Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 15. Культура Нового времени


        1. Согласны ли Вы, что:

  • в культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека;

  • научная картина мира, созданная в XVII в. отличается от религиозно-мифологической картины предшествующих эпох;

  • Новое время – эпоха интенсивного развития философской мысли.

2. Заполните таблицу:


Географические открытия




Научные открытия эпохи




Технические достижения





Произведения искусства

Литература




Архитектура




Живопись




Музыка




Скульптура





3. Сравните цитаты:

«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. … Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире» (Пико делла Мирандола).

«…я же только рассказываю о нем и изображаю личность, отнюдь не являющуюся перлом творения, и будь у меня возможность вылепить ее заново, я бы создал ее, говоря по правде, совсем иною» (Мишель Монтень).

Как приведённые высказывания отражают противоречивость эпохи Нового времени?

4. Кто является автором цитат?

«Цель оправдывает средства», «На том стою и не могу иначе!», «Сжечь – не значит опровергнуть», «Я мыслю – значит, я существую», «Мудрость – дочь опыта».

5. Дайте сравнительную характеристику ведущих стилей эпохи – барокко и классицизм – по схеме: термин, предпосылки и условия возникновения
, место возникновения, стилевые черты и способы их выражения, ведущие виды искусства.

6. Как Вы понимаете слова Ньютона: «Я никогда бы не был Ньютоном, если бы не стоял на плечах гигантов»?

7. Назовите автопортреты художников эпохи Нового времени. Почему в творчестве художников эпохи автопортрет стал занимать ведущее положение?

8. Охарактеризуйте два типа садово-парковой культуры – парк регулярный (на примере Версаля) и природный парк (на примере английских садов).

9. Проанализируйте картину на выбор: 1) Рембрандт «Возвращение блудного сына»; 2) П.П. Рубенс «Персей и Андромеда»; 3) Веласкес «Менины»; 4) Доменико Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».

10. Соотнесите термины и их определения:


Палаццо

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека

Маньеризм

Полное или частичное отпущение грехов католической церкви

Индульгенция

Название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром

Сциентизм

Западноевропейский литературно-художественный стиль XVI – первой трети XVII в. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Отличается усложнённостью, иррациональностью, манерной изощрённостью форм

Рационализм


В изобразительном искусстве сцена оплакивания Христа

Пьета

Дворец-особняк, трёхэтажное сооружение, замкнутое вокруг квадратного внутреннего двора, окружённого поэтажными аркадами, с садиком и фонтанами

Список литературы:

  1. Виппер, Б. Р. Основные пути развития художественной культуры XVII века / Б. Р. Виппер. – М., 2000.

  2. Вичьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вичьянц. – 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

  3. Долгополов, И. В. Мастера и шедевры : в 3 т. Т. 1 / И. В. Долгополов. – М. : Изобразит. искусство, 1986. – 720 с. : ил.

  4. Львова, Е. П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории) / Е. П. Львова, Н. Н. Фомина, Л. М. Некрасова. – СПб. : Питер, 2006. – 416 с. : ил.

  5. Ротенберг, Е. И. Западноевропейская живопись XVII века / Е. И. Ротенберг. – М. : Искусство, 1989. – 528 с. : ил.




Тема 16. Культура эпохи Просвещения
1. Сформулируйте определения:

  • просвещение – это эпоха …

  • просвещение – это процесс …

  • просвещение – это способ …

2. Каких учёных называют энциклопедистами? Почему в науке ХХ в. таковых почти нет?

3. Приведите примеры высказываний просветителей XVIII в. об образовании и воспитании (не менее 5).

4. Приведите примеры: 1) утопий, рисующих идеальную жизнь, созданных в XVIII в.; 2) садов и парков, созданных в XVIII веке, как воплощение идеалов «лучшей жизни».

5. Сформулируйте особенности художественного сознания эпохи Просвещения в России по плану: 1) роль и значение искусства в обществе. Идея пользы; 2) отношения между художником (творцом) и обществом. Положение художника в обществе; 3) организация художественной жизни и художественной деятельности в России Петровского периода.

