ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 502
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
61
возможных разрешений, фактор сезонности,
фактор сопротивления персонала вводимым изменениям);
недостаточная проработка юридических вопросов;
проведение маркетинговых исследований только «кабинет- ным способом».
Реализация бизнес-плана
Независимо от того, для каких целей создается план, он стано- вится бесполезным, если компания не работает над его воплощением постоянно.
Некоторые рекомендации:
составьте график реализации бизнес-плана, который объеди- нит различные стадии реализации в последовательную схему дейст- вий; определите продолжительность каждой стадии;
распределите обязанности сразу же, как сформировали план, сразу же начинайте контролировать;
документируйте все данные реализации для последующей корректировки планов;
учитесь на ошибках и старайтесь не повторять их;
разрабатывайте несколько альтернативных прогнозов изме- нения значений исходных данных, соответствующих пессимистично- му и оптимистичному вариантам развития ситуации.
Главная задача бизнес-плана – сделать планирование неотъем- лемой частью деятельности, осуществлять постоянный мониторинг и контроль. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это итерационный процесс, точные детали плана меняются компанией каждый год, цели пересматриваются и уточняются.
При реализации бизнес-плана, скорее всего, Вы столкнетесь с сопротивлением персонала вводимым изменениям, которое объясняет- ся страхом перемен, отсутствием убежденности в необходимости но- вовведений и заинтересованности в изменениях.
Можно ли уменьшить сопротивление персонала при реализации бизнес-плана? Да, если заранее подумать об этом и осуществить неко- торые мероприятия:
вовлечь в разработку плана большее количество людей для улучшения качества планирования и повышения заинтересованности в
62
результатах;
своевременно информировать и привлечь к проводимым преобразованиям сотрудников, которые не были заняты в формирова- нии плана;
использовать материальные и нематериальные стимулы;
формализовать отношения между подчиненными (с помо- щью четко прописанных должностных инструкций).
Бизнес-план - это не гарантия успеха, но он уменьшает риск не- удач, это остов, который служит основой для генерации идей, наибо- лее эффективного их воплощения и получения прибылей.
Финансовые показатели для оценки эффективности
разрабатываемого проекта
Для наиболее точной оценки эффективности разрабатываемого проекта рассчитывается и анализируется ряд финансовых показателей.
Перечислим некоторые.
Внутренняя норма доходности – ставка дисконтирования, при- равнивающая сумму приведенных доходов от инвестиционного проек- та к величине инвестиций, т.е. вложения, окупаются, но не приносят прибыль. Величина этой ставки полностью определяется "внутренни- ми" условиями, характеризующими инвестиционный проект.
Рассчитанная величина сравнивается с требуемой нормой дохо- да на вкладываемый капитал. Если она равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то вложение инвестиций эконо- мически оправдано, если меньше – инвестиции в рассматриваемый проект или программу нецелесообразны.
Чистая приведенная стоимость (NPV) – текущая стоимость бу- дущих денежных потоков инвестиционного проекта, рассчитанная с учетом дисконтирования, за вычетом инвестиций. Используется для оценки проектов, требующих капиталовложений. При положительном значении NPV считается, что данное вложение капитала является эф- фективным.
Срок окупаемости инвестиций – период времени, в течение ко- торого чистый доход от вложений капитала становится равным вели- чине вложений, определяется как ожидаемое число лет, в течение ко- торых будут возмещены исходные инвестиции. Этот критерий игнори-
63
рует денежные потоки за пределами срока окупаемости, а также не учитывает временной стоимости денег. Показатель легко рассчитыва- ется. Срок окупаемости позволяет разделять проекты на долгосрочные и краткосрочные и дает, таким образом, некоторое представление о степени риска, но не позволяет судить о прибыльности инвестиции.
Дисконтированный срок окупаемости – модификация критерия
«Срок окупаемости инвестиций» – определяется по такому же алго- ритму, но на основе денежного потока, дисконтированного по цене капитала этого проекта.
Показатель свободен от игнорирования факта неравноценности денежных потоков, возникающих в различные моменты времени.
Индекс рентабельности – критерий оценки инвестиционного проекта, определяемый как частное от деления приведенной стоимости связанных с его реализацией будущих денежных потоков на приве- денную стоимость первоначальных инвестиций (доход на единицу затрат). Если индекс больше единицы, то проект может быть принят.
Проекты выстраиваются в порядке убывания индекса, т.е. в порядке убывания привлекательности.
Точка безубыточности – минимально допустимый (критиче- ский) уровень производства и продаж, при котором проект остается безубыточным, то есть, не приносит ни прибыли, ни убытков. Чем ни- же будет этот уровень, тем более вероятно, что данный проект будет жизнеспособен в условиях непредсказуемого сокращения рынков сбы- та. Показатель характеризует риск инвестиционного проекта, но игно- рирует налоговые выплаты, используется при сопоставлении проектов "внутри" одного предприятия.
