Файл: 1 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Критике разума уделяет большое внимание общественно-философское течение – постмодернизм. Оно ставит под сомнение науку как особый способ познания и как ядро всей культуры. Оно обвиняет науку в объективизме, редукционизме, в отрыве субъекта познания от объекта.

- В связи с возрастанием роли научного познания в современном мире возникло два противоположных направления: сциентизм и антисциентизм. Для сциентизма характерно возвышение роли науки в мире. Его представители рекомендуют внедрять науку в качестве эталона социальной ценности.

- Для антисциентизма характерна философско-мировоззренческая позиция. Сторонники данной позиции резко критикуют науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс.

- Нужно отметить, что одна и другая позиции содержат рациональные зерна. И объединив эти рациональные моменты, можно определить более точное место и роль науки в мире.

- Углубление взаимодействия науки, техники и производства является характерной чертой современного общественного развития:

            = наука обгоняет развитие техники и становится ведущей силой прогресса;

            = отмечается всестороннее развитие науки и проникновение ее во все сферы общественной жизни;

            = наука в большей степени ориентируется на человека, на развитие его интеллекта, творческих способностей.

- Рост интереса к социальным, человеческим аспектам привел к возникновению новой дисциплины – этики науки, занимающейся изучением соответствия научных теорий красоте и гармонии.

Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели структурно-функциональную систему научного познания.

К структурно – функциональной системе I закона диалектики мы отнесли его:

                        - основные понятия;

                        - аксиомы;

                        - функции.

 

1.1. Основные понятия I закона диалектики

           

- противоположности (единство и борьба противоположностей);

- противоречие (как возникновение, развитие, разрешение и взаимопереход противоположностей);

- взаимоотрицание, взаимозависимость, взаимоотношение.

 

1.2. Свойства I закона диалектики.

фундаментальность (всеобщность): действует без исключений, всеобще и однозначно во всех формах жизни (природы, общества, сознания):


            - при одних и тех же условиях действует на глубинном фундаментальном уровне живой материи, поэтому он есть явление:

            = объективное (действует непременно и однозначно);

            = необходимое (закономерное для всех форм жизни);

            = сущностное (работает с внутренними противоречиями живой материи);

            = устойчивое (действует одинаково при одних и тех же условиях);

            = повторяющееся (неизменное).

Именно эти свойства I закона диалектики позволяют его использовать в исследовательской деятельности.

 

1.3. Функции I закона диалектики

-действует на всех уровнях Вселенной;

- поддерживает фундаментальное свойство живой материи – ее «вечное движение» (и утверждает: «движение - вечно», а «покой - относителен»);

- работает только с внутренним источником движения и развития всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных);

- функционирует как противоречивый механизм существования всех форм живой материи (объективный и субъективный реальности);

- является всеобщим механизмом зарождения всех форм и видов живой материи – их первоисточником (без исключений);

- поддерживает целостность, причинность рождения, закономерность явлений живой материи (в медицине – гомеостаз, равновесие внутренней среды организма);

- имеет свое морфологическое выражение, то есть, визуализирует свой противоречивый механизм действия (имеет свои проявления в объективном и субъективном мире).

2.1. Общая (базовая) характеристика материалистической диалектики.

В базовых характеристиках рассмотрим несколько аспектов:

- правильнее говорить не «диалектика», а «материалистическая диалектика» или «диалектический материализм». Это объясняется тем, что история диалектики насчитывает около трех тысяч лет, но «диалектический материализм» - это ее последний и самый высший уровень (связан с именами К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина);

- В настоящее время материалистическая диалектика – это теория и метод исследовательской деятельности. Поэтому она называется диалектической логикой познания;

- диалектическая логика – это структурно – логическая схема (система) мыслительной деятельности мозга: законы и категории диалектики – это глубина и направления мышления;

- диалектико – материалистическое мышление – это высший уровень мыслительной деятельности мозга. Мыслить диалектически – это мыслить фундаментально. То есть, развитый мозг мыслит диалектически. Отсюда прикладное значение материалистической диалектики в конкретном знании – клиническое мышление; инженерное мышление;

политическое и военно-стратегическое мышление; управленческое мышление; этическое и эстетическое мышление; идеологическое мышление; религиозное, философское и научное мышление и др.;

- научность современного диалектического мышления доказана:

            = физикой (волновая, электромагнитная, квантовая, биофизика, ядерная и др.);

            = кибернетикой (механизмы саморегуляции, самоорганизации и самовоспроизводства любых явлений живой материи, нелинейное и синергетическое развитие процессов в природе и обществе, мышлении и сознании);

- успехами современной биохимии и цитологии (электронная гистохимия, электронная радиоавтография, гистоэнзимология, люминесцентная микроскопия и др.);

- технологическим уровнем развития онкологии, кардиологии, всех хирургических и терапевтических специальностей;

- развитием генетики, нанотехнологий и т.д.

