Файл: Требования к теплоносителю в жилищнокоммунальном хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 3. Источники правового регулирования отношений теплоснабжения
бытовых потребителей
В настоящее время нормативное регулирование теплоснаб- жения разделяется на две группы по признаку, кто является або- нентом - гражданин, использующий тепловую энергию в бытовых целях, или иной субъект гражданского права - абонент, исполь- зующий тепловую энергию для производственных и иных (небы- товых) целей.
ГК РФ впервые комплексно урегулировал отношения по снабжению электрической и тепловой энергией через присоеди- ненную сеть, определив их порождающий договор энергоснабже- ния как разновидность купли-продажи (§ 6 гл. 30 ГК РФ). Другие ресурсы
(товары), такие как газ, нефть, нефтепродукты и вода, вы- несены за пределы отношений энергоснабжения, хотя, как указыва-ет п. 2 ст. 548 ГК, правила о договоре энергоснабжения применятся к отношениям, связанным со снабжением через присоединен- ную сеть газом,
нефтью и нефтепродуктами, водой и другими това- рами, если иное не установлено законом,
иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Анализ специальных нормативных актов показывает, что регулирование обязательств по снабжению через присоединенную сеть иными товарами отходит отправил, установленных ГК РФ.
Следует отметить, что предметом регулирования указанного параграфа является самостоятельный вид купли-продажи - энерго- снабжение, в качестве которого выступает снабжение абонентов электрической и тепловой энергией. Подобный способ субсидиар- ного применения к некоторым отдельным видам договора купли- продажи правил, регулирующих другие виды договора купли- продажи, в главе 30 ГК не единственный. Так, к отношениям по договору контрактации, не урегулированным нормами, содер- жащимися в § 5
гл. 30 ГК «Контрактация», применяются правила о договоре поставки (п. 2 ст. 535); правила,
регулирующие продажу недвижимости, применяются к продаже предприятия постольку,
поскольку иное не предусмотрено нормами о договоре продажи предприятия (п. 2 ст. 549 ГК).
Данный способ нередко вводит некоторых авторов в заблуждение, что соответствующие договоры не являются отдельными видами договора купли-продажи, а представляют собой разновидности (или подвиды) других видовдоговора купли-продажи (к примеру, контрактация
- разновидность договора поставки; продажа предприятия - разновидность договора продажи недвижимости и т.п.)

37
Подобная иерархия норм является лишь приемом законода- тельной техники, поскольку единого критерия для выделения видов купли-продажи нет: розничная купля-продажа выделяется в силуспециального субъекта, продажа недвижимости - специального объекта, а теплоснабжение - в силу как специального субъекта, так и объекта и способа исполнения - через присоединенную сеть. Од- нако указанный прием не исключает установлен-ный гражданским законодательством принцип верховенства специальных норм по отношению к общим.
Возникает вопрос, применяются ли общие положения о купле- продаже и все нормы об энергоснабжении к договорным отношениям теплоснабжения? Если исходить из того, что отноше- ния по централизованному снабжению товарами (ресурсами) через присоединенную сеть родственны между собой, то использование законодателем модели договора энергоснабжения является таким же приемом законодательной техники. Целесообразно было бы в ГК урегулировать общую модель такого договора, применимую для отношений по
снабжению абонентов электрической и тепловой энергией, газом, водой, нефтью,
нефтепродуктами и другими това- рами, но пока этого не сделано, к отношениям водоснабжения при- меняются правила об энергоснабжении.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации, органами местного самоуправления (в субъек- тах
Российской Федерации - городах федерального значения Моск- ве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответ- ствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установ- ленном федеральным законом.
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснаб- жение, водоотведение,
электроснабжение, газоснабжение и отопле- ние рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснаб- жающих организаций в порядке, определенном законодательством
Российской Федерации (п. 15 Правил предоставления коммуналь- ных услуг гражданам,
утвержденных постановлением Правительст- ва Российской Федерации от 23.05.2004 № 307).з ч. 1 ст. 15 Федерального закона 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального ком- плекса» следует, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации об электроэнергетике, Феде-рального закона от 14.04.1995 года
№ 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электри- ческую и тепловую энергию в Российской Федерации» и прини- маемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъ- ектов Российской
Федерации.
На основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 го- да № 41-ФЗ «О
государственном регулировании тарифов на элек- трическую и тепловую энергию в
Российской Федерации» государ- ственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изло- женных в данном
Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области государствен- ного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электриче- скую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими ор- ганизациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до при- нятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 года № 41- ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (ред.
от 25.12.2008) тепловая энергия - товар, характеризуемый расходом теплоносите- ля и изменением его термо-динамических параметров (температуры, давления), тепловая мощность - количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым се- тям за единицу времени, энергоснабжающая организация - хозяйст- вующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произ- веденной или купленной электрической и (или) тепловой энергии (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-
ФЗ).


Согласно ст. 45 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «Об электроэнергетике»
38
отношения, связан- ные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральны- ми законами и иными нормативными правовыми актами Россий- ской Федерации,
законами и иными нормативными правовыми ак- тами субъектов Российской Федерации с учетом установленных на- стоящим Федеральным законом особенностей оперативно- диспетчерского управления работой теплоэлектростанций в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, особенностей участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комби- нированной выработки, в оптовом рынке, а также устанавливаемых Правительством
Российской Федерации особенностей государст- венного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепло- вую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выра- ботки электрической и тепловой энергии
39
Итак, договор энергоснабжения является публичным и, если приобретаемая тепловая энергия используется для отопления и го- рячего водоснабжения жилых помещений, то в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договором на него распространяется указание п. 4 названной статьи, в соответствии с которым Правительство Российской Феде- рации может издавать правила,
обязательные для сторон при за- ключении и исполнении публичных договоров, а также пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не сответствующих указанным правилам. Следовательно, применяются положения ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 г. № 307 и Правила установления и опре- деления нормативов потребления коммунальных услуг от 23 мая 2006 г.
№ 306, предусматривающие, что в отсутствие приборов учета количество поставляемой тепловой энергии подлежит расче- ту в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг.
Итак, если приобретаемая тепловая энергия используется для отопления и горячего водоснабжения жилого фонда, то применя- ются нормы Жилищного кодекса Российской
Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 от 23 мая 2006 г.
и Правила установления и определения нормативов потреб- ления коммунальных услуг № 306
от 23 мая 2006 г. законодатель- ство о защите прав потребителей.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон Российской
Федерации «О защите прав потребителей», Правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 от 23 мая 2006 г. и Правила установления и определения нормати- вов потребления коммунальных услуг № 306 от 23 мая 2006 г. являются источники правового регулирования отношений тепло- снабжения бытовых потребителей.


§ 4. Правовая природа договора теплоснабжения
Правила договора энергоснабжения рассчитаны на примене- ние их к отношениям по снабжению потребителей электрической и тепловой энергией по присоединенной сети. В
литературе предла- гается особенности, связанные с обеспечением потребителей ины- ми материальными ресурсами по присоединенной сети - газом, нефтью, водой, необходимо отразить в договорах, являющихся от- дельными разновидностями договора снабжения материальными ресурсами по присоединенной сети
40
Неизвестные ранее отечественной правовой системе правовые институты и нормы призваны урегулировать новые модели отношений, отражая их особенности, значение для общества. Вместе с тем, по-прежнему, правовая природа отдельных видов обязательственных отношений не определена. Среди них и отношения, выступающие предметом настоящего исследования.
Возникает вопрос о том, что составляет объект обязательства по предоставлению теплоснабжения бытовым потребителям? Рас- сматриваемые положения имеют не столько теоретическое значе- ние, сколько способствуют правильному применению правовых норм.
Выделение объекта обязательства по предоставлению тепло- снабжения в жилищно- коммунальном хозяйстве (бытовым потре- бителям) позволяет раскрыть специфику этого обязательства и обу-словить их место в системе гражданско-правовых обязательств.
В специальной литературе в последнее время все чаще подни- мается вопрос о предметной характеристике предоставления коммунальных услуг: по своему характеру это передача коммунального ре- сурса или оказание услуг. Нормы позитивного права подчеркивает состоятельность проблематики. Неточность, неконкретность языка приводит и самих специалистов к недопониманию и недоразумениям. Обзор нормативных актов в предыдущей главе настоящей ра- боты позволил выявить терминологическую неопределенность, вы-званную отсутствием однозначного и устойчивого понимания в за- конодательстве природы исследуемых отношений.
