ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
посредник (даже посредствующие звенья), которые:
= преобразования Лоренца сводят к преобразованиям Галилея, либо их выводят из преобразований Галилея.
- Квантовая механика: противоречие между «волной» и «корпускулой». Именно их посредник приводит их единую систему, физическую целостность и придает этой «парочке» теоретическую завершенность.
- Химия: химические взаимодействия «противоположностей» - это этапы перехода из одного агрегатного состояния в другое, через их промежуточные звенья (вода – лед – пар и т.п.).
- В обществе: в четвертом вопросе данной лекции в полном визуальном объеме представлены общественные противоречия, структурированные по социальным сферам жизни.
По мнению З.М.Оруджева научная заслуга Гегеля состоит в том, что он смог обнаружить общую структуру (алгоритм) переходных состояний и явлений как тождества противоположностей и их понимания мозгом (их формальным, модельным, визуальным выражением в мышлении).
Кроме того, по Гегелю «противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей» (Дано по: Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1, с.94).
NB: изучая Гегеля, В.И.Ленин отметил:
«Видимо и здесь главное для Гегеля -
наметить переходы… и не только переходы,
но и тождество противоположностей -
вот что для Гегеля главное»
б) Методические замечания, которые студент должен заучить:
1. По Гегелю: противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей».
2. Материалистическая диалектика: противоречие, единство противоположностей есть фундаментальное свойство живой материи и главное содержание отражающего эти процессы человеческого мышления.
3. Материалистическая диалектика: диалектическое противоречие – это опосредованное единство противоположностей.
4. И.Кант: «Противоположности – не крайняя степень различия, не «законченное различие» (по Аристотелю), они отличаются друг от друга качественно».
5. Диалектический материализм: высоко оценивает теорию Гегеля о конкретном диалектическом тождестве (противоположностей), так как для развития характерно именно конкретное тождество – оно находится и в изменении, и тождественно самому себе.
6. Аристотель: «у противоречия нет ничего промежуточного (имеется в виду формально-логическое противоречие - дизъюнкция), тогда как у противоположностей оно возможно, то ясно, что противоречие и противоположность не одно и то же».
7. Формальная и диалектическая логика:
- формально – логическое противоречие (дизъюнкция) действительно выполняет разрушительную функцию (как источник антагонизма, непримиримости) и стало применяться для анализа противоречий не в живой природе, а для противоборствующих классов, цивилизаций, сторон общества, глобальных противоречий.
- диалектическое противоречие – это условие существования и развития явления (объекта, предмета, знания); оно есть такое обстоятельство, без учета которого нельзя понять ни механизм бытия материального мира, ни мышление как их отражение.
- в формальной логике противоречие – это (по Аристотелю) прямое столкновение двух непримиримых позиций (дизъюнкций) в виде формулы «Тезис – антитезис (либо-либо)»;
- в диалектической логике противоречие – это формула Гегеля «тезис – антитезис – их синтез» (т.е. разрешение противоречия), т.к. по Гегелю «всякое противоречие должно быть разрешено».
NB: смысл диалектического (более гибкого и пластичного) противоречия (в отличие
от жесткого – в последствии названным антагонистическим) был впервые в истории философии сформулирован И.Кантом, но только Гегель смог первым изобразить структуру диалектического противоречия («тезис – антитезис - синтез») на базе уже появившейся в его время научной концепции развития.
8. И.Кант: предупреждал об имеющихся логических ошибках и умении избегать т.н. «амфиболию», превращающую «идею в мнимое представление об объекте, эмпирически данном и, следовательно, познаваемом согласно законам опыта». (Дано по: И.Кант. Соч. в шести томах, т.3. – с.446)
NB: З.М.Оруджев уточнил эту мысль И.Канта: нельзя
познавать идеальные предметы (т.е. нематериальные – психические: смыслы, мысли, видение, ценности и т.п.) эмпирическими методами, применяемыми для изучения материи – физики, химии, биологии.
