Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 9. Культура восточных цивилизаций Древнего мира


    1. Назовите ранние цивилизации Древнего Востока. Представьте их периодизацию.

    2. Как наследие Древнего Востока отразилось в мировой культуре? Приведите примеры.

    3. Внесите наименования богов в соответствующие графы таблицы, укажите их функции: Осирис, Брахма, Мардук, Шива, Ану, Юйди, Лэй Гунн, Ра.




Цивилизации

Боги

Функции

Египет







Китай







Индия







Месопотамия










    1. Согласны ли вы, что:

  • культура Древнего Египта – это культура мёртвых;

  • уже в древности Восток был противопоставлен Западу;

  • в Древнем Китае сформировалась единая замкнутая культура.

    1. Дайте определение терминам и понятиям: саркофаг, Шеду, анх, канон, глиптика, обелиск, стела, пагода, ведизм, мумификация.

    2. Прочитайте миф о Гильгамеше и мотивированно ответьте на вопросы:

  • Как раскрыта в мифе проблема бессмертия?

  • Как отражена тема взаимоотношений человека и природы?

    1. Заполните таблицу примерами архитектурных памятников Древнего Египта, подразделяя их по историческим периодам и назначению.




Параметры

Древнее царство

Среднее царство

Новое царство

Жилище

усопших










Жилище богов










Жилище живых













    1. Ответьте на вопросы:

  • Чем прославился в истории мировой культуры царь Ашшурбанипал?

  • Почему заупокойные сооружения Древнего Египта строили на западном берегу Нила?

  • Какие государства находились на территории Передней Азии в древности?

  • Какое архитектурное сооружение предшествовало пирамидам и что в переводе означает это слово?

  • Как звали археолога, который в 1922 г. нашёл гробницу Тутанхамона?

  • Как называлась письменность Междуречья? На чём её писали?


    1. Соотнесите памятник культуры и его место создания:




Ворота богини Иштар

Ступа в Санчи

Пирамида Хеопса

Храм Неба

Законы Хаммурапи

Зиккурат

Дворец Гугун

Пещеры Аджанты

Храм Хатшепсут


Индия
Китай
Междуречье
Египет



10. Назовите философские системы, сформировавшиеся на Востоке в эпоху Древних цивилизаций. Кратко охарактеризуйте сущность их учений.
Список литературы:

  1. Культура Древнего Египта / пер. с англ. В. Н. Ларченко. – М. : Арт-Родник, 2003. – 64 с.

  2. Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир / сост. И. А. Химик. – СПб. : Лань, 2004. – 800 с.

  3. Померанцева, Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта / Н. А. Померанцева. – М. : Астрель, 1985. – 274 с.

  4. Рыжов, К. В. Древний Восток / К. В. Рыжов. – М. : Вече, 2001. – 607 с.

  5. Соколова, М. В. Мировая культура и искусство : учеб. пособие для вузов / М. В. Соколова. – М. : Академия, 2004. – 365 с. : ил.


Тема 10. Античная культура


  1. Опишите периодизацию античной культуры.

  2. Раскройте смысл понятий: калокагатия, антропоцентризм, гармония, агональность, полис, меандр, периптер, атриум, форум, нобили.

  3. Перечислите законы «классической красоты» согласно теории Поликлета.

  4. Как античное наследие отразилось в развитии европейской культуры? Приведите примеры из области философии, науки, искусства.

  5. Заполните таблицу:




Параметры

Крито-микенское искусство

Архаика

Высокая классика

Поздняя классика

Эпоха

эллинизма

Имена (философия, риторика, живопись, зодчество, вазопись и др.)
















Архитектура

(автор, произведения)














Скульптура

(автор, произведения)














Живопись

(вазопись)



















  1. Как вы понимаете изречение античного философа Протагора «Человек – мера всех вещей»? Можно ли это высказывание считать характеристикой античной культуры?

  2. Объясните происхождение и современное употребление выражений:



Авгиевы конюшни

Ахиллесова пята

Вернуться в пенаты

Геростратова слава

Гордиев узел

Загадка Сфинкса

Колесо Фортуны

Кануть в Лету

Нить Ариадны

Оседлать Пегаса

Рог изобилия


Панический страх

Прокрустово ложе

Провалится в тартарары

Сизифов труд

Сова Минервы

Троянский конь

Танталовы муки

Узы Гименея

Эзопов язык

Яблоко раздора

Ящик Пандоры


  1. Что такое ордер? Дайте сравнительную характеристику дорическому, ионическому и коринфскому ордеру. Назовите здания Комсомольска-на-Амуре, в которых встречается ордерная система.

  2. Ответьте на вопросы:

  • В каких видах художественной деятельности римляне достигли наибольших успехов?

  • Кому из известных римлян принадлежат слова: «Жребий брошен!», «Пришёл, увидел, победил!», «Деньги не пахнут!»?

  • Какие жанры скульптуры были популярны в Древнем Риме? Почему?

  • Назовите инженерные сооружения римлян.

  • Как назывался самый большой купольный храм Древнего Рима?

  • Что такое термы? Из каких помещений они состояли?

  • Какой новый материал изобрели римляне?