По мнению исследователей этой проблемы, как и прежде, дей- ствующие нормы,
регулирующие отношения по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению и водоотведению (в частности, ЖК РФ и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), оши- бочно определяют правовую природу данных отношений. Они фак- тически подменяют снабжение коммунальными ресурсами граждан предоставлением коммунальных услуг, что ни в коем случае не до- пустимо. Надо сказать, что начало данному заблуждению было по- ложено в
1993 году с принятием Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93
(утвержденного Постановлением Гос- стандарта России от 28.06.1993), в котором на нормативном уровне фактическая продажа коммунальных ресурсов гражданам была оп- ределена как предоставление услуг
41
Не сложилось определенности и в судебной практике. В судеб- ных актах нередко отношения энергоснабжения завуалированы иными договорами, в частности, договором на исполнение муниципального заказа по обеспечению потребителей услугами по холодному водо- снабжению, водоотведению и очистке сточных вод или теплоснабже- ния
42
. В другом случае идет речь об услугах по отпуску воды и приему
Известно, что без смысловой однозначности термин не может выполнять функцию обозначения понятия
44
, как и то, что

термино- логия закона должна быть единой с терминами науки и языком юридической практики
45
Действия по снабжению тепловой энергией в сфере жилищно- ком-мунального хозяйства имеют специфику, предопределенную особым характером самой деятельности и субъектным составом рассматриваемых отношений. Вследствие этого необходимо опре- делить правовую конструкцию отношений, опосредуемых догово- рами теплоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Однако, как отмечается в специальных изданиях, эта проблема актуальна только в отношении бытовых потребителей, проживаю- щих в многоквартирных домах. «Семьи,
проживающие в частных жилых домах, которых в России огромное количество, не обреме- нены понятием «коммунальная услуга» и нисколько от этого не страдают, получая от энергоснабжающих организаций воду, элек- троэнергию, газ, а в ряде случаев и тепло по договору энергоснаб- жения. В их домах из кранов течет вода; электроэнергия освещает помещения и обеспечивает работу бытовых приборов; газ используется для приготовления пищи и отопления. В договоре все это названо понятными словами:
«вода»,
«электроэнергия», «газ»,
«тепло»
46
При разрешении судебных споров о взыскании за потреблен- ную тепловую энергии рассмотрение иска ставится в зависимость от норм, подлежащих применению. Зачастую в последние годы препятствием для применения норм ЖК РФ к отношениям тепло- снабжения бытовых потребителей является проблема «исполнения коммунальных услуг».На страницах журнала «ЖКХ: журнал руководителя и главно- го бухгалтера» опубликовано обращение представителей регио- нальных отраслевых объединений работодателей предприятий жилищно-коммунального хозяйства Северо-Запада и некоммерче- ского партнерства
«Объединение организаций для управления об- служивания домов» г. Твери к Министру регионального развития Российской Федерации. В нем говорится, что «попытки юристов совместить положения § 6 ГК РФ, которым руководствуются все энергоснабжающие
(ресурсоснабжающие) организации, с положе- ниями ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам безуспешны. Суды различных инстанций, как правило,
отклоняют иски исполнителей коммунальных услуг о побуждениик заключению договора на условиях п. 8 названых Правил по сле- дующим основаниям:
- действия Правил не распространяются на спорные правоот- ношения
47
между ресурсоснабжающими организациями и исполни- телями коммунальных услуг (суды руководствовались п. 2 Пра- вил
48
);
- ресурсоснабжающие организации не оказывают коммуналь- ных услуг, а подают энергию (суды руководствуются ст. 539 ГК РФ»
49
Далее авторы обращения парадоксальную ситуацию объясня- ют «неосязаемой»
формулировкой «коммунальных услуги» в ЖК РФ,
которая повторяется во всех нормативных документах»
50
«Замена во всех нормативно-правовых документах термина «ком- мунальные услуги»
термином «ресурс (энергия)» - заключают товары, - исключит противоречия между § 6 ГК
РФ и ЖК РФ, а также другими нормативными правовыми документами»
51
Эти выводы подтверждаются рядом судебных актов.
Так, Высшим арбитражным судом РФ сделано заключение о правильности выводов