Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 838
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА
2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ
4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ
5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ
5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ
6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
В связи с двойственным характером термина «природные ресурсы» (термин отражает, с одной стороны, природное происхождение ресурсов, а с другой стороны - их хозяйственную, экономическую значимость) применяются различные классификации природных ресурсов.
По происхождению природные ресурсы подразделяются на ресурсы природных компонентов и ресурсы природно-территориальных комплексов.
Ресурсы природных компонентов - это минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные ресурсы и ресурсы животного мира.
Ресурсы природно-территориальных комплексов - это горнопромышленные, сельскохозяйственные, водохозяйственные, лесохозяйственные, селитебные (предназначенные для строительства жилых и общественных зданий), рекреационные (культурно-исторические, отдыха, туризма и т.д.) ресурсы.
По видам хозяйственной деятельности ресурсы подразделяются на ресурсы промышленного производства и ресурсы сельскохозяйственного производства.
Ресурсы промышленного производства (природное сырье) - это ресурсы следующих видов:
-
энергетические - горючие полезные ископаемые (нефть, уголь, газ и т. д.); гидроэнергоресурсы (энергия свободно падающих речных вод, приливно-волновая энергия морских вод); источники биоконверсионной энергии (топливная древесина, биогаз из отходов сельского хозяйства); ядерное сырье, используемое в ядерной энергетике; -
неэнергетические - сырье для различных отраслей промышленности или компоненты технологических процессов (полезные ископаемые, воды, используемые для промышленного водоснабжения, земли, лесные ресурсы, рыбные ресурсы и т. п.).
Ресурсы сельскохозяйственного производства - это ресурсы, используемые в создании сельскохозяйственной продукции: агроклиматические (ресурсы тепла и влаги), почвенно-земельные, растительные кормовые, водные (используемые для орошения земель и содержания скота).
По признаку исчерпаемости все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
Исчерпаемые ресурсы - это ресурсы, потребность в которых и скорость добычи которых превышают соответственно объемы и скорость их естественного восполнения. Они подразделяются на невозобновляемые, возобновляемые и относительно возобновляемые.
Невозобновляемые - это минеральные ресурсы, земельные ресурсы. Полезные ископаемые образуются по геологической шкале времени крайне медленно (сотни миллионов лет), а освоение их характеризуется все возрастающими объемами, поэтому они относятся к невозобновляемым. Земельные ресурсы, однажды нарушенные в своем естественном виде уже не восстанавливаются.
Возобновляемые ресурсы включают в себя ресурсы растительности и ресурсы животного мира, которые могут восстанавливаться естественным путем или при участии человека.
Относительно возобновляемые (не полностью возобновляемые) - эти те ресурсы, которые восстанавливаются в рамках определенного исторического отрезка времени, но их возобновляемые объемы все-таки значительно меньше объемов хозяйственного потребления. К таковым относятся: продуктивные пахотно-пригодные почвы, леса с древостоями спелого возраста, водные ресурсы (в региональном аспекте).
К неисчерпаемым ресурсам относятся климатические и водные ресурсы. Обычно их рассматривают с точки зрения ведения сельского и лесного хозяйства.
Под климатически ми ресурсами понимают запасы тепла и влаги, которыми располагает конкретная местность или регион. Общие запасы тепла, поступающие на один кв. метр поверхности планеты, в среднем равны 3,16 х 109 джоулей в год, но распределяются они неравномерно. На поверхность суши ежегодно выпадает 119 тыс. куб. километров осадков.
Водные ресурсы планеты характеризуются следующими цифрами. Земля обладает объемом воды 1,5 млрд куб. километров. Около 97 процентов этого объема приходится на Мировой океан. Объем пресных вод равен 28 млн куб. километров. Поскольку в настоящее время уже известны технологии опреснения соленых морских вод, воды Мирового океана и соленых озер следует рассматривать как потенциальные водные ресурсы, запасы которых не ограничены.
Ежегодные возобновляемые запасы пресных вод составляют 41-45 тыс. куб. километров, а расходы в хозяйственной деятельности - 4,0-4,5 тыс. куб. километров. При условии соблюдения принципа рационального использования воды этот ресурс природы можно рассматривать как неисчерпаемый. То же самое можно сказать и об атмосферном воздухе.
В настоящее время сложилась такая экологическая обстановка, что со всей остротой встал вопрос об оптимизации отношений человека с природой. Эта оптимизация осуществляется по различным направлениям, важнейшими из которых являются рациональное природопользование и охрана окружающей среды.
Под охраной природы понимается система государственных и общественных мероприятий, направленных на поддержание благоприятных для жизни условий, обеспечивающих сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.
Рациональное природопользование - система деятельности, признанная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов, условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.