9. Гегель: «В структуре противоречий всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль».
10. Гегель
: о разрешении противоречия: «во всех случаях третий элемент в структуре вещей смягчает, нейтрализует противоположности и в этом заключается разрешение любого противоречия».
NB: для Гегеля «диалектика опосредования» -
рациональный момент мышления. В дальнейшем К.Маркс включил «диалектику опосредования» в свою концепцию и переработал ее в научную теорию. В результате: «Опосредование противоположностей стало специфической особенностью диалектических противоречий в отличие от формально - логических».
NB: если диалектические противоречия имеют место
в объективном мире живой материи и допускаются в теории диалектического материализма то формально – логического противоречия в природе нет, что запрещается и в сфере мышления.
11. Формально-логическое противоречие (дизъюнкция) – это две взаимоисключающие позиции.
- Диалектическое противоречие – это опосредованное промежуточными звеньями наличие противоположностей.
NB: в дизъюнктивных (формально-логических)
противоречиях «посредников» нет, а в диалектических есть в обязательном порядке (как механизмах их жизненности). Напомним: в физиологии такой «посредник» - это гомеостаз, теорию которого надо знать, более того, биоэволюционное опосредование противоположностей подтверждено естествознанием, а философская догадка об этом механизме живой материи считается высшим уровнем мышления.
12. Логика анализа противоречий в диалектике:
- первое: нельзя отождествлять противоположности друг с другом (например, повышенное и пониженное АД – у них разные причины);
- второе: так как противоположности связаны между собой посредствующими связями, то их надо дифференцировано находить и отдельно исследовать.
- анализ противоположностей (с их «посредниками») всегда осуществляется методами той науки, к которой они относятся.
- научный анализ (в любом виде знания) начинается с выявления противоречий – механизма этого знания и их разрешения. И никакого другого способа сформулировать адекватные действительности понятия нет. Анализировать противоречие – это анализировать движение и жизненность самого исследуемого предмета.
- диалектика не «терпит» противоречия, а разрешает их.
Напомним, что живая материя – это две реальности:
- объективная реальность
(физический мир, химический мир, биологический мир, общество);
-субъективная реальность (идеальный мир: сознание, мышление, психика).
Методическая справка: изучив морфологию I закона диалектики, студент-медик должен понять, что овладение этим материалом формирует:
- диалектическую гибкость мышления вообще и клинического мышления врача, в частности;
- обостренную восприимчивость к социальным противоречиям, а также и к противоположной регуляции функций биоорганизма;
- ощущение позитивных и негативных сторон (тенденций) объектов любой природы, в том числе – общества и организма.
Формы противоречивого функционирования всех видов живой материи
Таб.3
А теперь мы приведем примеры противоречивого взаимодействия внутри биоорганизма.
= преобразования Лоренца сводят к преобразованиям Галилея, либо их выводят из преобразований Галилея.
- Квантовая механика: противоречие между «волной» и «корпускулой». Именно их посредник приводит их единую систему, физическую целостность и придает этой «парочке» теоретическую завершенность.
- Химия: химические взаимодействия «противоположностей» - это этапы перехода из одного агрегатного состояния в другое, через их промежуточные звенья (вода – лед – пар и т.п.).
- В обществе: в четвертом вопросе данной лекции в полном визуальном объеме представлены общественные противоречия, структурированные по социальным сферам жизни.
По мнению З.М.Оруджева научная заслуга Гегеля состоит в том, что он смог обнаружить общую структуру (алгоритм) переходных состояний и явлений как тождества противоположностей и их понимания мозгом (их формальным, модельным, визуальным выражением в мышлении).
Кроме того, по Гегелю «противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей» (Дано по: Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1, с.94).
NB: изучая Гегеля, В.И.Ленин отметил:
«Видимо и здесь главное для Гегеля -
наметить переходы… и не только переходы,
но и тождество противоположностей -
вот что для Гегеля главное»
б) Методические замечания, которые студент должен заучить:
1. По Гегелю: противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей».