Операционный рычаг – количественная оценка изменения при- были в зависимости от изменения объемов реализации. Операционный рычаг – отношение вклада на покрытие постоянных затрат к величине прибыли; прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных за- трат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализа- ции продукции. Если доля постоянных затрат велика, то при снижении реализационного дохода будет значительно снижаться значение чис- той прибыли. При прочих равных условиях, чем выше операционный рычаг (больше постоянные затраты в общих издержках), тем выше коммерческий риск.
64
Коэффициент финансовой автономии показывает долю активов, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у предприятия, тем выше риск неплатежеспособности, потенциального денежного дефицита у предприятия. Если коэффициент равен 1, деятельность фирмы финан- сируется полностью за счет собственных средств.
Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависи- мость от внешних займов. Рассчитывается как отношение заемных средств к совокупным активам. Чем выше значение коэффициента, тем больше займов у предприятия, тем выше риск неплатежеспособности, потенциального денежного дефицита у предприятия.
Коэффициент финансового риска – отношение заемного капи- тала к собственному. Чем меньше коэффициент финансового риска, ближе к «0», тем финансово более устойчиво данное предприятие.
Коэффициент финансовой устойчивости характеризует долю в капитале предприятия, приходящуюся на собственный капитал компа- нии и на ее долгосрочный долг. Рассчитывается как отношение собст- венного капитала к заемному капиталу. Чем выше этот показатель, тем предприятие более устойчиво.
Выбор способа финансирования проекта
Денежные средства являются наиболее существенным активом любой компании. Дефицит денежных средств делает невозможным собственное финансирование и приводит к необходимости поиска внешних источников финансирования.
Определение потребности компании в финансировании начи- найте с разработки бизнес-плана проекта и всесторонней оценки сво- его предприятия. Оценка предприятия включает в себя анализ положе- ния предприятия в прошлом, настоящем и перспективу развития в бу- дущем. Внимание следует уделить, в частности, следующим пробле- мам: положение компании на рынке, возможности расширения рынка сбыта, угроза сокращения сбыта, наличие ресурсов, законодательная среда и состояние экономики в целом. Четко определите цели и задачи компании.
Такая оценка компании проводится для внутреннего пользова-
65
ния, пересматривается по мере изменения потребностей компании или окружающей ее среды и позволяет перейти к определению объема и источника средств, необходимых для достижения намеченных целей.
Своевременно определите следующие моменты:
количество денежных средств, необходимых для осуществ- ления проекта;
на что будут использоваться полученные денежные средства;
приемлемые условия привлечения средств.
Многие компании решают эти вопросы тогда, когда уже суще- ствует острая потребность в денежных средствах. В такой ситуации деятельность компании может быть расценена как рискованная (при- дется платить более высокую процентную ставку (в случае кредита), акции компании упадут в цене, предприятие не сможет получить фи- нансирование вообще).
Для малых предприятий имеются два основных варианта при- влечения денежных средств: кредитование и акционирование. Выбор определяется традициями построения финансовых систем в различных странах. Так, например, США, Великобритания, Канада ориентирова- ны на фондовый рынок как на источник инвестиций, страны континен- тальной Европы - на банковское кредитование.
Кредит предполагает возвращение полученной суммы вместе с процентами в течение определенного периода времени и некоторые до- полнительные расходы (на страхование залогового имущества, комис- сию за выдачу кредита и т.д. - в зависимости от требований кредитной организации). Основным преимуществом такого выбора является то, что после возврата кредита владелец сохраняет контроль над предприятием и не несет более никаких обязательств перед своим кредитором.
Акционирование подразумевает продажу некоторой доли собст- венности другому лицу. Полученные компанией денежные средства остаются в ее распоряжении, т.к. возврат их в прямой форме не преду- смотрен, но компания или выплачивает дивиденды инвесторам, или инвесторы могут продать свои доли собственности (продажа акций обратно компании, продажа их другому инвестору, договоренность о продаже всей компании целиком). Долевое финансирование характе- ризуется участием инвестора в управлении компании.
Во всех случаях те, кто предоставляет свои денежные средства, надеются впоследствии получить их обратно со значительной прибы-
66
лью, поэтому следует помнить об обязанностях и ответственности, сопровождающих получение денежных средств.
Поиск акционеров - более трудная задача, чем получение заем- ных средств. Поскольку акционеры получают доход только в случае успешной деятельности компании, их стимулы и интересы сильно от- личаются от стимулов и интересов кредиторов, чьей заботой является то, чтобы кредитуемая фирма имела доходы, достаточные для покры- тия выданного кредита. Инвестиционный риск значительно выше кре- дитного риска; однако в случае возрастания стоимости компании воз- награждение также может быть значительно выше.
Далее перед компанией стоят две взаимосвязанные задачи - по- иск инвестора (или выбор конкретного кредитного продукта) и опре- деление параметров финансирования, таких как: источник финансиро- вания; объем финансирования; срок финансирования; стоимость фи- нансирования; схема финансирования.