На практике рациональное природопользование - это высокоэффективное хозяйствование, не приводящее к резким изменениям природно-ресурсного потенциала, к чему человечество с социально-экономической точки зрения еще не готово. Рациональное природопользование не ведет к глубоким переменам в окружающей среде, не наносит урон здоровью человека и не угрожает самой его жизни.
Знаете ли вы, что...
...Наука убедительно доказала: современный органический мир, растения и животные возникли в результате длительного процесса развития, длившегося сотни миллионов и миллиарды лет? Этот процесс называется эволюцией природы.
В течение длительного времени большинство ученых полагало, что человек - венец природы. Древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы: растения образовывали нижнюю ступеньку, рыбы находились повыше, звери - еще выше и верхняя ступенька - человек. Для обоснования этого приводились десятки доводов. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек - лишь звено в длинной цепи эволюционных преобразований, которые не имеют заданной направленности от простого к сложному; человек в этой цепи может и не быть последним звеном.
Понятие движения от простого к сложному ввели сами люди, а природа не знает целенаправленного движения, иначе ее надо наделить разумом. К тому же трудно судить, какой из живых организмов сложнее. Но важным остается тот факт, что человек наделен разумом.
Человек разумный (хомо сапиенс), в отличие от других представителей животного мира, далеко не всегда относится разумно к окружающей его природе.
Сущность человека двойственна: с одной стороны, он порожден природой и является ее частью, с другой же - он единственный из видов, который способен постигать законы природы и самого себя. И надо надеяться, что уже в ближайшем будущем человек сможет так распорядиться своими знаниями, что сумеет преодолеть экологический кризис.
Подумаем вместе о том, что...
...Известный американский публицист и эколог Барри Коммонер в своей работе «Замыкание круга» сформулировал следующие утверждения, которые иногда называют глобальными (всеобщими) экологическими законами Коммонсра:
-
Все связано со всем. -
Ничто не может исчезнуть без следа. -
Природа знает лучше. -
Ничто нельзя получить даром.
Согласны ли вы с тем, что...
...первый закон отражает существование сложнейшей сети взаимодействий в экосфере? Ведь он предостерегает от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям.
...второй закон подчеркивает ограниченность среды обитания человека? Что благодаря данному закону удается установить одну из главных причин нынешнего кризиса природной среды? Огромное количество веществ извлечено из земли; они преобразуются в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того факта, что «все куда-то девается». В результате вредные вещества накапливаются там, где их не должно быть, и пагубно влияют на природную среду.
...третий закон утверждает: структура нынешних живых существ или организация современной природной экосистемы - наилучшие в том смысле, что они были тщательно отобраны путем отбрасывания менее удачных вариантов? Что любой новый вариант будет, скорее всего, хуже ныне существующего? Закон призывает к тому, что надо быть чрезвычайно осторожным при любой попытке улучшения природы.
...четвертый закон утверждает то, что надо расплачиваться за потребление ресурсов? Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в котором ничто не может быть выиграно или потеряно; она не может являться объектом всеобщего улучшения.
Как вы думаете, почему Россия, которая обладает самыми большими в мире (на душу населения) природными ресурсами, не в состоянии обеспечить высокий жизненный уровень населения? Есть ли выход из создавшейся в последние 10 лет кризисной ситуации?
В этих четырех законах, по существу, заключается основное содержание экологии как науки о взаимосвязи живых организмов с природной средой, и в первую очередь о взаимоотношениях «человека разумного» с местом его обитания.
Вопросы и задания:
1. Что изучает экология?
2. Популяции каких животных и растений находятся в районе расположения вашего подразделения? Начните рассмотрение вопроса с казарменного городка, затем перейдите к столовой, боевым постам, местам отдыха.
3. Как взаимодействуют между собой популяции растений и животных? Популяции хищных и травоядных животных? Объясните, почему в 50-х годах XX столетия полным провалом закончилась в Китае борьба с воробьями, которые, по мнению крестьян, наносили ущерб посевам зерновых, склевывая часть зерна. Несчастных птиц уничтожали, но урожаи зерновых после этого лишь упали.
4. Приведите примеры перехода животных в состояние скрытой жизни при изменении климатических факторов. Возможна ли у человека полная остановка обмена веществ - анабиоз (от греч. она - нет, биос - жизнь)? Если нет, то зачем же некоторые богатые американцы платят большие деньги, чтобы их перевели в состояние, близкое к анабиозу, в надежде на оживление через десятки лет?
5. Есть ли разница между понятиями «место обитания» и «экологическая ниша»?
6. Какие среды обитания вы знаете?
7. Какие природные ресурсы необходимы для поддержания боеготовности и боеспособности вашего подразделения?
8. Ученые утверждают, что запасов нефти и газа хватит только на 40-50 лет. А как же тогда будут работать тепловые электростанции, двигаться автомобили, производиться синтетические материалы?
Глава 2