Файл: Закон 273фз от 29. 12. 2012 Об образовании в Российской Федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вид деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Внеурочная деятельность | 10 часов | 10 часов | 10 часов | 10 часов |
Учебные недели | 33 | 34 | 34 | 34 |
Количество часов за год | 330 часов | 340 часов | 340 часов | 340 часов |
Итого | 1350 часов |
Внеурочные занятия в 1-4 классах проводятся в школе во второй половине дня, после 40-минутной динамической паузы и обеда.
Внеурочные занятия в 1-4 классах проводятся преимущественно с группой детей, сформированной на базе класса по отдельно составленному расписанию в расчёте 2 занятия с группой в день непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий составляет 14-16 обучающихся. Длительность внеурочных занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельностью соответствует продолжительности урока.
Продолжительность непрерывных занятий такими видами деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляют не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов. Такие занятия в начальной школе проводятся не более 1 раза в день (от 35 до 45 минут). На музыкальных занятиях применяются элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов проводятся не более двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 кл. и 1,5- для обучающихся 4 классов (Приложение 1).
4.Примерная основная образовательная программа начального общего образования
__________________ работает по образовательной программе «Школа России».
«Школа России» является надёжным инструментом реализации стандарта обучения. Она представляет собой мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; предоставляет реальную возможность достижения предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; является постоянно обновляющейся, наиболее востребованной и понятной учителю для начальной школы. Этим объясняется актуальность и необходимость изучения этой темы.
В данную программу включены учебники по всем основным предметам начального образования, которые отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования и обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием .
Автор программы «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова).
Андрей Анатольевич Плешаков является лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования.
Авторы учебников, входящих в программу «Школа России», взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.1
Авторами различных учебников основной программы являются: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. (русская азбука), Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.(русский язык), Канакина В.П., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. (литература); Моро М.И. (математика), Плешаков А.А. (окружающий мир), Неменская Л.А. (ИЗО 1 класс и 4 класс) и др.
Основная цель программы под его редакцией - это создание условий для развития и воспитания личности детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России».
«Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».
Программа «Школа России» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Выделим основные особенности рассматриваемой программы:
УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.
Направленность на формирование у учащихся универсальных учебных
действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.
Все учебники системы «Школа России» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу.
Изучая содержание основной программы начальных классов «Школа России», проанализируем на примере учебника по математике, автором которого является М.И. Моро и др.
Изучая математику, дети усваивают обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений. Изучения экономики и математики определяется самой логикой процесса обучения, вопросы экономического характера воспринимаются школьниками как математические проблемы, что способствует повышению интереса к изучению как экономики, так и математики, поэтому авторы учебника практически в каждый раздел включают экономические задачи.
Рассмотрим текст такой задачи, которая предлагается в учебниках для 3 класса из образовательной программы «Школа России» (М.И. Моро и др.).
«При экономном раскрое сберегли на каждое пальто по 12 см ткани, а на каждом костюме по 13 см ткани. Сколько сэкономят ткани при раскрое 96 пальто и 96 костюмов. Сколько детских пальто можно сшить из сэкономленной ткани, если на одно пальто идет 2 м ткани?».
Несмотря на экономическое содержание таких задач, экономический аспект описываемых в задачах ситуаций, чаще всего, остается вне дискуссии. Поэтому с целью усиления экономического аспекта, необходима дополнительная работа после ее решения. В процессе данной работы, может быть, проведена беседа о бережливости и экономии; уместным при решении первой из задач может быть беседа о пользе сбора макулатуры и металлолома, о бережном отношении к лесу. Анализ содержания учебников по математике для начальной школы и включенных в них задач позволяет отметить, что большая часть задач могут быть рассмотрены как задачи с экономическим содержанием.
Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы. Данная программа построена на принципах воспитания гражданина России, ценностных ориентиров, обучения в деятельности, работы на результат, а также синтеза традиций и инноваций в образовании.
Учебный план начальной школы _____________
Из пояснительной записки учебного плана_______________ следует:
Нормативно-правовая база учебного плана
Образовательная деятельность на уровне начального общего образования осуществляется по основным образовательным программам начального общего образования согласно приказу министра образования Ростовской области.
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования для обучающихся и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Содержание учебных планов _______________ для 1-4 классов школы на 2019-2020 учебный год определяет следующая нормативная база:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями 2015 г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
СанПиН 2.4.2.2821-10. Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции от 25.12.2013 г. № 3).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. от 05.07.2017 № 629).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Письмо Министерства образования Ростовской области от 05.09.2011 г. № 8350- 06о/07 «О введении в учебные планы I-XI классов дополнительного третьего часа на преподавание общеобразовательного предмета «Физическая культура».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Ростовской области в рамках введения ФГОС начального общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2012 г. № 03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (с изм. от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок учащихся начальной школы».
Приказ министра образования Ростовской области от 18.01.2013 г. № 152 «О выполнении решения Коллегии Министерства образования Ростовской области от 21.12.2012 г. «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».
Приказ Министра образования Ростовской области от 03.06.2011 г. № 1476 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».
Письмо Министерства образования Ростовской области от 27.07.2011 г. № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования».
Письмо Министерства образования Ростовской области № Исх.-8785/07о от 26.06.2015 г. о направлении методических рекомендаций по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Письмо Минобразования и науки РФ «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» № 08-761 от 25.05.2015.
Письмо Министерства образования Ростовской области от 2.06.2016 г. № Исх - 7500/09о о введении курса «Шахматная азбука».
Устав МБОУ СОШ №14
Основная образовательная программа МБОУ СОШ №14. Утверждена приказом директора школы .
6. Положение о школьном кабинете
Учебный кабинет начальной школы (далее – кабинет) представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения школьников на основе их личной активности.
Стандарт нового поколения включает в себя требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, что означает приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО учебного кабинета начального общего образования
Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений.
Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования образовательного процесса, повышения эффективности и качества обучения, методического и профессионального уровня педагогов, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам введения и реализации ФГОС.
Требования к кабинету.
Кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в соответствии с СанПиН 2.4.2. № 2821-10.
Требования к школьной мебели.
Ø В помещении классов-кабинетов начальной школы должна использоваться специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.
Ø Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одно- или двухместные ученические столы со стульями разных ростовых групп.
Ø Парты в кабинете располагаются таким образом, чтобы можно было использовать на уроке различные формы работы (фронтальнгую, парную, групповую, индивидуальную и т.п.).
Ø Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Ø Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками. В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами.
Ø Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Ø Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
Ø При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Ø Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
Ø Температура воздуха в зависимости от климатических условий в кабинете должна составлять 18-24 °С.
Ø Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
Ø Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °С.
Ø Относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
Ø Кабинет проветривается во время перемен. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание кабинета. Режим проветривания неукоснительно соблюдается всеми. График его выполнения помещается на информационном стенде в каждом классе.
Ø Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха.
Ø Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
Ø В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола
Ø Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
Ø Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002Х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30
40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0, 3 м и на 0, 6 м в сторону класса перед доской.
Ø Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске – 500 лк.
Ø Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
Ø Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- не закрашивать оконные стёкла;
- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Ø Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Ø Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков – белый, для стен учебных помещений – светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок – тёмно-зеленый, тёмно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
Ø Оптимальный уровень освещенности кабинета создает положительный эмоциональный тонус, повышает зрительную работоспособность.
Ø Использование экранных средств обучения (учебных видеофильмов, диафильмов, диапозитивов-слайдов, транспарантов и т.д.), проецирование опытов на экран требуют оснащения кабинетов проекционной аппаратурой.
Ø Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.
Ø Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания – автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно.
Ø При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного изображения 1,2-1,4м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2, 7м, а от последних столов – не более 8, 6м.
Ø Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 метров от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3м.
Требования к размещению и хранению учебного оборудования
Ø Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.
Требования к оформлению интерьера кабинета
Ø На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.
Ø На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией. К ней относится информация о временах года, краеведческий материал и т. д.
Ø В секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам – русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.
Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.
Ø В кабинете оборудуется персональная зона учителя, в которой размещается вариативный дидактический материал по основным темам преподаваемых предметов. Такой дидактический материал обновляется учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы или изменениями интересов школьников. Дидактический материал может храниться на электронных носителях.
Ø В персональной зоне учителя предусматривается место для хранения:
- бланков изучения личности обучающихся;
- личные папки учеников класса, в которых хранятся описания результатов наблюдений;
- индивидуальные программы личностного развития школьников.
Ø Учебный кабинет оснащается пособиями и материалами для родителей обучающихся. К их числу относятся книги и брошюры, статьи и материалы, рекомендации и памятки.
Ø В кабинете должна находиться медиатека, включающая:
- мультимедийные обучающие программы;
- познавательные программы;
- развивающие программы;
- электронные энциклопедии, справочники, словари;
- учебно-методические пособия на электронных носителях;
- детские фильмы и мультфильмы.
Ответственность за кабинет.
Учитель, работающий в кабинете, обеспечивает соблюдение в кабинете санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и здоровья обучающихся и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.
В обязанности ответственного за кабинет входит:
- сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет
- развитие учебно-методической, материально-технической базы кабинета
За руководство кабинетом возможна доплата, которая устанавливается на один учебный год.
Критерии оценки работы кабинета относятся к компетенции администрации школы.
Заключение о готовности кабинета к новому учебному году даётся комиссией по приёму готовности школы к новому учебному году.
Критерии готовности учебного кабинета к новому учебному году.
Ø наличие необходимой документации
Ø комплектация кабинетной библиотеки: литература по предмету, художественная литература, справочно-информационная литература, учебники, задачники, методическая литература для учителя,
Ø подбор дополнительных материалов, необходимых для преподавания данного предмета:
Ø наличие материалов для творческой самостоятельной работы обучающихся: задания, памятки, справочники, энциклопедии, образцы ранее выполненных работ, рефераты, сочинения детей;
Ø наличие материалов для внеклассной работы по предмету, олимпиад, лабораторных работ, систематизированных по темам и по классам, текстов к практическим работам, образцов и памяток для оформления и выполнения работ, заданий и т.д.;
Ø исправность технических средств обучения;
Ø соблюдение техники безопасности;
Ø соответствие оснащения кабинета требованиям действующих санитарных правил и норм;
Ø оформление кабинета
Ø соответствие оснащения кабинета его индивидуальным особенностям;
Ø наличие поурочного, тематического планирования;
Паспорт учебного кабинета.
Цель паспортизации кабинета – проанализировать его состояние и готовность к выполнению требований образовательных стандартов.
На титульном листе паспорта учебного кабинета указывается полное название школы, адрес и контактный телефон, фамилия, имя, отчество учителя, ответственного за кабинет; за каким классом закреплено данное помещение, учебный год. При желании титульный лист можно сопроводить цветными иллюстрациями: фотографиями учителя и помещения.
В паспорт учебного кабинета включаются инструкции по охране труда и оказанию первой медицинской помощи. Вписаны телефоны неотложной медицинской помощи, детской поликлиники и травматического пункта на случай экстренных происшествий.