ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Критике разума уделяет большое внимание общественно-философское течение – постмодернизм. Оно ставит под сомнение науку как особый способ познания и как ядро всей культуры. Оно обвиняет науку в объективизме, редукционизме, в отрыве субъекта познания от объекта.
- В связи с возрастанием роли научного познания в современном мире возникло два противоположных направления: сциентизм и антисциентизм. Для сциентизма характерно возвышение роли науки в мире. Его представители рекомендуют внедрять науку в качестве эталона социальной ценности.
- Для антисциентизма характерна философско-мировоззренческая позиция. Сторонники данной позиции резко критикуют науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс.
- Нужно отметить, что одна и другая позиции содержат рациональные зерна. И объединив эти рациональные моменты, можно определить более точное место и роль науки в мире.
- Углубление взаимодействия науки, техники и производства является характерной чертой современного общественного развития:
= наука обгоняет развитие техники и становится ведущей силой прогресса;
= отмечается всестороннее развитие науки и проникновение ее во все сферы общественной жизни;
= наука в большей степени ориентируется на человека, на развитие его интеллекта, творческих способностей.
- Рост интереса к социальным, человеческим аспектам привел к возникновению новой дисциплины – этики науки, занимающейся изучением соответствия научных теорий красоте и гармонии.
Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели структурно-функциональную систему научного познания.
К структурно – функциональной системе I закона диалектики мы отнесли его:
- основные понятия;
- аксиомы;
- функции.
1.1. Основные понятия I закона диалектики
- противоположности (единство и борьба противоположностей);
- противоречие (как возникновение, развитие, разрешение и взаимопереход противоположностей);
- взаимоотрицание, взаимозависимость, взаимоотношение.
1.2. Свойства I закона диалектики.
- фундаментальность (всеобщность): действует без исключений, всеобще и однозначно во всех формах жизни (природы, общества, сознания):
- при одних и тех же условиях действует на глубинном фундаментальном уровне живой материи, поэтому он есть явление:
= объективное (действует непременно и однозначно);
= необходимое (закономерное для всех форм жизни);
= сущностное (работает с внутренними противоречиями живой материи);
= устойчивое (действует одинаково при одних и тех же условиях);
= повторяющееся (неизменное).
Именно эти свойства I закона диалектики позволяют его использовать в исследовательской деятельности.
1.3. Функции I закона диалектики
-действует на всех уровнях Вселенной;
- поддерживает фундаментальное свойство живой материи – ее «вечное движение» (и утверждает: «движение - вечно», а «покой - относителен»);
- работает только с внутренним источником движения и развития всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных);
- функционирует как противоречивый механизм существования всех форм живой материи (объективный и субъективный реальности);
- является всеобщим механизмом зарождения всех форм и видов живой материи – их первоисточником (без исключений);
- поддерживает целостность, причинность рождения, закономерность явлений живой материи (в медицине – гомеостаз, равновесие внутренней среды организма);
- имеет свое морфологическое выражение, то есть, визуализирует свой противоречивый механизм действия (имеет свои проявления в объективном и субъективном мире).
2.1. Общая (базовая) характеристика материалистической диалектики.
В базовых характеристиках рассмотрим несколько аспектов:
- правильнее говорить не «диалектика», а «материалистическая диалектика» или «диалектический материализм». Это объясняется тем, что история диалектики насчитывает около трех тысяч лет, но «диалектический материализм» - это ее последний и самый высший уровень (связан с именами К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина);
- В настоящее время материалистическая диалектика – это теория и метод исследовательской деятельности. Поэтому она называется диалектической логикой познания;
- диалектическая логика – это структурно – логическая схема (система) мыслительной деятельности мозга: законы и категории диалектики – это глубина и направления мышления;
- диалектико – материалистическое мышление – это высший уровень мыслительной деятельности мозга. Мыслить диалектически – это мыслить фундаментально. То есть, развитый мозг мыслит диалектически. Отсюда прикладное значение материалистической диалектики в конкретном знании – клиническое мышление; инженерное мышление;
политическое и военно-стратегическое мышление; управленческое мышление; этическое и эстетическое мышление; идеологическое мышление; религиозное, философское и научное мышление и др.;
- научность современного диалектического мышления доказана:
= физикой (волновая, электромагнитная, квантовая, биофизика, ядерная и др.);
= кибернетикой (механизмы саморегуляции, самоорганизации и самовоспроизводства любых явлений живой материи, нелинейное и синергетическое развитие процессов в природе и обществе, мышлении и сознании);
- успехами современной биохимии и цитологии (электронная гистохимия, электронная радиоавтография, гистоэнзимология, люминесцентная микроскопия и др.);
- технологическим уровнем развития онкологии, кардиологии, всех хирургических и терапевтических специальностей;
- развитием генетики, нанотехнологий и т.д.
