ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний);
е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта;
- компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом;
- с точки зрения искусственного интеллекта, знание – форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности:
= внутренняя интерпретируемость;
= структурированность;
= связность;
= семантическая метрика;
= активность;
- такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания;
ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») в знании возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества;
- именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества, основанного на знании»;
- подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей.
2.2.Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство.
а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно-эмоциональные и чувственно-сенситивные:
- «sensitive» - «воспринимаемый чувствами»;
- чувственно-сенситивная способность – способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств;
- однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития;
б) рациональное знание – высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета;
в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общей основой является практика;
- обе ступени познания имеют единую физиологическую основу – нервную систему человека;
- логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий;
- так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума;
- односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины:
= представители эмпиризма (греч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира;
= эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они – плод фантазии человека;
= в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания;
= рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта;
- под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются;
- с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать.
Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв вдет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности.
2.3. Творчество и интуиция
а) Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
- интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;
- свойства интуиции:
= неожиданность решения задачи;
= неосознанность путей и средств ее решения;
= непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов;
- виды интуиции:
= техническая;
= научная;
= обыденная;
= врачебная и т.д.
- по характеру формирования и проявления интуиции:
= основательная профессиональная подготовка;
= поисковая ситуация;
= действие у субъекта поисковой доминанты;
= наличие «подсказки».
- В последнее время встал вопрос о создании особой науки – эвристики («я нашел!»):
= эта наука ставит вопросы
о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни;
= фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости;
= они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность;
- интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения;
- такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т.к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины;
- Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения».
б) Творчество – деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека:
- творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
- творчество – выступает как единство рационального и иррационального;
- творчество не противоположно рациональности, а является ее дополнением;
- творчество протекает подсознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам;
- А.Эйнштейн говорил о том, что основные положения его теории относительности были продуктами «догадок»;
- путь интуиции - это путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям.
Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное – взаимодействующие между собой стороны познания.
а) медицинская диагностика предусматривает собой упорядоченность, направленность на кратчайшее достижение цели;
б) в медицине применяются основные философские понятия:
- врач в своей деятельности использует принцип причинности при дифференцировании внешних и внутренних причин в этиологии заболевания, его патогенезе;
-принцип единства формы и содержания
применяется при соотнесении функциональной патологии к ее структурным изменениям в организме больного;
- метод конкретизации предусматривает наполнение общей нозологической схемы заболевания конкретной симптоматикой;
- учет единства субъекта и объекта в познании дает возможность дифференцировать достоверные данные от субъективных;
- во врачебной диагностике применяется общенаучный диалектический метод познания. В частности, эволюционно-генетический, системный анализ, моделирование, прогнозирование и др.
- прогноз неразрывно связан с диагнозом и вытекающей из него схемой лечения;
- медицинская диагностика имеет свою методологию – приходится решать познавательные задачи-проблемы, принимать решения в неопределенных ситуациях; определять наилучшие пути практических действий, прогнозировать;
- при постановке диагноза необходимо определить:
= причину заболевания (этиологию) – I закон диалектики;
= сущность заболевания;
= характер протекания – II закон диалектики;
= схему лечения;
= прогнозирование – III закон диалектики;
= профилактику.
- методология врачебной диагностики определяется объектом познания – больным человеком;
- очень редко объект исследования совпадает с субъектом. При этом реализуется формула: «Лечить не болезнь, а больного».
- диагноз включает в себя следующие части:
= распознавание симптомов или синдромов (абстрактный диагноз);
= предварительный диагноз;
= клинический диагноз (достоверный);
= патологоанатомический (окончательный).
Таким образом, в данной лекции мы познакомились с азами познания и через основные философские категории вышли на методологию медицинского диагноза.
а) Наука как форма познания возникла в Новое время в XVI-XVJI вв. в момент становления капиталистического способа производства.
- Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.
- Основные свойства научной деятельности:
= универсальность;
= уникальность;
= персонифицированность;
= дисциплинированность;
= демократизм;
= коммуникабельность.
- Наука отражает мир в его развитии. Благодаря ей, образуется развивающаяся система знаний о законах мира. Наука включает в себя множество отраслей знаний.
- По степени удаленности от практики науки делят на:
= фундаментальные, характеризующиеся отсутствием прямой ориентации на практику;
= прикладные, характеризующиеся непосредственным применением результатов для решения каких-либо проблем.
б) Основные особенности научного познания.
е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта;
- компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом;
- с точки зрения искусственного интеллекта, знание – форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности:
= внутренняя интерпретируемость;
= структурированность;
= связность;
= семантическая метрика;
= активность;
- такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания;
ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») в знании возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества;
- именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества, основанного на знании»;
- подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей.
2.2.Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство.
а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно-эмоциональные и чувственно-сенситивные:
- «sensitive» - «воспринимаемый чувствами»;
- чувственно-сенситивная способность – способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств;
- однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития;
б) рациональное знание – высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета;
в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общей основой является практика;
- обе ступени познания имеют единую физиологическую основу – нервную систему человека;
- логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий;
- так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума;
- односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины:
= представители эмпиризма (греч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира;
= эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они – плод фантазии человека;
= в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания;
= рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта;
- под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются;
- с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать.
Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв вдет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности.
2.3. Творчество и интуиция
а) Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
- интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;
- свойства интуиции:
= неожиданность решения задачи;
= неосознанность путей и средств ее решения;
= непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов;
- виды интуиции:
= техническая;
= научная;
= обыденная;
= врачебная и т.д.
- по характеру формирования и проявления интуиции:
= основательная профессиональная подготовка;
= поисковая ситуация;
= действие у субъекта поисковой доминанты;
= наличие «подсказки».
- В последнее время встал вопрос о создании особой науки – эвристики («я нашел!»):
= эта наука ставит вопросы
о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни;
= фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости;
= они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность;
- интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения;
- такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т.к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины;
- Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения».
б) Творчество – деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека:
- творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
- творчество – выступает как единство рационального и иррационального;
- творчество не противоположно рациональности, а является ее дополнением;
- творчество протекает подсознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам;
- А.Эйнштейн говорил о том, что основные положения его теории относительности были продуктами «догадок»;
- путь интуиции - это путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям.
Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное – взаимодействующие между собой стороны познания.
а) медицинская диагностика предусматривает собой упорядоченность, направленность на кратчайшее достижение цели;
б) в медицине применяются основные философские понятия:
- врач в своей деятельности использует принцип причинности при дифференцировании внешних и внутренних причин в этиологии заболевания, его патогенезе;
-принцип единства формы и содержания
применяется при соотнесении функциональной патологии к ее структурным изменениям в организме больного;
- метод конкретизации предусматривает наполнение общей нозологической схемы заболевания конкретной симптоматикой;
- учет единства субъекта и объекта в познании дает возможность дифференцировать достоверные данные от субъективных;
- во врачебной диагностике применяется общенаучный диалектический метод познания. В частности, эволюционно-генетический, системный анализ, моделирование, прогнозирование и др.
- прогноз неразрывно связан с диагнозом и вытекающей из него схемой лечения;
- медицинская диагностика имеет свою методологию – приходится решать познавательные задачи-проблемы, принимать решения в неопределенных ситуациях; определять наилучшие пути практических действий, прогнозировать;
- при постановке диагноза необходимо определить:
= причину заболевания (этиологию) – I закон диалектики;
= сущность заболевания;
= характер протекания – II закон диалектики;
= схему лечения;
= прогнозирование – III закон диалектики;
= профилактику.
- методология врачебной диагностики определяется объектом познания – больным человеком;
- очень редко объект исследования совпадает с субъектом. При этом реализуется формула: «Лечить не болезнь, а больного».
- диагноз включает в себя следующие части:
= распознавание симптомов или синдромов (абстрактный диагноз);
= предварительный диагноз;
= клинический диагноз (достоверный);
= патологоанатомический (окончательный).
Таким образом, в данной лекции мы познакомились с азами познания и через основные философские категории вышли на методологию медицинского диагноза.
а) Наука как форма познания возникла в Новое время в XVI-XVJI вв. в момент становления капиталистического способа производства.
- Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.
- Основные свойства научной деятельности:
= универсальность;
= уникальность;
= персонифицированность;
= дисциплинированность;
= демократизм;
= коммуникабельность.
- Наука отражает мир в его развитии. Благодаря ей, образуется развивающаяся система знаний о законах мира. Наука включает в себя множество отраслей знаний.
- По степени удаленности от практики науки делят на:
= фундаментальные, характеризующиеся отсутствием прямой ориентации на практику;
= прикладные, характеризующиеся непосредственным применением результатов для решения каких-либо проблем.
б) Основные особенности научного познания.