2. Материалистическая диалектика: противоречие, единство противоположностей есть фундаментальное свойство живой материи и главное содержание отражающего эти процессы человеческого мышления.
3. Материалистическая диалектика: диалектическое противоречие – это опосредованное единство противоположностей.
4. И.Кант: «Противоположности – не крайняя степень различия, не «законченное различие» (по Аристотелю), они отличаются друг от друга качественно».
5. Диалектический материализм: высоко оценивает теорию Гегеля о конкретном диалектическом тождестве (противоположностей), так как для развития характерно именно конкретное тождество – оно находится и в изменении, и тождественно самому себе.
6. Аристотель: «у противоречия нет ничего промежуточного (имеется в виду формально-логическое противоречие - дизъюнкция), тогда как у противоположностей оно возможно, то ясно, что противоречие и противоположность не одно и то же».
7. Формальная и диалектическая логика:
- формально – логическое противоречие (дизъюнкция) действительно выполняет разрушительную функцию (как источник антагонизма, непримиримости) и стало применяться для анализа противоречий не в живой природе, а для противоборствующих классов, цивилизаций, сторон общества, глобальных противоречий.
- диалектическое противоречие – это условие существования и развития явления (объекта, предмета, знания); оно есть такое обстоятельство, без учета которого нельзя понять ни механизм бытия материального мира, ни мышление как их отражение.
- в формальной логике противоречие – это (по Аристотелю) прямое столкновение двух непримиримых позиций (дизъюнкций) в виде формулы «Тезис – антитезис (либо-либо)»;
- в диалектической логике противоречие – это формула Гегеля «тезис – антитезис – их синтез» (т.е. разрешение противоречия), т.к. по Гегелю «всякое противоречие должно быть разрешено».
NB: смысл диалектического (более гибкого и пластичного) противоречия (в отличие
от жесткого – в последствии названным антагонистическим) был впервые в истории философии сформулирован И.Кантом, но только Гегель смог первым изобразить структуру диалектического противоречия («тезис – антитезис - синтез») на базе уже появившейся в его время научной концепции развития.
8. И.Кант: предупреждал об имеющихся логических ошибках и умении избегать т.н. «амфиболию», превращающую «идею в мнимое представление об объекте, эмпирически данном и, следовательно, познаваемом согласно законам опыта». (Дано по: И.Кант. Соч. в шести томах, т.3. – с.446)
NB: З.М.Оруджев уточнил эту мысль И.Канта: нельзя
познавать идеальные предметы (т.е. нематериальные – психические: смыслы, мысли, видение, ценности и т.п.) эмпирическими методами, применяемыми для изучения материи – физики, химии, биологии.
9. Гегель: «В структуре противоречий всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль».
10. Гегель
: о разрешении противоречия: «во всех случаях третий элемент в структуре вещей смягчает, нейтрализует противоположности и в этом заключается разрешение любого противоречия».
NB: для Гегеля «диалектика опосредования» -
рациональный момент мышления. В дальнейшем К.Маркс включил «диалектику опосредования» в свою концепцию и переработал ее в научную теорию. В результате: «Опосредование противоположностей стало специфической особенностью диалектических противоречий в отличие от формально - логических».
NB: если диалектические противоречия имеют место
в объективном мире живой материи и допускаются в теории диалектического материализма то формально – логического противоречия в природе нет, что запрещается и в сфере мышления.
11. Формально-логическое противоречие (дизъюнкция) – это две взаимоисключающие позиции.
- Диалектическое противоречие – это опосредованное промежуточными звеньями наличие противоположностей.
NB: в дизъюнктивных (формально-логических)
противоречиях «посредников» нет, а в диалектических есть в обязательном порядке (как механизмах их жизненности). Напомним: в физиологии такой «посредник» - это гомеостаз, теорию которого надо знать, более того, биоэволюционное опосредование противоположностей подтверждено естествознанием, а философская догадка об этом механизме живой материи считается высшим уровнем мышления.