Помимо кредитования и акционирования существуют и иные способы внешнего финансирования: гранты, бюджетное финансирова- ние, лизинг, вексельное финансирование и другие, применяются также комбинированные способы финансирования.
2.6. Технико-экономическое обоснование (ТЭО)
Технико-экономическое обоснование проекта пишется, когда необходимо доказать необходимость выбора именно предлагаемого варианта оборудования, технологии, процесса, размещения оборудо- вания и т.п.
Чем отличается технико-экономическое обоснование от бизнес-плана
Технико-экономическое обоснование проекта (сокращенно
ТЭО) отличается от бизнес-плана следующим:
обычно технико-экономическое обоснование или ТЭО пи- шется для проектов внедрения новых технологий, процессов и обору- дования на уже существующем, работающем предприятии, поэтому анализ рынка, маркетинговая стратегия, описание компании и продук-
67
та, а также анализ рисков в нем часто просто отсутствуют;
в технико-экономическом обосновании приводится инфор- мация о причинах выбора предлагаемых технологий и процессов и решений, принятых в проекте, результаты от их внедрения и экономи- ческие расчеты эффективности;
Структура технико-экономического обоснования
Примерная структура технико-экономического обоснования:
исходные положения;
описание потребности в увеличении мощностей производст- ва, смены технологии или схемы производства;
обоснование выбора технологии, оборудования, схемы про- изводства, строительные решения;
расчеты потребностей производства в сырье, материалах, энергетических и трудовых ресурсах;
экономические расчеты по предлагаемому проекту;
выводы и предложения, в которых дается общая оценка эко- номической целесообразности и перспектив от внедрения проекта.
В принципе, можно сказать, что технико-экономическое обосно- вание проекта или ТЭО, представляет собой сильно урезанную версию бизнес-плана.
Контрольные вопросы:
1. Какие выделяют основные виды и признаки предпринима- тельской деятельности?
2. Дайте определение существующих форм собственности.
3. Раскройте содержание организационно-правовых форм сель- ского предпринимательства?
4. Что собой представляет специализация сельскохозяйственной организации, ее показатели?
5. Что понимают под предметной и детальной специализациях производства?
6. Раскройте назначение, структуру и методику составления биз- нес плана?
7. В чем заключаются основные отличия технико-экономическое
68
обоснование от бизнес-плана?
8. Раскройте структуру технико-экономического обоснования?
9. Какие формы организации производства считаются наиболее эффективными?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23
ГЛАВА 3.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
(ОРГАНИЗАЦИИ)
3.1 Предприятие (организация): краткая характеристика и
классификация
Предприятие – это субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользова- ния имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке. Производственное предприятие характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и социальным единством. Производственно-техническое единство опре- деляется комплексом средств производства, обладающих технологиче- ским единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руко- водства, что находит свое отражение в общей и организационной структуре предприятия. Экономическое единство определяется общ- ностью экономических результатов работы – объемом реализуемой продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли.
Однако предприятие, прежде всего не производственная, не экономическая, а социальная единица. Предприятие – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социаль- но-экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибы- ли служит основой для удовлетворения потребностей (как материаль- ных, так и духовных) всего коллектива. Поэтому важнейшими задача- ми предприятия являются: выплата персоналу социально справедливой заработной платы, которая обеспечивала бы воспроизводство рабочей силы; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т.д.
Оценку организационно-экономического устройства предпри-
70
ятия осуществляют по следующим показателям: уровень товарности отраслей; стоимость валовой продукции; площадь сельскохозяйствен- ных угодий; поголовье животных; стоимость производственных фон- дов; структура денежной выручки; структура материальных и трудо- вых затрат; соотношение собственников и наемного персонала; коэф- фициент сезонности трудозатрат и занятости основных работников; производство продукции на единицу затрат живого и овеществленного труда; прибыль, валовой, чистый доход; уровень рентабельности про- изводства.
Принципы рационального построения предприятия:
соответствие целей создания и деятельности условиям хо- зяйствования;
выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы;
оптимальное сочетание видов (отраслей) деятельности и ра- циональный размер;
обеспечение и поддержание пропорциональности элементов производственного потенциала (земельной площади, средств произ- водства, рабочей силы и т. д.);
организация рациональной структуры (общей и производствен- ной), предусматривающей наиболее целесообразное территориальное размещение (расположение) производственно-хозяйственных объектов;
рациональное сочетание крупноколлективных, мелкогруппо- вых, семейных, индивидуальных форм организации производства и труда, различных систем оплаты и стимулирования работников;
гибкая и динамичная структура управления, обеспечиваю- щая компетентное руководство хозяйственной деятельностью.
3.2 Структура предприятия
Структура предприятия – это состав и соотношение его внут- ренних звеньев: цехов, участков, отделов, лабораторий и других под- разделений, составляющих единых хозяйственный объект.
Различают общую, производственную, и организационную структуру предприятия.
Под общей структурой предприятия понимается комплекс про- изводственных подразделений и подразделений, обслуживающих ра- ботников, количество, величина, взаимосвязи и соотношения между