Файл: 1 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Основной задачей научного познания является выведение объективных законов действительности, законов мышления, познания.

- Целью научного познания является раскрытие объективной истины, постигаемой рациональными методами. Следовательно, для научного познания характерна объективность.

- Наука ориентирована на воплощение ее достижений в практику.

- Гносеологически научное познание является сложным и противоречивым процессом воспроизводства знаний. Научное знание непрерывно воспроизводит свои элементы на собственной основе и формирует их в соответствии со своими принципами.

- Вспомогательными средствами в процессе научного познания являются приборы, инструменты и другое научное оборудование. Кроме того, для науки характерно использование методов логики, математики, диалектики.

- Научное познание характеризуется доказательностью, обоснованностью результатов, достоверностью выводов.

в) Специфика познания социальных явлений.

- одним из своеобразных видов научного познания является социальное познание, содержащее два аспекта: любое познание всегда социально;

- один из видов научного познания, предмет которого – социальные явления и процессы.

- Разделение наук на «точные» и «гуманитарные» условное, поскольку они являются ветвями науки, как единого целого.

- Предметом социального познания является «мир человека».

- Социальное познание взаимосвязано с предметными (оценка явлений) и субъективными (установки, нормы) ценностями. Данные ценности указывают на человечески значимое значение определенных явлений действительности.

- Социальное познание ориентировано на «качественную окраску событий», то есть исследование явлений происходит со стороны качества.

- В социальном познании используется абстракции, то есть большое значение уделяется мышлению, его формам, принципам и методам.

г) Исторический характер науки и научного познания.

- Науке предшествует преднаука (доклассический этап), где рождаются элементы (предпосылки) науки (зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме). Именно преднаука и является исходным пунктом естествознания.

- Наука в своем становлении прошла три основных этапа:

            = классический;


            = неклассический;

            = постнеклассический (современный).

- Классическая наука (XVII-XIXвв.) стремилась элиминировать все, относящееся к субъекту, средством ее деятельности.

- Неклассическая наука (нач. XXв.) характеризуется разработкой релятивистской и квантовой теории, опровержением объективизма классической науки.

- Постнеклассическая наука (вторая половина XXв.) характеризуется включенностью субъективной деятельностью в «тело знания».

 а) В составе науки различают:

            = науку переднего края;

            = твердое ядро науки;

            = историю науки.

б) Элементы структуры научного познания:

            = фактический материал, взятый из эмпирического опыта;

            = результаты первоначального концептуального его общения в понятиях и других абстракциях;

            = основанные на фактах проблемы и научные предположения;

            = вырастающие из них законы и теории;

            = философские установки;

            = социокультурные основания;

            = методы и нормы научного познания;

            = стиль мышления.

в) Идеалы и нормы научного познания.

- Нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных установок, свойственных науке на определенном историческом этапе ее развития.

- Функцией норм и идеалов научного познания является организация и регуляция процесса научного исследования и его оптимизация.

- Единство норм и идеалов научного познания выражает понятие «стиль мышления».

- Научное познание есть развивающаяся система знаний, включающая два основных уровня: эмпирический и теоретический:

            = эмпирический уровень характеризуется живым созерцанием, рациональным моментом и его формами на этом уровне объект проявляется со стороны внешних связей.

            = теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и др. На этом уровне объект осваивается с помощью абстракций «высшего порядка».

- Разграничение теоретического и эмпирического уровней познания условно, так как эти уровни взаимосвязаны.

г) Проблема – гипотеза – теория

- Проблема – форма знания, изучающая непознанное человеком, но необходимое для дальнейшего применения.



- Проблема есть процесс включающий ее постановку и решение. Решение проблемы является моментом развития знания.

- Гипотеза – форма знания, включающая предположение, сформулированное на основе ряда факторов. Данная форма знания нуждается в доказательстве.

- Гипотеза характеризуется вероятностными знаниями.

- Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

- Всякая теоретическая система должна отвечать двум основным требованиям: непротиворечивости и верифицируемости опровержимости.

