Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее
12 слов).

10. Ответьте на вопросы:

1) Назовите знаменитое петербургское литературное общество, которое имело пародийный характер, с девизом «Глупцы живут на земле для наших маленьких радостей», а его члены носили прозвища, заимствованные из баллад Жуковского: Сверчок, «Светлана», Дымная печурка, Эолова арфа, Резвый кот; и несколько фамилий известных поэтов, входящих в него.

2) Назовите имя поэта-романтика, который исполнял обязанности воспитателя и учителя великого князя Александра Николаевича, будущего Александра II, о чем А.А. Дельвиг писал А.С. Пушкину: «…(он), я думаю, погиб невозвратно для поэзии… Как обвинять его! Он исполнен великой идеи: образовать, может быть, царя. Польза и слава народа русского утешает несказанно сердце русского поэта».

3) Известный русский поэт, обращаясь к своим друзьям, писал:

Первому: Любовью, дружеством и ленью // Укрытый от забот и бед, // Живи под их надежной сенью; // В уединении ты счастлив: ты поэт //

Второму: «Мой первый друг, мой друг бесценный! // И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, // Печальным снегом занесенный, // Твой колокольчик огласил»

Назовите три имени (автор, два адресата). Что объединяло этих людей?

4) Романтический герой одной известной поэмы, обращаясь к возлюбленной, о себе говорит:

Я тот, чей взор надежду губит,

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

И, видишь, – я у ног твоих!

Назовите героя и имя той, к которой он обращается.

5) В Критическом словаре придворного этикета есть строки:

«Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который её прижимает к груди, который её увлекает с такой стремительностью, что сердце её невольно начинает стучать, а голова идёт кругом…» О каком молодёжном танце идёт речь? Как и когда он появился в России?

Список литературы:

  1. Ванслов, В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. – М. : Искусство, 1966. – 404 с.

  2. Марченко, Н. А. Быт и нравы пушкинского времени / Н. А. Марченко. – СПб. : Азбука-классика, 2005. – 432 с. : ил.

  3. Турчин, В. С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия: Очерки / В. С. Турчин. – М. : Искусство, 1991. – 552 с.

  4. Федоров, Ф. П. Романтический художественные мир: пространство и время / Ф. П. Федоров. – Рига : Зинатне, 1988. – 456 с.

  5. Яковкина, Н. И. История русской культуры: XIX век / Н. И. Яковкина. – СПб. : Лань, 2000. – 576 с.


Тема 18. Русская культура Серебряного века


    1. Перечислите исторические события, научные открытия, социальные потрясения конца XIX – начала ХХ в., обусловившие появление нового типа культуры.

    2. Дайте определение следующим терминам и понятиям: модерн, стилизация, мистерия, вертеп, лубок, скифство, декаданс, примитивизм, Серебряный век, символизм, футуризм.

    3. Сформулируйте основные тезисы трактата К. Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму».

    4. Назовите участников «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже – режиссёров, композиторов, художников, танцовщиков.

    5. Заполните таблицу (не менее трех авторов и трех произведений):




Стиль

Литература

Живопись

Автор

Произведение

Автор

Произведение

Символизм













Футуризм













Акмеизм













Примитивизм
















    1. Изложите основные положения идейной программы объединения «Мир искусства». Как теоретически обосновывали «мирискусники» проблемы культуры?

    2. Назовите авторов цитат:

а) «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа … Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».



б) «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение жизни».

в) «Нет сомнения, что глубокий фундамент всего теперь происходящего заключается в том, что в европейском (всем, – и в том числе русском) человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустóты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства. Всё потрясено, все потрясены. Все гибнут, всё гибнет. Но все это проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания».

Как эти отрывки характеризуют атмосферу эпохи?

    1. Что такое русская религиозная философия? Перечислите представителей, указав главные труды и их основные положения.

    2. Выполните задания теста:


1) Теоретиком младосимволистов и автором статьи «О религиозных переживаниях» (1903) был:

1. Ф. Сологуб 3. В. Соловьёв

2. А Белый 4. А Блок

2) Автор картины «Купание красного коня»:

1. Д. Бурлюк 3. К. Петров-Водкин

2. В. Серов 4. В. Борисов-Мусатов

3) Цикл картин «Демон» М. Врубель создавал по мотивам творчества:

1. А. Пушкина 3. Ф. Достоевского

2. И. Тургенева 4. М. Лермонтова

4) Теория загадочной русской души принадлежит:

1. Н. Бердяеву 3. В. Розанову

2. Ф. Тютчеву 4. Н. Гумилёву

5) Русский поэт, совершивший несколько путешествий в Африку:

1. А. Блок 3. Н. Гумилёв

2. Д. Мережковский 4. Вяч. Иванов

6) Русский поэт, один из авторов манифеста «Пощёчина общественному вкусу», предлагавший «сбросить Пушкина … с корабля современности»:

1. С. Есенин 3. В. Маяковский

2. В. Брюсов 4. А. Блок

7) Декадент, автор поэмы «О прикрой свои бледные ноги…»:

1. В. Маяковский 3. В. Брюсов

2. К. Бальмонт 4. И. Северянин

8) Мещанско-купеческий быт, народные праздники воспевает в своих картинах художник:

1. Н. Рерих 3. Н. Гончарова

2. В. Кандинский 4. Б. Кустодиев

9) В. Серов увековечил Иду Рубинштейн – знаменитую русскую:

1. писательницу 3. балерину

2. актрису 4. певицу

10) Картины Василия Кандинского выполнены в стиле:


1. абстракционизм 3. кубизм

2. примитивизм 4. реализм

11) Композитор балетов «Русских сезонов», «Жар-птица», «Петрушка» и др.:

1. Н. Римский-Корсаков 3. С. Прокофьев

2. П. Чайковский 4. И. Стравинский

12) Направление супрематизм является разновидностью:

1. абстракционизма 3. символизма

2. реализма 4. примитивизма

13) Русские футуристы именовали себя:

1. будетлянами 3. нигилистами

2. имаженистами 4. декадентами

14) Символисты (В. Соловьёв) утверждали, что миром правит:

1. Бог, воплощённый в теурге

2. Природа

3. Тёмные силы, воплотившиеся в образе Страшного мира

4. Мировая душа в образе Вечной женственности

15) Поэтические сборники «Вечер», «Чётки», «Белая стая» написаны:

1. А. Ахматовой 3. М. Цветаевой

2. З. Гиппиус 4. И. Одоевцевой


    1. Составьте биографическую справку об одном из русских меценатов начала ХХ в.


Список литературы:

  1. Крусанов, А. В. Русский авангард: 1907-1932. Т. 1 / А. В. Крусанов. – СПб. : Новое литературное обозрение, 1996. – 319 с.

  2. Культурология ХХ век. Энциклопедия : в 2 т. / под ред. С. Я. Левита. – СПб. : Университетская книга, 1998.

  3. Марков, А. М. Отечественная культура как предмет культурологии. / А. М. Марков. – СПб. : Кольна, 1996. – 267 с.

  4. Мириманов, В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. – М. : Согласие, 1997. – 328 с.

  5. Мировая художественная культура. Россия. Конец ХIX – XX век : учеб. пособие / А. А. Аронов. – М. : Издат. и книготорговый центр АЗ, 1998. – 342 с.

  6. Неклюдова, М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века / М. Г. Неклюдова. – М. : Искусство, 1991. – 396 с.

  7. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д. В. Сарабьянов. – М. : АСТ-ПРЕСС: ГАЛАРТ, 2001. – 304 с.

  8. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда / В. С. Турчин. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 248 с.


Тема 19. Культура ХХ в.
1. Докажите своеобразие картины мира и человека в культуре ХХ в. (Кризисные явления в культуре начала  в., формирование социально-психологических оснований нового типа культуры; типологические черты; становление нового типа художественного видения, многообразие идейно-эстетических исканий).

2. Объясните термины и понятия: сциентизм, тоталитаризм, агностицизм, модернизм, постмодернизм, авангард, концептуальное искусство
.

3. Назовите основные труды Ф. Ницше, О. Шпенглера, А. Бергсона, З. Фрейда, в которых обосновываются новые направления художественной культуры ХХ в.

4. Составьте краткую справку о модернистском направлением в литературе – школе «потока сознания» (сущность, авторы, произведения).

5. Перечислите исторические события, научные открытия, социальные потрясения конца XIX – начала ХХ в., обусловившие появление нового мировоззрения в культуры ХХ в.

6. Назовите представителей (не менее двух) и произведения направлений: 1) фовизм, 2) кубизм, 3) символизм, 4) экспрессионизм, 5) орфизм,
6) сюрреализм, 7) поп-арт, 8) оп-арт, 9) футуризм, 10) гиперреализм.

7. Выполните краткий конспект статьи «Постмодернизм» из энциклопедии «Культурология. ХХ век» (ред. С.Я. Левита. – СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2. – С. 130-132).

8. Проанализируйте содержание одной из пьес тетра абсурда Э. Ионеско.

9. Проанализируйте творчество С. Дали на материале работ: «Мрачная игра», «Осенний каннибализм», «Зрелище либидо», «Предчувствие гражданской войны», «Постоянство памяти», «Великий мастурбатор», «Искушение Святого Антония», «Испания», «Метаморфоза Нарцисса», «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», «христианская» серия и др. Выявите специфику художественной системы С. Дали: метод, принципы, сквозные мотивы и образы, стилевые особенности, эволюцию.

10. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее
12 слов).
Список литературы:

  1. Берг, Л. Н. Элементарные средства выражения разных видов искусства / Л. Н. Берг // Человек. – № 6. – 2001.

  2. Полевой, В. М. Малая история искусств: Искусство ХХ века. 1901-1945 / В. М. Полевой. – М. : Искусство, 1991. – 304 с.

  3. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда / В. С. Турчин. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 248 с.

  4. Якимович, А. К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-1960-х годов на Западе и в России: альбом / А. К. Якимович. – М. :
    ОЛМА-ПРЕСС: Галарт, 2001. – 176 с.


Тема 20. Культура русского андерграунда 60-80-х гг. ХХ в.

Рок-культура


  1. Охарактеризуйте художественную ситуацию в России 60-80 гг. XX в., ее связь с общественно-политической атмосферой времени.

  2. Дайте определение следующим терминам и понятиям: неоавангард, андерграунд, нонконформизм, соц-арт, концептуализм, «лианозовское братство», хэппенинг, перформенс.

  3. Познакомьтесь с произведениями художников-нонкорформистов (Л. Кропивницкий, О. Рабин, В. Немухин, А. Зверев и др.), обозначьте сквозные темы и мотивы творчества.

  4. Заполните таблицу «Русское искусство»: