ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Основной задачей научного познания является выведение объективных законов действительности, законов мышления, познания.
- Целью научного познания является раскрытие объективной истины, постигаемой рациональными методами. Следовательно, для научного познания характерна объективность.
- Наука ориентирована на воплощение ее достижений в практику.
- Гносеологически научное познание является сложным и противоречивым процессом воспроизводства знаний. Научное знание непрерывно воспроизводит свои элементы на собственной основе и формирует их в соответствии со своими принципами.
- Вспомогательными средствами в процессе научного познания являются приборы, инструменты и другое научное оборудование. Кроме того, для науки характерно использование методов логики, математики, диалектики.
- Научное познание характеризуется доказательностью, обоснованностью результатов, достоверностью выводов.
в) Специфика познания социальных явлений.
- одним из своеобразных видов научного познания является социальное познание, содержащее два аспекта: любое познание всегда социально;
- один из видов научного познания, предмет которого – социальные явления и процессы.
- Разделение наук на «точные» и «гуманитарные» условное, поскольку они являются ветвями науки, как единого целого.
- Предметом социального познания является «мир человека».
- Социальное познание взаимосвязано с предметными (оценка явлений) и субъективными (установки, нормы) ценностями. Данные ценности указывают на человечески значимое значение определенных явлений действительности.
- Социальное познание ориентировано на «качественную окраску событий», то есть исследование явлений происходит со стороны качества.
- В социальном познании используется абстракции, то есть большое значение уделяется мышлению, его формам, принципам и методам.
г) Исторический характер науки и научного познания.
- Науке предшествует преднаука (доклассический этап), где рождаются элементы (предпосылки) науки (зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме). Именно преднаука и является исходным пунктом естествознания.
- Наука в своем становлении прошла три основных этапа:
= классический;
= неклассический;
= постнеклассический (современный).
- Классическая наука (XVII-XIXвв.) стремилась элиминировать все, относящееся к субъекту, средством ее деятельности.
- Неклассическая наука (нач. XXв.) характеризуется разработкой релятивистской и квантовой теории, опровержением объективизма классической науки.
- Постнеклассическая наука (вторая половина XXв.) характеризуется включенностью субъективной деятельностью в «тело знания».
а) В составе науки различают:
= науку переднего края;
= твердое ядро науки;
= историю науки.
б) Элементы структуры научного познания:
= фактический материал, взятый из эмпирического опыта;
= результаты первоначального концептуального его общения в понятиях и других абстракциях;
= основанные на фактах проблемы и научные предположения;
= вырастающие из них законы и теории;
= философские установки;
= социокультурные основания;
= методы и нормы научного познания;
= стиль мышления.
в) Идеалы и нормы научного познания.
- Нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных установок, свойственных науке на определенном историческом этапе ее развития.
- Функцией норм и идеалов научного познания является организация и регуляция процесса научного исследования и его оптимизация.
- Единство норм и идеалов научного познания выражает понятие «стиль мышления».
- Научное познание есть развивающаяся система знаний, включающая два основных уровня: эмпирический и теоретический:
= эмпирический уровень характеризуется живым созерцанием, рациональным моментом и его формами на этом уровне объект проявляется со стороны внешних связей.
= теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и др. На этом уровне объект осваивается с помощью абстракций «высшего порядка».
- Разграничение теоретического и эмпирического уровней познания условно, так как эти уровни взаимосвязаны.
г) Проблема – гипотеза – теория
- Проблема – форма знания, изучающая непознанное человеком, но необходимое для дальнейшего применения.
- Проблема есть процесс включающий ее постановку и решение. Решение проблемы является моментом развития знания.
- Гипотеза – форма знания, включающая предположение, сформулированное на основе ряда факторов. Данная форма знания нуждается в доказательстве.
- Гипотеза характеризуется вероятностными знаниями.
- Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
- Всякая теоретическая система должна отвечать двум основным требованиям: непротиворечивости и верифицируемости опровержимости.