Таким образом, диалектический материализм на сегодняшний день стал универсальной и всеобщей методологией научного познания.
В целом: методологический потенциал диалектики заключается в следующем:
- она способна критически осмыслить любые полярности (противоположности, противоречия);
- она стала логикой и теорией познания (по Э.В.Ильенкову);
- она превратилась в общенаучный метод познания, а все остальные науки – частноконкретные ; они между собой взаимодействуют как «общее - частное» (по Б.М. Кедрову).
а) Методическое замечание: в этом вопросе надо исходить из универсального (от слова «универсум» - Космос, Вселенная) и всеобщего характера законов диалектики. То есть, они действуют на всех уровнях и во всех видах и формах живой материи (в мире физическом, химическом, биологическом, социальном, психическом).
NB: даже будущие науки (изучающие живую материю) будут возникать и
действовать на основе и в рамках этих трех законов диалектики.
б) Более того, физиологами (зарубежными и отечественными) в рамках «Теории общей патологии» доказано, что здоровье и болезнь развиваются тоже по этим трем законам диалектики. Приведем два примера из учебника Д.С.Саркисова «Очерки истории общей патологии» (с.190);
- Р.Вирхов (отечественный патологоанатом): «Нет никакого существенного различия между физиологическими и патологическими законами, а также и между силою и материею, посредством которых происходит здоровая и больная жизнь, находится только очень существенное различие в условиях, при которых проявляются общие жизненные законы и при которых действуют сила и материя тела
» (Дано: по Д.С.Саркисову, с.190).
Методическое замечание 1: чтобы понять значение диалектики для медицинского знания и образования, необходимо применить метод «сравнение и аналогия», то есть, увидеть связь между диалектикой и клиническим мышлением врача. Для этого надо:
- установить терминологические аналогии диалектики и медицины;
- показать место и методологическую роль диалектической исследовательской логики в медицинском познании. Приведем примеры в
таблицах (1,2).
Таб.1
Законы диалектики
Диалектическое понятие любого явления живой материи | Его клинический аналог (при квалификации болезни) |
а) I закон – закон противоречия (единства и борьбы противоположностей): - это закон источника и зарождения причины; - это закон причинный. | а) I закон – закон этиологии болезни: - это закон источника и причины заболевания; - это закон этиологический (причинный) |
б) II закон – закон развития (перехода количественных изменений в качественные): - это закон «вечного движения» живой материи; - это закон развития зародившегося в противоречиях явления; - закон скачков и меры. | б) II закон – закон патогенеза: - это закон развития заболевания; - это закон скачков (мутаций) и меры (в фармакологии); - выясняет приспособительные механизмы организма. |
в) III закон – закон эволюции (отрицания отрицания): - это закон триединства эволюционных процессов: он объединяет в себе все три закона и показывает дальнейшую эволюцию объекта. | в) III закон – это закон эпидемиологический: - это закон эволюционирования болезни; - это закон распространения болезни. |
Методическое замечание 2: студент – медик должен не только понять и усвоить смысл и назначение законов диалектики, но и уметь применить их в качестве логической основы клинического мышления врача при анализе заболевания. В качестве примера еще раз покажем философский и медицинский смысл законов диалектики в таблице 2.
Табл.2
Философский и медицинский смысл законов материалистической диалектики (сравнительный анализ)
Назначение законов диалектики в философии | Действие законов диалектики в медицине |
а) Задача I закона диалектики – закона противоречия (в виде единства и борьбы противоположностей) – это: - раскрывать (вскрывать, находить) источник (первопричину) зарождения любых процессов в окружающем мире; - диалектико-материалистическая теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (зарождение) любых видов материального мира возникает в результате взаимодействия двух противоположностей, дающих противоречие: = в математике – «плюс-минус»; = в физике: «частица - античастица», «симметрия – асимметрия», «гравитация - антигравитация»; = в химии: оксиданты – антиоксиданты и др.; = в физиологии: «возбуждение - торможение» и т.д. | а) По логической схеме I закона диалектики: - болезнь возникает в результате взаимодействия двух противоположностей – «повреждающий фактор – защитноприспособительные силы организма»; - врач должен быть теоретически грамотным и знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов и состояние иммунитета и т.п.); - врач должен учитывать и противоположное действие лекарства на организм пациента (по противоречивой схеме терапевтическое – токсическое); - необходимо запомнить: в медицине I закон диалектики – «закон противоречия» - это теоретическая, схема регуляции функций - важнейшего механизма поддержания гомеостаза в биоорганизме. |
