Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 9. Культура восточных цивилизаций Древнего мира
10. Назовите философские системы, сформировавшиеся на Востоке в эпоху Древних цивилизаций. Кратко охарактеризуйте сущность их учений.
Список литературы:
Тема 10. Античная культура
Подберите к латинским фразам соответствующие русские пословицы.
Список литературы:
Тема 11. Культура древних славян
1. Составьте хронологическую ленту русской культуры. Сравните периодизацию с западноевропейской культурой.
2. Подберите и запишите пословицы и поговорки (не менее 10), в которых отражается русский менталитет.
3. Укажите функции богов и мифологических персонажей: Перун, Даждьбог, Стрибог, Велес (Волос), Лада, Макошь (Мокошь), Сварожич, Ярило, Доля, Лихо, Род, Чур. Распределите их по уровням в соответствии со значением (высший уровень, персонифицированные боги хозяйственными циклами и календарными обрядами, нечистая сила).
4. Объясните происхождение и смысл фразеологических выражений: плясать от печки, метать Перуны, на седьмом небе, разверзлись хляби небесные, до первых петухов, от аза до ижицы, воздать сторицей.
5. Ответьте на вопросы:
6. Раскройте смысл понятий: капище, язычество, град Китеж,
7. Опишите календарные праздники древних славян (не менее трех) по плану: 1) дата празднования; 2) название; 3) сущность праздника; 4) ритуалы и обряды празднования; 5) традиции в современной культуре.
8. Выполните краткий конспект статьи «Баба Яга» из словаря русской культуры Ю.С. Степанова (Константы. – М. : Академический проект, 2001. – С. 835-844).
9. Приведите примеры:
10. Познакомьтесь с текстом В.Я. Проппа «Исторические корни русской сказки». Мотивированно докажите, что славянское язычество нашло отражение в русских сказках.
Список литературы:
4. Семёнова, М. Мы – славяне / М. Семёнова. – М. : Азбука классика, 2010. – 560 с.
Тема 12. Культура европейского средневековья
1) Родиной Буддизма является:
а) Япония б) Китай
в) Индия г) Монголия
2) «Ислам» дословно переводится:
а) «смирение» б) «вера»
в) «учение» г) «прозрение»
3) Христианство возникло:
а) в Сирии б) в Палестине
в) в Египте г) в Риме
-
Назовите ранние цивилизации Древнего Востока. Представьте их периодизацию. -
Как наследие Древнего Востока отразилось в мировой культуре? Приведите примеры. -
Внесите наименования богов в соответствующие графы таблицы, укажите их функции: Осирис, Брахма, Мардук, Шива, Ану, Юйди, Лэй Гунн, Ра.
Цивилизации | Боги | Функции |
Египет | | |
Китай | | |
Индия | | |
Месопотамия | | |
-
Согласны ли вы, что:
-
культура Древнего Египта – это культура мёртвых; -
уже в древности Восток был противопоставлен Западу; -
в Древнем Китае сформировалась единая замкнутая культура.
-
Дайте определение терминам и понятиям: саркофаг, Шеду, анх, канон, глиптика, обелиск, стела, пагода, ведизм, мумификация. -
Прочитайте миф о Гильгамеше и мотивированно ответьте на вопросы:
-
Как раскрыта в мифе проблема бессмертия? -
Как отражена тема взаимоотношений человека и природы?
-
Заполните таблицу примерами архитектурных памятников Древнего Египта, подразделяя их по историческим периодам и назначению.
Параметры | Древнее царство | Среднее царство | Новое царство |
Жилище усопших | | | |
Жилище богов | | | |
Жилище живых | | | |
-
Ответьте на вопросы:
-
Чем прославился в истории мировой культуры царь Ашшурбанипал? -
Почему заупокойные сооружения Древнего Египта строили на западном берегу Нила? -
Какие государства находились на территории Передней Азии в древности? -
Какое архитектурное сооружение предшествовало пирамидам и что в переводе означает это слово? -
Как звали археолога, который в 1922 г. нашёл гробницу Тутанхамона? -
Как называлась письменность Междуречья? На чём её писали?