6. Опираясь на портреты П.А. Демидова, А.Ф. Кокоринова,
А.Д. Ланского кисти художника Д.Г. Левицкого, охарактеризуйте тип человека просвещённого. Составьте краткую биографическую справку о каждом изображённом.

7. Сформулируйте идею «просвещенного монарха». Кого из русских царей можно назвать «просвещенным» и почему? «Прочитайте» картину «Екатерина-законодательница» Д. Левицкого (жесты, предметы, цвет, имеющие символического значение).

8. Проведите заочную экскурсию по дворцам Растрелли.

9. Соотнесите произведение искусства и автора:


Петропавловский собор

Цикл «Смольнянки»

Мраморный дворец

«Анна Иоанновна с арапчонком»

Здание Академии художеств

Скульптурный портрет
М. Ломоносова

Портрет Струйской

Конная статуя Петра I

Ринальди

Э. Фальконе

А. Ф. Кокоринов
и Ж.-Б. Валлен-Деламот

Д. Левицкий

Ф. Шубин

Ф. Рокотов

Д. Трезини

К.Б. Растрелли


10. Назовите авторов и произведения западноевропейской литературы ведущих жанров Просвещения: 1) просветительский роман; 2) философская повесть; 3) трагедия; 4) комедия.
Список литературы:

  1. Вдовин, Г. В. Персона – Индивидуальность – Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века / Г. В. Вдовин. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 248 с

  2. Виппер, Б. Р. Основные пути развития художественной культуры XVII века / Б. Р. Виппер, 2000. – 437 с.

  3. Вичьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вичьянц. – 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

  4. Евангулова, О. С. Портретная живопись в России второй половине XVIII в. / О. С. Евангулова, А. А. Карев. – М. : МГУ, 1994. – 200 с.

  5. Калязина, Н. В. Русское искусство Петровской эпохи / Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова. – Л. : Художник РСФСР, 1990. – 272 с. : ил.

  6. Краснобаев, Б. И. Очерки истории русской культуры V века / Б. И. Краснобаев. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987.– 319 с. : ил.

  7. Овсянников, Ю. М. Петр Великий. Первый русский император / Ю. М. Овсянников. – М. : АСИ-Пресс, 2001. – 240с.

  8. Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века / отв. ред. Г. Г. Поспелов. – М. : Изобраз. искусство, 1994. – 336 с. : ил.




Тема 17. Культура романтизма


  1. Раскройте смысл понятий: «байроническая личность», соната, симфония, ноктюрн, экспромт.

  2. Вставьте пропущенные слова

Историческими предпосылками возникновения романтизма были
1) произошедшая во Франции __________ года, 2) ссылка _________ на остров __________, 3) возвращение династии _______________ на престол.

Романтизм возникает в эпоху политической реакции, наступившей после поражения _______________ , после Конгресса в ______________ в ___ году, когда была поделена Европа. Поэтому основными признаками романтического искусства стали 1)__________ , 2)_________, 3) _______ .

  1. Назовите ведущих композиторов (не менее 10) эпохи романтизма и их главные произведения.

  2. Докажите, что тематика многих картин Э. Делакруа («Охота на львов», «Барка Данте», «Еврейская свадьба в Марокко», «Смерть Сарданапала» и др.) характерна для романтического видения мира.

  3. На примере судеб русских художников (на выбор: М. Лермонтов, К. Рылеев, О. Кипренский и др.) выявите новый тип художника-творца в русской романтической культуре (легендарность судьбы, отношения художника и общества, универсализм личности).

  4. Слово «денди» с трудом переводится на русский язык. Зародившись в Англии, дендизм стал популярен в России в XIX в. и приобретал окраску романтического бунтарства. Назовите признаки, по которым можно было определить денди.

  5. Перечислите исторические события, повлиявшие на возникновение романтизма в России.

  6. Заполните пропуски в таблице:




Вид искусства

Автор

Произведение







Портрет Авдулиной




К. Брюллов

Последний день Помпеи

Литература




Поэма «Светлана»




М. Глинка

Я помню чудное мгновенье

Литература




Демон




А. Бестужев-Марлинский




Живопись

А. Орловский




Музыка




Романс «Соловей»

Живопись




«Всадница»




О. Кипренский

Дмитрий Донской на Куликовом поле