б) II закон диалектики – это: - теория развития любых явлений и процессов живой материи (окружающей среды) на двух ее уровнях: = объективной реальности (явлений физических, химических, биологических); = субъективной реальности (идеальной, духовной сферы – психических процессов, состояний, свойств); - исследуя развитие любых объектов объективной и субъективной реальности, II закон диалектики фиксирует и управляет количественными и качественными изменениями самого процесса развития, его внутренние взаимопереходы NB: современная кибернетика доказала, что не только количество в процессе развития переходит в качество, но и достигнутое качество также детерминирует (обусловливает, определяет) количественные векторы его дальнейшего развития. - в соответствии с теорией кибернетики в процессе развития любого объекта работают кибернетические механизмы: = саморегуляции; = самоорганизации; = самовоспроизводства. - кибернетика доказала, что любой процесс развития – это синергетический процесс, когда развитие идет нелинейно (скачкообразно); - во II законе диалектики научно разработаны «теория меры» и «теория скачка» в ходе процесса развития объекта; - II закон диалектики функционирует там, где есть развитие, в любых развивающихся объектах живой материи (окружающего мира и среды); - II закон диалектики начинает функционировать сразу же в момент зарождения какого-либо объекта или явления на основе двух противоположностей в их противоречивом единстве; - «теория скачка» во II законе диалектики может быть применена для исследования мутаций в эпидемиологии. | б) II закон диалектики хорошо «работает» в медицине с развивающимися патологическими процессами и функциональными расстройствами биоорганизма; - диалектические категории «количество», «качество», «мера», «скачок» (как терминальные точки процесса развития патогенеза) дифференцируют состояние биоорганизма на «болезнь» и «здоровье», что указывает на различные качества «нормы» и «патологии»; - II закон диалектики фиксирует количественные (накопительные) изменения в патогенезе, которые предшествуют качественным (осложнениям). Руководствуясь данными знаниями, врач предупреждает момент перехода в другое качество (на уровень осложнения). Необходимо вспомнить превентивную (предупредительную) медицину; - II закон диалектики – это теоретическая схема механизма компенсаторно-приспособительных реакций в физиологии; - в фармакологии «мера» - это доза! Парацельс: лекарство и яд отличаются дозой – все зависит от количества принятого лекарства. - не только нормогенез в формировании здоровья, но и патогенез (процесс болезни, расстройство здоровья) в своем развитии находятся (если их не лечить) в состоянии самовоспроизводства, самоорганизации и саморегуляции = Патофизиолог А.И.Полунин (1856) отметил: «… различие здорового и больного тела заключается только в разнице условий, при которых обнаруживаются законы жизни». = Р.Вирхов (патологоанатом): «болезнь сама по себе, оторванная от жизни, быть не может. Общее основание всех явлений, как здоровых, так и болезненных, есть только сама жизнь». = К.Бернар (патофизиолог): «нет никакого коренного различия между природой явлений физиологических, патологических и терапевтических. Все эти явления происходят по законам, которые будучи свойственны живой материи, тождественны по своей сущности и различаются только вследствие различных условий, в которых обнаруживаются явления». = И.В. Давыдовский (патологоанатом), 1969г.: «фактически нет ни одного патологического процесса, который не имел бы своего прототипа в физиологии» (Цит. По Д.С.Саркисову, с. 189 - 190). |
в) III закон диалектики – закон эволюции (закон «отрицания отрицания») является не только одним из всеобщих законов диалектики, он синтезирует в себе I и II законы диалектики воедино; - в III законе диалектики сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции развивающихся процессов всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных, идеальных, психических); - III закон диалектики – это структурно – логическая матрица механизма эволюции; - III закон эволюции синтезирует и обеспечивает не только преемственность и скачкообразность переходов на новый уровень эволюции на линейном, но и на нелинейном (в форме спирали), что доказано кибернетикой и синергетикой. - III закон диалектики – закон эволюции (процесса) какого – либо объекта строится по следующей схеме: = как данное явление возникло? = какие этапы в своем развитии оно прошло? = какие черты при этом оно приобрело? = какие черты обнаружило? = чем оно стало теперь? | в) Патогенез функционирует по формуле Гегеля «тезис – антитезис - синтез» или «позиция – антипозиция – их синтез»: = «здоровье – болезнь - выздоровление»; = «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотиков – измененная микрофлора»; - в соответствии с III законом диалектики о процессах эволюции в патогенезе раскрываются тенденции развития болезни и выздоровления; - точно по III закону диалектики в патогенезе заболевания раскрываются взаимосвязи и преемственность его этапов; - согласно III закону диалектики причина и механизм поступательного развития любых объектов – это отрицание старых форм новыми: = восходящее развитие – организм человека развивается и крепнет; = нисходящее развитие – организм, меньше развиваясь, слабеет и дряхнет; = хаотичное развитие – состояние организма не имеет направленности (ежедневное отмирание старых кровяных клеток и возникновение новых); Обеспечивается наследственное развитие патологических процессов и заболеваний. |