-
Соотнесите памятник культуры и его место создания:
Ворота богини Иштар Ступа в Санчи Пирамида Хеопса Храм Неба Законы Хаммурапи Зиккурат Дворец Гугун Пещеры Аджанты Храм Хатшепсут | Индия Китай Междуречье Египет |
10. Назовите философские системы, сформировавшиеся на Востоке в эпоху Древних цивилизаций. Кратко охарактеризуйте сущность их учений.
Список литературы:
-
Культура Древнего Египта / пер. с англ. В. Н. Ларченко. – М. : Арт-Родник, 2003. – 64 с. -
Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир / сост. И. А. Химик. – СПб. : Лань, 2004. – 800 с. -
Померанцева, Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта / Н. А. Померанцева. – М. : Астрель, 1985. – 274 с. -
Рыжов, К. В. Древний Восток / К. В. Рыжов. – М. : Вече, 2001. – 607 с. -
Соколова, М. В. Мировая культура и искусство : учеб. пособие для вузов / М. В. Соколова. – М. : Академия, 2004. – 365 с. : ил.
Тема 10. Античная культура
-
Опишите периодизацию античной культуры. -
Раскройте смысл понятий: калокагатия, антропоцентризм, гармония, агональность, полис, меандр, периптер, атриум, форум, нобили. -
Перечислите законы «классической красоты» согласно теории Поликлета. -
Как античное наследие отразилось в развитии европейской культуры? Приведите примеры из области философии, науки, искусства. -
Заполните таблицу:
Параметры | Крито-микенское искусство | Архаика | Высокая классика | Поздняя классика | Эпоха эллинизма |
Имена (философия, риторика, живопись, зодчество, вазопись и др.) | | | | | |
Архитектура (автор, произведения) | | | | | |
Скульптура (автор, произведения) | | | | | |
Живопись (вазопись) | | | | | |
-
Как вы понимаете изречение античного философа Протагора «Человек – мера всех вещей»? Можно ли это высказывание считать характеристикой античной культуры? -
Объясните происхождение и современное употребление выражений:
Авгиевы конюшни Ахиллесова пята Вернуться в пенаты Геростратова слава Гордиев узел Загадка Сфинкса Колесо Фортуны Кануть в Лету Нить Ариадны Оседлать Пегаса Рог изобилия | Панический страх Прокрустово ложе Провалится в тартарары Сизифов труд Сова Минервы Троянский конь Танталовы муки Узы Гименея Эзопов язык Яблоко раздора Ящик Пандоры |
-
Что такое ордер? Дайте сравнительную характеристику дорическому, ионическому и коринфскому ордеру. Назовите здания Комсомольска-на-Амуре, в которых встречается ордерная система. -
Ответьте на вопросы:
-
В каких видах художественной деятельности римляне достигли наибольших успехов? -
Кому из известных римлян принадлежат слова: «Жребий брошен!», «Пришёл, увидел, победил!», «Деньги не пахнут!»? -
Какие жанры скульптуры были популярны в Древнем Риме? Почему? -
Назовите инженерные сооружения римлян. -
Как назывался самый большой купольный храм Древнего Рима? -
Что такое термы? Из каких помещений они состояли? -
Какой новый материал изобрели римляне?
-
Древние римляне говорили:
однажды
|
вернуться
|
Подберите к латинским фразам соответствующие русские пословицы.
Список литературы:
-
Зелинский, Ф. Ф. Римская Империя / Ф. Ф. Зелинский ; пер. с пол. – СПб. : Алетейя, 1999. – 488 с. -
История Древней Греции / сост. К. В. Паневин. – СПб. : Полигон: АСТ, 1999; 1998. – 638 с. -
Моатти, К. Античный Рим / К. Моатти ; пер. с фр. И. В. Ионовой. – М. : АСТ: Астрель, 2003. – 258 с. -
Немировский, А. И. История Древнего мира. Античность : учеб. для вузов : в 2 ч. Ч. 2 / А. И. Немировский. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 480 с., 208 с. -
Пельман, Р. фон. Очерк греческой истории и источниковедения / Пельман, Р. фон ; науч. ред., примеч. и доп. М. М. Холода, С. М. Жестоканова ; пер. с нем. – СПб. : Алетейя, 1999. – 471 с. -
Сергеев, В. С. История Древней Греции / В. С. Сергеев ; под общ. ред. Э. Д. Фролова. – СПб. : Полигон, 2002. – 703 с.
