Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 15. Культура Нового времени
-
Согласны ли Вы, что:
-
в культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека; -
научная картина мира, созданная в XVII в. отличается от религиозно-мифологической картины предшествующих эпох; -
Новое время – эпоха интенсивного развития философской мысли.
2. Заполните таблицу:
Географические открытия | | |
Научные открытия эпохи | | |
Технические достижения | | |
Произведения искусства | Литература | |
Архитектура | | |
Живопись | | |
Музыка | | |
Скульптура | |
3. Сравните цитаты:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. … Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире» (Пико делла Мирандола).
«…я же только рассказываю о нем и изображаю личность, отнюдь не являющуюся перлом творения, и будь у меня возможность вылепить ее заново, я бы создал ее, говоря по правде, совсем иною» (Мишель Монтень).
Как приведённые высказывания отражают противоречивость эпохи Нового времени?
4. Кто является автором цитат?
«Цель оправдывает средства», «На том стою и не могу иначе!», «Сжечь – не значит опровергнуть», «Я мыслю – значит, я существую», «Мудрость – дочь опыта».
5. Дайте сравнительную характеристику ведущих стилей эпохи – барокко и классицизм – по схеме: термин, предпосылки и условия возникновения
, место возникновения, стилевые черты и способы их выражения, ведущие виды искусства.
6. Как Вы понимаете слова Ньютона: «Я никогда бы не был Ньютоном, если бы не стоял на плечах гигантов»?
7. Назовите автопортреты художников эпохи Нового времени. Почему в творчестве художников эпохи автопортрет стал занимать ведущее положение?
8. Охарактеризуйте два типа садово-парковой культуры – парк регулярный (на примере Версаля) и природный парк (на примере английских садов).
9. Проанализируйте картину на выбор: 1) Рембрандт «Возвращение блудного сына»; 2) П.П. Рубенс «Персей и Андромеда»; 3) Веласкес «Менины»; 4) Доменико Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».
10. Соотнесите термины и их определения:
Палаццо | Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека |
Маньеризм | Полное или частичное отпущение грехов католической церкви |
Индульгенция | Название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром |
Сциентизм | Западноевропейский литературно-художественный стиль XVI – первой трети XVII в. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Отличается усложнённостью, иррациональностью, манерной изощрённостью форм |
Рационализм | В изобразительном искусстве сцена оплакивания Христа |
Пьета | Дворец-особняк, трёхэтажное сооружение, замкнутое вокруг квадратного внутреннего двора, окружённого поэтажными аркадами, с садиком и фонтанами |
Список литературы:
-
Виппер, Б. Р. Основные пути развития художественной культуры XVII века / Б. Р. Виппер. – М., 2000. -
Вичьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вичьянц. – 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с. -
Долгополов, И. В. Мастера и шедевры : в 3 т. Т. 1 / И. В. Долгополов. – М. : Изобразит. искусство, 1986. – 720 с. : ил. -
Львова, Е. П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории) / Е. П. Львова, Н. Н. Фомина, Л. М. Некрасова. – СПб. : Питер, 2006. – 416 с. : ил. -
Ротенберг, Е. И. Западноевропейская живопись XVII века / Е. И. Ротенберг. – М. : Искусство, 1989. – 528 с. : ил.
Тема 16. Культура эпохи Просвещения
1. Сформулируйте определения:
-
просвещение – это эпоха … -
просвещение – это процесс … -
просвещение – это способ …
2. Каких учёных называют энциклопедистами? Почему в науке ХХ в. таковых почти нет?
3. Приведите примеры высказываний просветителей XVIII в. об образовании и воспитании (не менее 5).
4. Приведите примеры: 1) утопий, рисующих идеальную жизнь, созданных в XVIII в.; 2) садов и парков, созданных в XVIII веке, как воплощение идеалов «лучшей жизни».
5. Сформулируйте особенности художественного сознания эпохи Просвещения в России по плану: 1) роль и значение искусства в обществе. Идея пользы; 2) отношения между художником (творцом) и обществом. Положение художника в обществе; 3) организация художественной жизни и художественной деятельности в России Петровского периода.