  1. Древние римляне говорили:




  • Взяться за щит после ранения

  • Где друзья – там богатство

  • Обсуждать надо часто, решать

однажды

  • Каков царь, таково его окружение




  • Написанная буква остаётся

  • Где дым – там огонь

  • Сказанное слово не может

вернуться

  • Исход – суд явлений

  • Туника ближе к телу, чем палий




Подберите к латинским фразам соответствующие русские пословицы.
Список литературы:

  1. Зелинский, Ф. Ф. Римская Империя / Ф. Ф. Зелинский ; пер. с пол. – СПб. : Алетейя, 1999. – 488 с.

  2. История Древней Греции / сост. К. В. Паневин. – СПб. : Полигон: АСТ, 1999; 1998. – 638 с.

  3. Моатти, К. Античный Рим / К. Моатти ; пер. с фр. И. В. Ионовой. – М. : АСТ: Астрель, 2003. – 258 с.

  4. Немировский, А. И. История Древнего мира. Античность : учеб. для вузов : в 2 ч. Ч. 2 / А. И. Немировский. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 480 с., 208 с.

  5. Пельман, Р. фон. Очерк греческой истории и источниковедения / Пельман, Р. фон ; науч. ред., примеч. и доп. М. М. Холода, С. М. Жестоканова ; пер. с нем. – СПб. : Алетейя, 1999. – 471 с.

  6. Сергеев, В. С. История Древней Греции / В. С. Сергеев ; под общ. ред. Э. Д. Фролова. – СПб. : Полигон, 2002. – 703 с.



Тема 11. Культура древних славян
1. Составьте хронологическую ленту русской культуры. Сравните периодизацию с западноевропейской культурой.

2. Подберите и запишите пословицы и поговорки (не менее 10), в которых отражается русский менталитет.

3. Укажите функции богов и мифологических персонажей: Перун, Даждьбог, Стрибог, Велес (Волос), Лада, Макошь (Мокошь), Сварожич, Ярило, Доля, Лихо, Род, Чур. Распределите их по уровням в соответствии со значением (высший уровень, персонифицированные боги хозяйственными циклами и календарными обрядами, нечистая сила).

4. Объясните происхождение и смысл фразеологических выражений: плясать от печки, метать Перуны, на седьмом небе, разверзлись хляби небесные, до первых петухов, от аза до ижицы, воздать сторицей.

5. Ответьте на вопросы:

  • Почему Финиста прозвали Ясным Соколом?

  • Когда была создана первая славянская азбука?

  • Кто из славянских богинь соответствовал греческой Афродите – богине любви и красоты? Назовите однокоренные слова современного языка.

  • После создания мир был разделен на три части: мир, где живут боги; мир, где живут люди; мир прошлого, куда уходили предки. Как был назван мир людей?

6. Раскройте смысл понятий: капище, язычество, град Китеж,

7. Опишите календарные праздники древних славян (не менее трех) по плану: 1) дата празднования; 2) название; 3) сущность праздника; 4) ритуалы и обряды празднования; 5) традиции в современной культуре.

8. Выполните краткий конспект статьи «Баба Яга» из словаря русской культуры Ю.С. Степанова (Константы. – М. : Академический проект, 2001. – С. 835-844).

9. Приведите примеры:

  • проявления славянского язычества в повседневной жизни современного человека;

  • языческих праздников.

10. Познакомьтесь с текстом В.Я. Проппа «Исторические корни русской сказки». Мотивированно докажите, что славянское язычество нашло отражение в русских сказках.
Список литературы:

  1. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу :
    в 3 т. / А. Н. Афанасьев. – М. : Славянский мир, 1995.

  2. Кондаков, И. В. Культура России : учеб. пособие / И. В. Кондаков. – М. : Книжный дом «Университет», 2000. – 356 с.

  3. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М. : Эллис Лак, 1995. – 416.

4. Семёнова, М. Мы – славяне / М. Семёнова. – М. : Азбука классика, 2010. – 560 с.
Тема 12. Культура европейского средневековья



  1. Объясните смысл понятия «средние века». Опишите периодизацию средневековой культуры.

  2. Раскройте смысл понятий: теоцентризм, схоластика, аскетизм, инквизиция, индульгенция.

  3. Согласны ли вы, что:

  • христианство – это доминанта средневековой культуры;

  • средневековая культура – это «пауза», «провал» в развитии искусства;

  • рыцарство – особое сословие средневековья, сформировавшее свою уникальную культуру;

  • средневековье – время зарождения западноевропейского образования.

  1. Внесите в таблицу соответствующие артефакты:




Виды искусства

Тип культуры

рыцарская

(светская)

народная

(городская)

религиозная

Архитектура










Живопись










Литература










Музыка













  1. Назовите даты следующих исторических событий: падение Западной Римской империи; признание христианства официальной религией; начало первого крестового похода; взятие крестоносцами Иерусалима; окончательное разделение христианской церкви на католическую и православную.

  2. Проанализируйте специфику экстерьера и интерьера готического храма на примере (на выбор) собора в Кельне, Шартрского собора или Нотр-Дам в Париже.

  3. Какими жанрами представлена средневековая литература? Назовите главные прозаические тексты средневековья. Подберите по одному примеру из лирики вагантов, трубадуров, миннезингеров.

  4. Ответьте на вопросы теста:


1) Родиной Буддизма является:

а) Япония б) Китай

в) Индия г) Монголия

2) «Ислам» дословно переводится:

а) «смирение» б) «вера»

в) «учение» г) «прозрение»

3) Христианство возникло:

а) в Сирии б) в Палестине

в) в Египте г) в Риме