Таким образом, диалектический материализм на сегодняшний день стал универсальной и всеобщей методологией научного познания.

В целом: методологический потенциал диалектики заключается в следующем:

- она способна критически осмыслить любые полярности (противоположности, противоречия);

- она стала логикой и теорией познания (по Э.В.Ильенкову);

- она превратилась в общенаучный метод  познания, а все остальные науки – частноконкретные ; они между собой взаимодействуют как «общее - частное» (по Б.М. Кедрову).

а) Методическое замечание: в этом вопросе надо исходить из универсального (от слова «универсум» - Космос, Вселенная) и всеобщего характера законов диалектики. То есть, они действуют на всех уровнях и во всех видах и формах живой материи (в мире физическом, химическом, биологическом, социальном, психическом).

                                     NB: даже будущие науки (изучающие живую материю) будут возникать и 

                                           действовать на основе и в рамках этих трех законов диалектики.

б) Более того, физиологами (зарубежными и отечественными) в рамках «Теории общей патологии» доказано, что здоровье и болезнь развиваются тоже по этим трем законам диалектики. Приведем два примера из учебника Д.С.Саркисова «Очерки истории общей патологии» (с.190);

           - Р.Вирхов (отечественный патологоанатом): «Нет никакого существенного различия между физиологическими и патологическими законами, а также и между силою и материею, посредством которых происходит здоровая и больная жизнь, находится только очень существенное различие в условиях, при которых проявляются общие жизненные законы и при которых действуют сила и материя тела
» (Дано: по Д.С.Саркисову, с.190).



   Методическое замечание 1: чтобы понять значение диалектики для медицинского знания и образования, необходимо применить метод «сравнение и аналогия», то есть, увидеть связь между диалектикой и клиническим мышлением врача. Для этого надо:

           - установить терминологические аналогии диалектики и медицины;

           - показать место и методологическую роль диалектической исследовательской логики в медицинском познании. Приведем примеры в

             таблицах (1,2).

 

Таб.1


Законы диалектики

 

Диалектическое понятие любого явления живой материи

Его клинический аналог (при квалификации болезни)

а) I закон – закон противоречия (единства и борьбы противоположностей):

      - это закон источника и зарождения причины;

      - это закон причинный.

а) I закон – закон этиологии болезни:

      - это закон источника и причины заболевания;

     - это закон этиологический (причинный)

б) II закон – закон развития (перехода количественных изменений в качественные):

      - это закон «вечного движения» живой материи;

      - это закон развития зародившегося в противоречиях явления;

     -  закон скачков и меры.

б) II закон – закон патогенеза:

      - это закон развития заболевания;

      - это закон скачков (мутаций) и меры (в фармакологии);

      - выясняет приспособительные механизмы организма.

в) III закон – закон эволюции (отрицания отрицания):

      - это закон триединства эволюционных процессов: он объединяет в себе все три закона и показывает дальнейшую эволюцию объекта.

в) III закон – это закон эпидемиологический:

      - это закон эволюционирования болезни;

      - это закон распространения болезни.

 

 

 

Методическое замечание 2: студент – медик должен не только понять и усвоить смысл и назначение законов диалектики, но и уметь применить их в качестве логической основы клинического мышления врача при анализе заболевания. В качестве примера еще раз покажем философский и медицинский смысл законов диалектики в таблице 2.

 

Табл.2

Философский и медицинский смысл законов материалистической диалектики (сравнительный анализ)

 

Назначение законов диалектики в философии

Действие законов диалектики в медицине

а) Задача I закона диалектики – закона противоречия (в виде единства и борьбы противоположностей) – это:

     - раскрывать (вскрывать, находить) источник (первопричину) зарождения любых процессов в окружающем мире;

     - диалектико-материалистическая теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (зарождение) любых видов материального мира возникает в результате взаимодействия двух противоположностей, дающих противоречие:

          = в математике – «плюс-минус»;

          = в физике: «частица - античастица», «симметрия – асимметрия», «гравитация - антигравитация»;

          = в химии: оксиданты – антиоксиданты и др.;

          = в физиологии: «возбуждение - торможение» и т.д.

а) По логической схеме I закона диалектики:

     - болезнь возникает в результате взаимодействия двух противоположностей – «повреждающий фактор – защитноприспособительные силы организма»;

     - врач должен быть теоретически грамотным и знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов и состояние иммунитета и т.п.);

    - врач должен учитывать и противоположное действие лекарства на организм пациента (по противоречивой схеме терапевтическое – токсическое);

     - необходимо запомнить: в медицине I закон диалектики – «закон противоречия»  - это теоретическая, схема регуляции функций - важнейшего механизма поддержания гомеостаза в биоорганизме.