6. Опираясь на портреты П.А. Демидова, А.Ф. Кокоринова,
А.Д. Ланского кисти художника Д.Г. Левицкого, охарактеризуйте тип человека просвещённого. Составьте краткую биографическую справку о каждом изображённом.
7. Сформулируйте идею «просвещенного монарха». Кого из русских царей можно назвать «просвещенным» и почему? «Прочитайте» картину «Екатерина-законодательница» Д. Левицкого (жесты, предметы, цвет, имеющие символического значение).
8. Проведите заочную экскурсию по дворцам Растрелли.
9. Соотнесите произведение искусства и автора:
Петропавловский собор Цикл «Смольнянки» Мраморный дворец «Анна Иоанновна с арапчонком» Здание Академии художеств Скульптурный портрет М. Ломоносова Портрет Струйской Конная статуя Петра I | Ринальди Э. Фальконе А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот Д. Левицкий Ф. Шубин Ф. Рокотов Д. Трезини К.Б. Растрелли |
10. Назовите авторов и произведения западноевропейской литературы ведущих жанров Просвещения: 1) просветительский роман; 2) философская повесть; 3) трагедия; 4) комедия.
Список литературы:
-
Вдовин, Г. В. Персона – Индивидуальность – Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века / Г. В. Вдовин. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 248 с -
Виппер, Б. Р. Основные пути развития художественной культуры XVII века / Б. Р. Виппер, 2000. – 437 с. -
Вичьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вичьянц. – 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с. -
Евангулова, О. С. Портретная живопись в России второй половине XVIII в. / О. С. Евангулова, А. А. Карев. – М. : МГУ, 1994. – 200 с. -
Калязина, Н. В. Русское искусство Петровской эпохи / Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова. – Л. : Художник РСФСР, 1990. – 272 с. : ил. -
Краснобаев, Б. И. Очерки истории русской культуры V века / Б. И. Краснобаев. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987.– 319 с. : ил. -
Овсянников, Ю. М. Петр Великий. Первый русский император / Ю. М. Овсянников. – М. : АСИ-Пресс, 2001. – 240с. -
Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века / отв. ред. Г. Г. Поспелов. – М. : Изобраз. искусство, 1994. – 336 с. : ил.
Тема 17. Культура романтизма
-
Раскройте смысл понятий: «байроническая личность», соната, симфония, ноктюрн, экспромт. -
Вставьте пропущенные слова
Историческими предпосылками возникновения романтизма были
1) произошедшая во Франции __________ года, 2) ссылка _________ на остров __________, 3) возвращение династии _______________ на престол.
Романтизм возникает в эпоху политической реакции, наступившей после поражения _______________ , после Конгресса в ______________ в ___ году, когда была поделена Европа. Поэтому основными признаками романтического искусства стали 1)__________ , 2)_________, 3) _______ .
-
Назовите ведущих композиторов (не менее 10) эпохи романтизма и их главные произведения. -
Докажите, что тематика многих картин Э. Делакруа («Охота на львов», «Барка Данте», «Еврейская свадьба в Марокко», «Смерть Сарданапала» и др.) характерна для романтического видения мира. -
На примере судеб русских художников (на выбор: М. Лермонтов, К. Рылеев, О. Кипренский и др.) выявите новый тип художника-творца в русской романтической культуре (легендарность судьбы, отношения художника и общества, универсализм личности). -
Слово «денди» с трудом переводится на русский язык. Зародившись в Англии, дендизм стал популярен в России в XIX в. и приобретал окраску романтического бунтарства. Назовите признаки, по которым можно было определить денди. -
Перечислите исторические события, повлиявшие на возникновение романтизма в России. -
Заполните пропуски в таблице:
Вид искусства | Автор | Произведение |
| | Портрет Авдулиной |
| К. Брюллов | Последний день Помпеи |
Литература | | Поэма «Светлана» |
| М. Глинка | Я помню чудное мгновенье |
Литература | | Демон |
| А. Бестужев-Марлинский | |
Живопись | А. Орловский | |
Музыка | | Романс «Соловей» |
Живопись | | «Всадница» |
| О. Кипренский | Дмитрий Донской на Куликовом поле |