12. Логика анализа противоречий в диалектике:
- первое: нельзя отождествлять противоположности друг с другом (например, повышенное и пониженное АД – у них разные причины);
- второе: так как противоположности связаны между собой посредствующими связями, то их надо дифференцировано находить и отдельно исследовать.
- анализ противоположностей (с их «посредниками») всегда осуществляется методами той науки, к которой они относятся.
- научный анализ (в любом виде знания) начинается с выявления противоречий – механизма этого знания и их разрешения. И никакого другого способа сформулировать адекватные действительности понятия нет. Анализировать противоречие – это анализировать движение и жизненность самого исследуемого предмета.
- диалектика не «терпит» противоречия, а разрешает их.
Напомним, что живая материя – это две реальности:
- объективная реальность
(физический мир, химический мир, биологический мир, общество);
-субъективная реальность (идеальный мир: сознание, мышление, психика).
Методическая справка: изучив морфологию I закона диалектики, студент-медик должен понять, что овладение этим материалом формирует:
- диалектическую гибкость мышления вообще и клинического мышления врача, в частности;
- обостренную восприимчивость к социальным противоречиям, а также и к противоположной регуляции функций биоорганизма;
- ощущение позитивных и негативных сторон (тенденций) объектов любой природы, в том числе – общества и организма.
Формы противоречивого функционирования всех видов живой материи
Таб.3
Объективная реальность (материальный, физический мир) | Субъективная реальность (идеальный мир) | |
Природа | Общество | Мышление, сознание, психика |
1. Математика: - центр – периферия; - плюс – минус; - умножение – деление; - равенство – неравенство; - абсцисс – ординат (оси); - симметрия – ассиметрия; - катет – гипотенуза. 2. Физика: - частица – античастица; - электрон – протон; - материя – сознание; - материя – антиматерия; - гравитация – антигравитация; - ядерный – термоядерный (синтез) и т.д. 3. Химия: - лекарство – яд; - оксиданты – антиоксиданты; - пробиотики – антибиотики; - синтез – распад; - катализатор – ингибитор; - катаболизм – анаболизм; - щелочь – кислота и др. 4. Биохимическая генетика: - альфа – спираль – бета (α – β); - донор – акцептор и др. 5. Общая биология: - биосфера – абиосфера; - адаптация – дезадаптация (отвыкание); - эукариоты – прокариоты; - макроспора – микроспора; - экзогенный – эндогенный. 6. Генетика: - наследственность – изменчивость; - врожденное – приобретенное; - ДНК – РНК; - гомогенность – гетерогенность; - хроматин – ахроматин; - гомозигота – гетерозигота; - генотип – фенотип; - рибоза – дезоксирибоза и др. 6. Биохимия: - катаболизм – анаболизм; - ассимиляция – диссимиляция; - алкалоз – асцидоз; - донор – акцептор и др. 7. Гистология: - митоз – амитоз; - слияние – деление (клетки); - клеточная – неклеточная (формы жизни); - экзокринный – эндокринный (железы); - прямое – непрямое (деление ядра - клетки); 8. Анатомия: - убыстрение – замедление (полового созревания); - возрождение – отмирание; - однополые – двуполые и др. 9. Физиология: - возбуждение – торможение; - гипоксия – гипероксия; - старение – омоложение; - разрушение – регенерация; - распад – синтез; - гипертония – гипотония; - отторжение – приживление; - эндокринный – экзокринный; - супинаторы – пронаторы; - локальный – диффузный; - болезнь – ремиссия; - афферентный – эфферентный; - тахикардия – брадикардия и др. | 1. Социальная сфера: - изгой – лидер; - национальный – интернациональный; - социальный – антисоциальный; - антагонистический – неантагонистический; - война – мир; - революция – эволюция; - интеграция – дезинтеграция (социальная); - капитализм – социализм; - регресс – прогресс (социальный); - мужской – женский (социальные роли); - глобальный – локальный; - коллективизм – индивидуализм; - общинное – индивидуальное; - общественный – антиобщественный (о поведении); - коллективизм – отчужденность; - равенство – неравенство (социальное); - справедливость – несправедливость (социальные); - враг – друг; - здоровый – больной; - грамотный – безграмотный; - образованный – необразованный; - открытое – закрытое (тоталитарное общество); - кризис – антикризис; - культура – антикультура; - порядок – хаос (социальный); - управление – неуправляемость (разруха); - рабовладелец – раб; - господин – подчиненный; - власть – подчинение. 2. Экономика: - производство – потребление; - производительные силы – производственные отношения; - цена – себестоимость; - капиталист – трудящийся; - капитализм – социализм; - спрос – предложение; - прибыль – зарплата; - угнетение – свобода; - интеграция – дезинтеграция. 3. Идеологическая сфера: - патриот – предатель; - убийца – защитник; - трус – храбрец; - разрушительный – созидательный (о сознании); - глобальный – локальный. 4. Политическая сфера: - зависимость – независимость; - прогресс – регресс; - глобальный – локальный; - война – мир; - правда – обман; - каратель – жертва; - материальное – идеальное (ценности); - конструктивное – деконструктивное (мировоззрение); - регресс – прогресс; - враг – друг; - партнер – противник; - демократия – централизм; - демократия – тоталитаризм. 5. Правовая сфера: - разрушение – созидание (о поведении); - конструктивное – деструктивное (сознание); - социальное – антисоциальное (поведение); - убийца – жертва; - ложь – истина; - правовой – неправовой (о поведении); - справедливость – несправедливость; - кризис – антикризис; - правовая культура – бескультурные; - правовой порядок – хаос. 6. Культурная сфера: - культура – антикультура; - ухоженный – неухоженный; - уважение – неуважение; - воспитанный – невоспитанный; - добрый – недобрый; - жестокий – мягкий; - хамство – порядочность; - порядочность – непорядочность; -жадный – нежадный и др. | - материя – сознание; - физическое – психическое; - материальное – идеальное; - абстиненция (самоподавление) – возбуждение; - абулия – активность; - авторитарный – безвольный; - любовь – ненависть; - враждебность – доброжелательность; - адаптация – дезадаптация; - адаптация – отвыкание; - авторитетный – незначительный; - враждебность – доброжелательность; - аддикция (зависимость) – свобода; - активность – лень; - альтруизм(бескорыстие) – корысть; - апатия – заинтересованность; - сосредоточенность – рассеянность; - аттракция (влечение) – отвращение; - сознательное – бессознательное; - бред – здравомыслие; - вера – безверие; - воля – безволие; - воображение – действительность; - восприятие – невосприятие; - видение – невидение; - понимание – непонимание; - гениальность – бездарность; - рациональный – иррациональный; - умный – глупый; - депрессия – радость; - импульсивный – сдержанный; - индивидуальность – общность; - инсайт (озарение) – затемнение (сознания); - интеллигентность – хамство; - экстраверсия – интроверсия; - инфантилизм – зрелость; - комплекс неполноценности – чувство собственного достоинства; - лабильность – устойчивость; - мазохизм – садизм; - мышление – созерцание; - невротизм – спокойствие; - девиация – адекватность; - отчуждение – вовлеченность и др. - прагматика – этика; - гармония – дисгармония; - прекрасное – безобразное; - истина – ложь; - этичное – неэтичное; - эстетичное – неэстетичное; - красивое – некрасивое; - злой – незлой; - добрый – недобрый; - агрессивный – спокойный; - жадный – бескорыстный; - гуманизм – антигуманизм и др. - ценности – антиценности и др. |
А теперь мы приведем примеры противоречивого взаимодействия внутри биоорганизма.