Файл: Отчет по профессиональной и производственной практике Студент Еркенова Бакытгуль Бериковна Курс 3 группа пдр32.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 11. Осуществление рассказа экскурсии в соответствии с методическими приемами показа.
Каждый экскурсовод, как и любой другой специалист в любой отрасли знаний, должен владеть профессиональным мастерством. Мастерство экскурсовода находит выражение в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которые обеспечивают высокое качество преподнесения экскурсионного материала. Слагаемые мастерства: культура речи, жесты и мимика, контакт с группой.
Культура речи. Рассмотрим несколько вопросов для раскрытия этой темы. Речь экскурсовода — это речь устная, отличающаяся от письменной в первую очередь структурой и объемом предложений.
Строй предложений в устной речи отличается относительной свободой.
Правильное словоупотребление — один из важнейших элементов культуры речи оратора.
Правильность произношения также является показателем культуры речи. Опасность для экскурсовода представляют штампы, профессиональные термины, иностранные слова. Богатство и стилистическое разнообразие речи экскурсовода определяется его умением пользоваться синонимами, включать в свою речь пословицы и поговорки. Краткость и многословие является показателем культуры речи.
Неотъемлемой частью речевой техники является сила голоса и темп.
В речи экскурсовода важную роль играют паузы. Экскурсовод также должен следить за дикцией, здесь подразумевается степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи.
Жесты и мимика. В экскурсионной практике различают жесты: указательные, реконструирующие и побудительные. Существуют также бессмысленные жесты и жесты-паразиты, которые создают отрицательный фон для выступления. Важным показателем чувств оратора является выражение лица, его мимика.
При проведении экскурсии я использовала многие методические приемы показа, благодаря которым экскурсии проводились эффективнее. Благодаря методическим приемам показа я научилась правильно проводить экскурсии и проводить их более интересно. Например, при объяснении какого-либо экспоната я использовала такие методические приемы как прием предварительного осмотра, я осуществляла данный прием с сопровождением рассказа помогая экскурсантам остаться наедине с памятником, самостоятельно оценить их. Также был использован зрительный анализ, а именно исторический анализ, так как в музее много исторических экспонатов, и таким образом я позволила экскурсантам освещать связь объекта с историческими событиями.
Я поняла, что методические приёмы очень важны для проведения экскурсии, так как без них невозможно корректно провести экскурсию. На практике я больше всего использовала такие приемы рассказа как, приемы объяснения, приемы цитирования, прием вопрос-ответов.
(см. приложение 9)
Тема 12. Показ экскурсионных объектов в соответствии с методическими приемами показа.
Показ на экскурсиях — многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход учеными-экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.
Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).
Показ объекта — это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов. Показывать — значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.
Осмотр в отличие от показа может быть определен, как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.
При проведении экскурсии мною были использованы такие методические приемы как прием зрительной реконструкции. При использовании этого приема я показывала экскурсантам исторические предметы такие как шлем либо меч батыров, и экскурсанты могли восстановить первоначальный облик этого экспоната. Также был использован прием зрительного сравнения, с помощью которого осуществили сравнение двух объектов.
Во время проведения экскурсии я также отметила для себя что методические приемы показа является одним из немаловажных аспектов. При изучении теории методических приемов было сложно воспринимать информацию, но применяя все на практике я поняла насколько все это важно знать экскурсоводу.
(см. приложение 10)
Тема 13. Использование экскурсионных методов при проведении экскурсий различных классификационных групп.
Тематическое наполнение экскурсии, ее содержание. Многообразие тематики экскурсий диктует либо узкую направленность материала, содержания, либо обобщение, обзор (комплекс различных тем). В силу этого выделяются экскурсии обзорные, которые не углубляются в то или иное тематическое содержание, и тематические, которые строятся на конкретной теме.
Обзорные экскурсии многомерны, так как охватывают множество событий, деталей, объектов. При подготовке обзорной экскурсии используется разнообразный материал, как правило, не ограничивающийся строгими рамками. В то же время обзорная экскурсия имеет смысловой стержень, тему или группу тем, которые в свою очередь могут подразделяться на подтемы. Подобная структура позволяет вовлекать в смысловое пространство экскурсии различный по тематике материал. При этом тщательно продумываются логика переходов и компоновка подтем между собой. Для обзорной экскурсии выбирается структурирующий принцип, позволяющий преобразовать многоплановый, многотемный материал в единый, динамичный проект, который будет доступен и интересен для экскурсантов. В обзорных экскурсиях нередко используются наиболее популярные объекты, поэтому в рассказе не избежать известных фактов, моментов истории, касающихся объектов.
При классификации группы я, проводя экскурсию использовала для всех одни и те же методические приемы. Из приемов рассказа я использовала такие методические приемы как прием цитирование, так как с помощью этого приема экскурсия проходило более эффективнее и в атмосфере культурной обстановки. Также использовала прием объяснения, так как при показе какого-либо объекта необходимо его красиво описать. И также прием вопрос-ответ, но данный метод я использовала больше с детьми, чтобы детям не было скучно во время экскурсии, и сделать более-менее интересной.
Я научилась правильно проводить экскурсии с помощью методических приёмов. Без методических приемов экскурсия не будет считаться за настоящую экскурсию.
(см. приложение 11)
Тема 14. Организация безопасного передвижения на маршруте.
Самым главным правилом в группе - это передвижение должно быть не индивидуальным, а групповым, что позволит обеспечить взаимопомощь участников на маршруте. Не допускать разделения группы и нарушения дисциплины. Всякая отлучка возможна только с разрешения инструктора. Естественно каждая группа независимо от ее размера, должна иметь опытного, хорошо подготовленного руководителя, обладающего авторитетом.
Для грамотного распределения сил участников темп движения и остановки должны соответствовать уровню подготовленности и возможностям участников, условиям местности и погоды. Также необходимо соблюдать правильный режим нагрузки, отдыха, питания, питьевой режим, принимать меры, обеспечивающие хорошую терморегуляцию организма.
Задачей руководителя является поддерживать в группе высокую дисциплину и чувство взаимовыручки. Существует несколько главных "не", которые участники похода обязаны знать и выполнять:
Не допускать купания в горных озерах, где есть опасность утонуть или простудиться.
Не сокращать путь за счет безопасности (можно попасть в лавину, поскользнуться, упасть на камни).
Не терять и не забывать вещи, чтобы в тот или иной момент не остаться без необходимого инвентаря и экипировки 9. Избегать движения в ненастье, в тумане, в темноте, поздно вечером. Основную часть дневного перехода совершать в утренние часы.
Во избежание ранений не сбрасывать камни со склонов гор.
Не преодолевать сложных участков без достаточной уверенности в прочности опор и собственных силах. По возможности избегать подъемов и спусков по желобам со свободнолежащими камнями.
Я поняла, что для безопасности туристов необходимо все контролировать. Ведь безопасность туристов это самое главное при туре. При движении в горах не употреблять спиртных напитков: это предохранит организм от вредных последствий и опасного поведения.
При прохождении маршрута необходимо руководствоваться конкретными данными и выбрать маршрут с учетом конкретных условий (структуры снежного покрова, состояния участников, погоды), всегда предпочитая безопасный путь. Большую маневренность группы и отдельных ее участников запрещается достигать за счет облегчения экипировки или уменьшения количества бивачного снаряжения и продуктов.
Самое главное при проведении тура — это обеспечить безопасное передвижение на маршруте. Так как безопасность туристов это большая ответственность. Я составила памятку для гидов в котором изложено как правильно организовать безопасное передвижение на маршруте.
(см. приложение 12)