Файл: 1. История развития стоматологии. Вклад отечественных ученых в историю развития стоматологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 1642
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Определение основных проблем
Перед тем, как выбрать определенную программу профилактики, необходимо определить стоматологическую заболеваемость, которая имеется в данном регионе.
При планировании необходимо учитывать:
— динамику демографических процессов в регионе;
— состояние окружающей среды;
— наличие персонала и материальных ресурсов;
— стоматологический статус населения.
Демографические данные представляют информацию о количестве и ожидаемом приросте городского и сельского населения, распределении его по возрастным группам.
Центральное место в определении стоматологических проблем в регионе занимает изучение стоматологической заболеваемости среди населения. Для этого проводят эпидемиологическое стоматологическое обследование населения разных возрастных групп и на основании полученных данных
ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА Программы профилактики могут осуществляться специалистами стоматологической службы (стоматологами, гигиенистами и вспомогательным персоналом). К выполнению программ необходимо привлекать и нестоматологический персонал: школьных педагогов, медсестер, воспитателей детских садов, родителей. ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ Внедрение программ профилактики складывается из следующих этапов: • предварительного планирования программы; • организационных мероприятий по внедрению; • выбора групп населения, среди которых будет внедряться программа; • оценки потребности в персонале и ресурсах |
Ситуационный анализ - это врачебный логический анализ стоматологической заболеваемости и имеющих к ней отношение факторов или сфер населения обслуживаемого участка или другой заданной территории проживания. Основная цель ситуационного анализа – определить в измеримых категориях стоматологическое здоровье населения и выявить факторы риска стоматологических заболеваний. Ситуационный анализ проводит врач-стоматолог, так как большинство вопросов необходимо решить на профессиональном уровне, например, определить заболеваемость, выявить факторы риска стоматологических болезней, оценить эффективность профилактики и стоматологической помощи населению и др. Этапы ситуационного анализа 1. Определение целей ситуационного анализа и согласование основных этапов работы с местной властью . 2. Сбор демографических и общих данных. 3. Детальное планирование (используя демографические данные) и проведение эпидемиологического исследования. 4. Получение информации о стоматологической помощи. 5. Получение статистических данных о стоматологическом персонале, стоматологических материалах и оборудовании, средствах профилактики. 6. Выявление факторов риска стоматологических заболеваний . 7. Статистический анализ полученных эпидемиологических данных. 8. Врачебный логический анализ всех материалов и заключение : - уровень заболеваемости и тенденции ; - факторы риска ; - обеспечение персоналом; - материальное и финансовое обеспечение; - перечень наиболее важных проблем стоматологического здоровья. |
67.Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальное обеспечение. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости.
Формирование измеримых целей и задач
После эпидемиологического обследования становится возможным определение целей и задач программы профилактики стоматологических заболеваний.
Целями программы являются:
– уменьшение распространенности и интенсивности кариеса зубов (снижение индексов КПУз и КПУп, увеличение количества лиц, не имеющих кариеса зубов);
– снижение % лиц, у которых выявлены признаки поражения пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими зубодесневыми карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом CPJTN.
С этими целями тесно связаны и задачи по улучшению ГПР:
· снижение величины индексов, характеризующих зубной налет;
· увеличение количества лиц, правильно ухаживающих за полостью рта.
Стоматологический персонал. Необходимы сведения о видах стоматологического персонала, осуществляющего стоматологическую помощь населению. Всемирная организация здравоохранения классифицирует стоматологический персонал на два вида: врачи и вспомогательный персонал. Последний, в свою очередь, делится на: оперирующий, не оперирующий и технический вспомогательный персонал. Кроме этого, необходимо знать количество персонала, занятого стоматологическим обслуживанием детей. Желательно иметь сведения об изменениях количества персонала в течение последних 5-10 лет, чтобы определить тенденцию. Необходима информация о количестве подготавливаемого персонала всех категорий в год. Полезными могут быть сведения о перспективных планах подготовки персонала. |
Медицинские организации и оборудование
Необходимо располагать сведениями о существующей сети медицинских организаций (их виды, количество, оборудование):
- консультативные центры;
- стоматологические поликлиники;
- стоматологические отделения;
- стоматологические кабинеты;
- детские стоматологические поликлиники;
- детские стоматологические отделения;
- детские стоматологические кабинеты;
- общее число кресел для взрослых;
- общее число кресел для детей;
- обеспеченность школ стоматологическими кабинетами;
- кабинеты профилактики;
- частные кабинеты.