Тема 11. Культура древних славян
1. Составьте хронологическую ленту русской культуры. Сравните периодизацию с западноевропейской культурой.
2. Подберите и запишите пословицы и поговорки (не менее 10), в которых отражается русский менталитет.
3. Укажите функции богов и мифологических персонажей: Перун, Даждьбог, Стрибог, Велес (Волос), Лада, Макошь (Мокошь), Сварожич, Ярило, Доля, Лихо, Род, Чур. Распределите их по уровням в соответствии со значением (высший уровень, персонифицированные боги хозяйственными циклами и календарными обрядами, нечистая сила).
4. Объясните происхождение и смысл фразеологических выражений: плясать от печки, метать Перуны, на седьмом небе, разверзлись хляби небесные, до первых петухов, от аза до ижицы, воздать сторицей.
5. Ответьте на вопросы:
-
Почему Финиста прозвали Ясным Соколом? -
Когда была создана первая славянская азбука? -
Кто из славянских богинь соответствовал греческой Афродите – богине любви и красоты? Назовите однокоренные слова современного языка. -
После создания мир был разделен на три части: мир, где живут боги; мир, где живут люди; мир прошлого, куда уходили предки. Как был назван мир людей?
6. Раскройте смысл понятий: капище, язычество, град Китеж,
7. Опишите календарные праздники древних славян (не менее трех) по плану: 1) дата празднования; 2) название; 3) сущность праздника; 4) ритуалы и обряды празднования; 5) традиции в современной культуре.
8. Выполните краткий конспект статьи «Баба Яга» из словаря русской культуры Ю.С. Степанова (Константы. – М. : Академический проект, 2001. – С. 835-844).
9. Приведите примеры:
-
проявления славянского язычества в повседневной жизни современного человека; -
языческих праздников.
10. Познакомьтесь с текстом В.Я. Проппа «Исторические корни русской сказки». Мотивированно докажите, что славянское язычество нашло отражение в русских сказках.
Список литературы:
-
Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу :
в 3 т. / А. Н. Афанасьев. – М. : Славянский мир, 1995. -
Кондаков, И. В. Культура России : учеб. пособие / И. В. Кондаков. – М. : Книжный дом «Университет», 2000. – 356 с. -
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М. : Эллис Лак, 1995. – 416.
4. Семёнова, М. Мы – славяне / М. Семёнова. – М. : Азбука классика, 2010. – 560 с.
Тема 12. Культура европейского средневековья
-
Объясните смысл понятия «средние века». Опишите периодизацию средневековой культуры. -
Раскройте смысл понятий: теоцентризм, схоластика, аскетизм, инквизиция, индульгенция. -
Согласны ли вы, что:
-
христианство – это доминанта средневековой культуры; -
средневековая культура – это «пауза», «провал» в развитии искусства; -
рыцарство – особое сословие средневековья, сформировавшее свою уникальную культуру; -
средневековье – время зарождения западноевропейского образования.
-
Внесите в таблицу соответствующие артефакты:
Виды искусства | Тип культуры | ||
рыцарская (светская) | народная (городская) | религиозная | |
Архитектура | | | |
Живопись | | | |
Литература | | | |
Музыка | | | |
-
Назовите даты следующих исторических событий: падение Западной Римской империи; признание христианства официальной религией; начало первого крестового похода; взятие крестоносцами Иерусалима; окончательное разделение христианской церкви на католическую и православную. -
Проанализируйте специфику экстерьера и интерьера готического храма на примере (на выбор) собора в Кельне, Шартрского собора или Нотр-Дам в Париже. -
Какими жанрами представлена средневековая литература? Назовите главные прозаические тексты средневековья. Подберите по одному примеру из лирики вагантов, трубадуров, миннезингеров. -
Ответьте на вопросы теста:
1) Родиной Буддизма является:
а) Япония б) Китай
в) Индия г) Монголия
2) «Ислам» дословно переводится:
а) «смирение» б) «вера»
в) «учение» г) «прозрение»
3) Христианство возникло:
а) в Сирии б) в Палестине
в) в Египте г) в Риме