б) II закон диалектики – это:

     - теория развития любых явлений и процессов живой материи (окружающей среды) на двух ее уровнях:

          = объективной реальности (явлений физических, химических, биологических);

          = субъективной реальности (идеальной, духовной сферы – психических процессов, состояний, свойств);

     - исследуя развитие любых объектов объективной и субъективной реальности, II закон диалектики фиксирует и управляет количественными и качественными изменениями самого процесса развития, его внутренние взаимопереходы

                 NB: современная кибернетика доказала, что не только количество в процессе развития переходит в качество, но и достигнутое качество также детерминирует (обусловливает, определяет) количественные векторы его дальнейшего развития.

     - в соответствии с теорией кибернетики в процессе развития любого объекта работают кибернетические механизмы:

          = саморегуляции;

          = самоорганизации;

          = самовоспроизводства.

     - кибернетика доказала, что любой процесс развития – это синергетический процесс, когда развитие идет нелинейно (скачкообразно);

     - во II законе диалектики научно разработаны «теория меры» и «теория скачка» в ходе процесса развития объекта;

     - II закон диалектики функционирует там, где есть развитие, в любых развивающихся объектах живой материи (окружающего мира и среды);

     - II закон диалектики начинает функционировать сразу же в момент зарождения какого-либо объекта или явления на основе двух противоположностей в их противоречивом единстве;

     - «теория скачка» во II законе диалектики может быть применена для исследования мутаций в эпидемиологии.

б) II закон диалектики хорошо «работает» в медицине с развивающимися патологическими процессами и функциональными расстройствами биоорганизма;

     - диалектические категории «количество», «качество», «мера», «скачок» (как терминальные точки процесса развития патогенеза) дифференцируют состояние биоорганизма на «болезнь» и «здоровье», что указывает на различные качества «нормы» и «патологии»;

     - II закон диалектики фиксирует количественные (накопительные) изменения в патогенезе, которые предшествуют качественным (осложнениям). Руководствуясь данными знаниями, врач предупреждает момент перехода в другое качество (на уровень осложнения). Необходимо вспомнить превентивную (предупредительную) медицину;

     - II закон диалектики – это теоретическая схема механизма компенсаторно-приспособительных реакций в физиологии;

     - в фармакологии «мера» - это доза! Парацельс: лекарство и яд отличаются дозой – все зависит от количества принятого лекарства.

     - не только нормогенез в формировании здоровья, но и патогенез (процесс болезни, расстройство здоровья) в своем развитии находятся (если их не лечить) в состоянии самовоспроизводства, самоорганизации и саморегуляции

          = Патофизиолог А.И.Полунин (1856) отметил: «… различие здорового и больного тела заключается только в разнице условий, при которых обнаруживаются законы жизни».

          = Р.Вирхов (патологоанатом): «болезнь сама по себе, оторванная от жизни, быть не может. Общее основание всех явлений, как здоровых, так и болезненных, есть только сама жизнь».

          = К.Бернар (патофизиолог): «нет никакого коренного различия между природой явлений физиологических, патологических и терапевтических. Все эти явления происходят по законам, которые будучи свойственны живой материи, тождественны по своей сущности и различаются только вследствие различных условий, в которых обнаруживаются явления».

          = И.В. Давыдовский (патологоанатом), 1969г.: «фактически нет ни одного патологического процесса, который не имел бы своего прототипа в физиологии» (Цит. По Д.С.Саркисову, с. 189 - 190).

в) III закон диалектики – закон эволюции (закон «отрицания отрицания») является не только одним из всеобщих законов диалектики, он синтезирует в себе I и II законы диалектики воедино;

     - в III законе диалектики сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции развивающихся процессов всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных, идеальных, психических);

     - III закон диалектики – это структурно – логическая матрица механизма эволюции;

     - III закон эволюции синтезирует и обеспечивает не только преемственность и скачкообразность переходов на новый уровень эволюции на линейном, но и на нелинейном (в форме спирали), что доказано кибернетикой и синергетикой.

     - III закон диалектики – закон эволюции (процесса) какого – либо объекта строится по следующей схеме:

          = как данное явление возникло?

          = какие этапы в своем развитии оно прошло?

          = какие черты при этом оно приобрело?

          = какие черты обнаружило?

          = чем оно стало теперь?

в) Патогенез функционирует по формуле Гегеля «тезис – антитезис - синтез» или «позиция – антипозиция – их синтез»:

          = «здоровье – болезнь - выздоровление»;

          = «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотиков – измененная микрофлора»;

     - в соответствии с III законом диалектики о процессах эволюции в патогенезе раскрываются тенденции развития болезни и выздоровления;

     - точно по III закону диалектики в патогенезе заболевания раскрываются взаимосвязи и преемственность его этапов;

     - согласно III закону диалектики причина и механизм поступательного развития любых объектов – это отрицание старых форм новыми:

          = восходящее развитие – организм человека развивается и крепнет;

          = нисходящее развитие – организм, меньше развиваясь, слабеет и дряхнет;

          = хаотичное развитие – состояние организма не имеет направленности (ежедневное отмирание старых кровяных клеток и возникновение новых);

     Обеспечивается наследственное развитие патологических процессов и заболеваний.