- Любая теория должна соответствовать реальным фактам; следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.
- Различают основные элементы теории:
= исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы;
= идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;
= логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знания;
= совокупность законов и утверждений, выведенных из положений данной теории.
а) Синтетическая функция – объединение отдельных,достоверныхзнаний в единую, целостную систему.
б) Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей данного явления.
в) Методологическая функция – на основании теории создаются многообразные способы исследовательской деятельности.
- Предсказательная функция – предвидение.
- Практическая функция – характеризуется стремлением к воплощению в практику.
Вопрос четвертый. Методология научного познания
1. Общая характеристика.
- Метод – способ социальной деятельности в любой ее форме.
- Значение методологии:
= система определенных способов, приемов и операций;
= учение об этой системе, теория метода.
- Метод есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действий.
- Каждый метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой.
- Теория отражает действительность и трансформируется в метод посредством определенных правил и приемов.
2. Многоуровневая концепция методологического знания.
а) Философские методы: диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменальный, герменевтический и др.
- Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы.
б) Три основные формы диалектики:
- античная;
- немецкая идеалистическая;
- материалистическая.
в) Категории диалектики – понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны и отношения реальной действительности и познания.
г) Вторым методом является метафизический.
- Основные значения «метафизики»:
= философия как наука о всеобщем; основа – учение Аристотеля «о первых родах сущего»;
= онтология – учение о бытии как таковом;
= философский способ познания и действия.
- Характерной чертой метафизики является односторонность, абсолютизация одной стороны живого процесса познания.
- Исторические формы метафизики:
= старая метафизика (философская наука XVII-XIXвв.);
= новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие.
Виды метафизики:
= идеализм;
= сенсуализм;
= рационализм;
= эмпиризм и т.д.
б) Общенаучные подходы и методы исследования получили развитие в ХХв. Они являются промежуточной методологией между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.
в) Частно-научные методы - совокупность способов, принципов познания, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи.
г) Дисциплинарные методы – системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки.
д) Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегральных способов, нацеленных на стыки научных дисциплин.
е) Научные методы теоретического исследования:
- Формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме, созданном для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания.
- Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы.
- Гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез
ж) Общечеловеческие методы и приемы исследований;
- анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и их объединение в единое целое;
- абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с выделением интересующих исследователя свойств;
- идеализация – мысленный процесс образования абстрактных объектов;
- индукция – движение мысли от единичного к общему;
- дедукция – движение мысли от общего к единичному;
- аналогия – установление общего сходства в некоторых свойствах нетождественных объектов;
- моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте;
- системный подход - совокупность общенаучных, методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Вопрос пятый. Наука и общество
- Возрастание роли знания в жизни общества сопровождается усилением знания наук, анализирующих знание и методы исследования. К этим наукам относятся: теория познания, методология, социология науки.
- Наука развивается по собственным закономерностям, включающим преемственность, чередование спокойных и переломных периодов развития, сочетание процессов дифференциации и интеграции, расширение процесс компьютеризации, усиление ее роли в жизнедеятельности общества.
- Для представителей русской религиозной философии был характерен широкий диапазон оценок возможностей науки. Основоположником этой философии был В.Соловьев. Он говорил, что наука является важнейшим элементом цельного знания. Она составляет синтез с теологией и философией.
- Н.А.Бердяев писал, что наука является одним из питающих источников философии, но философия не должна быть «служанкой» у науки. Он критиковал процесс механического переноса методов математики и естествознания в социальные науки.
- Л.Шестов говорил, что опыт шире, чем научный опыт, и наряду с научными существуют и ненаучные способы отыскания истины, которые не ограничиваются современными методологиями.
- Методолог П.Фейерабенд развил идеи Н.Бердяева и Л.Шестова о роли науки в обществе. Он считал, что значение и роль разума не следует слишком преувеличивать и нужно уравнять науку с религией и другими духовными направлениями.