- Любая теория должна соответствовать реальным фактам; следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.

- Различают основные элементы теории:

            = исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы;

            = идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

            = логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знания;

            = совокупность законов и утверждений, выведенных из положений данной теории.

а) Синтетическая функция – объединение отдельных,достоверныхзнаний в единую, целостную систему.

б) Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей данного явления.

в) Методологическая функция – на основании теории создаются многообразные способы исследовательской деятельности.

- Предсказательная функция – предвидение.

Практическая функция – характеризуется стремлением к воплощению в практику.

 

Вопрос  четвертый. Методология научного познания

 

1. Общая характеристика.

- Метод – способ социальной деятельности в любой ее форме.

Значение методологии:

            = система определенных способов, приемов и операций;

            = учение об этой системе, теория метода.

- Метод есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действий.

- Каждый метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой.

- Теория отражает действительность и трансформируется в метод посредством определенных правил и приемов.

2. Многоуровневая концепция методологического знания.


а) Философские методы: диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменальный, герменевтический и др.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы.

б) Три основные формы диалектики:

- античная;

- немецкая идеалистическая;

- материалистическая.

в) Категории диалектики – понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны и отношения реальной действительности и познания.

г) Вторым методом является метафизический.

- Основные значения «метафизики»:

            = философия как наука о всеобщем; основа – учение Аристотеля «о первых родах сущего»;

            = онтология – учение о бытии как таковом;

            = философский способ познания и действия.

- Характерной чертой метафизики является односторонность, абсолютизация одной стороны живого процесса познания.

- Исторические формы метафизики:

            = старая метафизика (философская наука XVII-XIXвв.);

            = новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие.

Виды метафизики:

            = идеализм;

            = сенсуализм;

            = рационализм;

            = эмпиризм и т.д.

б) Общенаучные подходы и методы исследования получили развитие в ХХв. Они являются промежуточной методологией между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

в) Частно-научные методы -  совокупность способов, принципов познания, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи.

г) Дисциплинарные методы – системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки.

д) Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегральных способов, нацеленных на стыки научных дисциплин.

е) Научные методы теоретического исследования:

- Формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме, созданном для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания.

- Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы.

- Гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез


ж) Общечеловеческие методы и приемы исследований;

- анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и их объединение в единое целое;

- абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с выделением интересующих исследователя свойств;

- идеализация – мысленный процесс образования абстрактных объектов;

- индукция – движение мысли от единичного к общему;

- дедукция – движение мысли от общего к единичному;

- аналогия – установление общего сходства в некоторых свойствах нетождественных объектов;

- моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте;

- системный подход -  совокупность общенаучных, методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

 

 

Вопрос пятый.  Наука и общество

 

- Возрастание роли знания в жизни общества сопровождается усилением знания наук, анализирующих знание и методы исследования. К этим наукам относятся: теория познания, методология, социология науки.

Наука развивается по собственным закономерностям, включающим преемственность, чередование спокойных и переломных периодов развития, сочетание процессов дифференциации и интеграции, расширение процесс компьютеризации, усиление ее роли в жизнедеятельности общества.

- Для представителей русской религиозной философии был характерен широкий диапазон оценок возможностей науки. Основоположником этой философии был В.Соловьев. Он говорил, что наука является важнейшим элементом цельного знания. Она составляет синтез с теологией и философией.

Н.А.Бердяев писал, что наука является одним из питающих источников философии, но философия не должна быть «служанкой» у науки. Он критиковал процесс механического переноса методов математики и естествознания в социальные науки.

- Л.Шестов говорил, что опыт шире, чем научный опыт, и наряду с научными существуют и ненаучные способы отыскания истины, которые не ограничиваются современными методологиями.

Методолог П.Фейерабенд развил идеи Н.Бердяева и Л.Шестова о роли науки в обществе. Он считал, что значение и роль разума не следует слишком преувеличивать и нужно уравнять науку с религией и другими духовными направлениями.