теория Ричи и Мартина.
2.1.ПОТРЕБНОСТИ.
Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности). Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено [1].
Количество и характер потребностей организма зависят от уровня организации организма, его образа жизни и условий, а также от положения, занимаемого организмом на эволюционной лестнице. Растения имеют наименьшее количество потребностей и в основном нуждаются только в определенных биохимических и физических условиях существования. Наиболее разнообразны потребности человека - это физические и органические потребности, а также материальные, духовные и социальные (последние - это особые потребности, связанные с общением и взаимодействием между людьми). Как индивиды, люди отличаются друг от друга разнообразием своих потребностей и специфическим сочетанием этих потребностей. Основными характеристиками человеческих потребностей являются интенсивность, частота возникновения и удовлетворение. Также очень важной характеристикой, особенно для отдельных людей, является предметное содержание потребности, то есть сумма материальных и нематериальных культурных объектов, которые могут удовлетворить конкретную потребность [9].
2.2. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ
А.Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие ученые.
Иерархия человеческих потребностей по А.Маслоу [7]. Рисунок №1
Рисунок №1 – Пирамида потребностей Маслоу.
А последние три уровня - когнитивный, эстетический и самоактуализации - часто называют "экспрессивными потребностями" (потребность в развитии личности).