Выбор методов и средств профилактики
Выбор специфических методов профилактики стоматологических заболеваний зависит от поставленных целей и задач.
В этом процессе должны участвовать не только стоматологи, но и представители всех медицинских служб и администрации региона.
На выбор методов профилактики могут влиять следующие факторы:
– распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний;
– состояние медицинской и стоматологической служб;
– обеспечение персоналом, которые будут участвовать в выполнении программ профилактики;
– финансирование;
– состояние общего здоровья населения;
– привычки питания (частое, многократное употребление углеводов);
– химический состав питьевой воды.
Оценка эффективности программ.
Оценку эффективности программы можно провести на любой стадии выполнения программы, сравнивая запланированные цели и полученные результаты. Для оценки используют те же индексы и критерии, которые применяли для исходного обследования населения.
Оценка эффективности внедрения программы по профилактике основных стоматологических заболеваний должна планироваться на этапах
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИПРОГРАММЫПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА Эффективность программ профилактики кариеса зубов в популяции оценивается через 5, 10, 15, 20 лет. При этом сравнивают величину индекса КПУ в каждой ключевой возрастной группе с данными исходного осмотра, проведенного в тех же возрастных группах. Если программу внедряют среди ограниченного контингента населения, то оценку проводят чаще, сравнивая динамику показателей интенсивности кариеса зубов (индексов КПУ и кп) в профилактических и контрольных группах. Еще одним показателем, свидетельствующим об эффективности профилактики, является увеличение числа лиц, у которых кариеса нет. Профилактика болезней пародонта эффективна, если в процессе ее внедрения снижается количество пораженных секстантов. Различают предварительную, промежуточную и окончательную оценку эффективности программ профилактики. Предварительная оценка эффективности, помимо определения динамики показателей стоматологического статуса, должна включать оценку того, как население восприняло программу профилактики, а также степень его участия. Промежуточная оценка позволяет, при необходимости, модифицировать программу для достижения максимального профилактического эффекта. Окончательная оценка возможна только после 5, 10 или более лет и должна включать оценку медицинской и экономической эффективности программ |
68.Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный.
Уровни внедрения комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний:
-
Популяционный -
Групповой -
Индивидуальный
●индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами. Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена – научно-практическая медицинская деятельность по изучению,разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение;
●групповая – профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющими сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);
●популяционная(массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
69.Внедрение программы профилактики
Внедрение программ профилактики складывается из следующих этапов:
– предварительное планирование программы;
– организационные мероприятия по внедрению программы;
– выбор групп населения, среди которых будет внедряться программа;
– оценка потребности в персонале и ресурсах для проведения программы.
При выборе групп особое внимание должно быть уделено группам населения с высоким риском возникновения и развития стоматологических заболеваний:
– детям;
– беременным женщинам;
– рабочим промышленных предприятий и т. д.
70)Методика пломбирования корневых каналов гуттаперчевыми штифтами.
Пломбирование холодной гуттаперчей:
Метод одного штифта
Суть этого метода в том, что каналу придается нужная форма, соответствующая форме выбранного штифта. Затем штифт вставляется в уже подготовленный зуб и обрезается. Штифт должен очень плотно прилегать к стенкам канала. Данная методика несовершенна, однако она все равно лучше, чем пломбирование пастой.
Метод латеральной конденсации