ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическое замечание 2: студенту-медику необходимо запомнить, что все три закона диалектики функционируют не «по очереди», а сразу и одномоментно закладываются и начинают функционировать.
3.1. Суть I закона диалектики:
- во-первых, это основной закон диалектики, так как:
= он есть «суть и ядро» диалектики;
= он – причинный (то есть, уровень действия I закона диалектики – этиологический (причинный);
- во-вторых, в качестве этиологического (причинного) I закон диалектики – это:
= закон первоначала живой материи;
= он есть «начало начал», зарождение объекта в живой материи;
= он – первоисточник в любом развитии (вскрывает источник и причину развития).
- в-третьих, суть I закона диалектики – это утверждение противоречивой сущности всей живой материи. Живая материя зарождается как противоречие, развивается как противоречие и эволюционирует как противоречие. I закон диалектики всегда там, где есть противоречие.
3.2.Виды противоречия
7) Противоречия бывают:
а) внутренние – противоборство (столкновение) сторон, тенденций внутри самого объекта материи;
б) внешние – противоречия между различными объектами (определяющими противоречиями являются внутренние);
в) основное – определяет всю совокупность других противоположностей;
г) неосновное – это производное противоречие, результат и следствие основного;
д) антагонистические противоречия – это социальные противоречия (нередко разрешаемые революцией);
е) неантагонистические противоречия, их разрешение возможно (диалектические):
- через реформирование;
- эволюционные преобразования;
- усовершенствование объекта (процесса, явления).
8) Взаимопереход противоречий:
- неантагонистические противоречия (при определенных условиях) можно перерабатывать в антагонистические;
- антагонизм может ослабевать и превращаться в неантагонистическое противоречие.
NB: антагонизм (противоположности) – это фундаментальное свойство материи.
3.3. Формально – логическое и диалектическое противоречия: структурно-функциональное различие
Противоречие в формальной логике | Противоречие в диалектической логике |
- противоречие – это ошибка в мышлении; нарушает ход нормального мышления, заблуждение, форма незнания; - выдвигает принцип недопустимости противоречий; - противоречие – это «внешнее» явление; - противоречие – это две противоположных мысли в одно и то же время; - противоречие устраняется субъективно; - противоречие – это исключающие друг друга утверждения; - между противоположностями нет посредника (в медицине - гомеостаза). | - появление противоречия не зависит от воли; - нет мышления без противоречий; - противоречие в естественной природе рождается внутри объекта; - между противоположностями есть посредник (в медицине – это гомеостаз); - противоречие невозможно устранить субъективными рецептами; - противоречие – главное содержание развития идей, гипотез, теорий; - противоречие – это опосредованное промежуточным звеном единство противоположностей (в медицине - гомеостаз). |
Обе логики правы, так как каждая говорит о своих противоречиях. И здесь диалектическая позиция в том, что противоречия как формы мышления – это отражение реальных, предметных противоречий всех видов живой материи.
3.4. Гносеологические корни противоречия
В теоретической философии «противоречие» - это понятие двух логик – формальной и диалектической. В истории философии «формальная логика» была сформирована Аристотелем, а диалектическая в ХХв. и представляет собой новейший уровень в истории диалектики.
а) Аристотель смотрел на мозг с его мыслительной деятельностью как на биологический вид материи (наряду с физическим и химическим миром). Это во-первых.
- во-вторых, мозг, мышление, сознание – это социокультурные образования, формировавшиеся в процессе миллионов лет биоэволюции как вид живой материи
;
- в третьих, в результате этой биоэволюции человеческий мозг с его мыслительными функциями стал высшим уровнем развития живой материи. Вся живая материя (физический и химический мир) изначально развивалась в сторону биоэволюции и появления в будущем психики (смотрим таблицу Леонтьева – Фабри в лекции №3 «Основы НИР», где даны этапы, виды и формы этой эволюции – от одноклеточных до человеческого мозга с его сознанием и мышлением»).
- в – четвертых, поскольку мозг человека эволюционировал в рамках и на основе физической и химической форм живой материи, появившихся исторически раньше, то вполне естественно, что в нем проходят физические (например, электрические и др.) и химические процессы.
- в – пятых, поскольку мозг – это живая биоматерия, то можно сказать, что материя разумна, умеет мыслить и мозг – это модель «мыслящей материи», это ее свойство.
б) концепция Аристотеля:
- наблюдая за деятельностью человеческого мозга, Аристотель понял, что мозг функционирует в трех формах:
= «конъюкция»: ее формула: «А+В+С…». Это объединительная функция мышления мозга;
= «дизъюкция»: ее формула: «либо А – либо В», «или А – или В».Это разъединительная функция мышления мозга (в будущем - антагонизм);
= «импликация»: ее формула: «А → В», читается: «если А, то В». Это в определенной мере также связующая функция мышления мозга. Т.е., Аристотель зафиксировал деятельность человеческого мышления в трех формах (за прошедшие три тысячелетия четвертой формы так и не зафиксировано наукой).
в) Итак, среди трех форм мышления Аристотель зафиксировал две интегративных, позитивных формы и одну («дизъюнкцию») – дезинтегративную, т.е. альтернативное мышление.
В основе альтернативы он отметил две противоположности, противоречивую оппозицию, ведущие к противоречию. То есть, мозг за миллионы лет своей эволюции научился мыслить противоположностями и даже противоречиями. Думаем, что это – «наследие», «родимые пятна» противоречивого развития физического мира («частица - античастица», «гравитация - антигравитация» и т.п.) и химического мира (оксиданты – антиоксиданты и т.п.).
То есть, противоречивое развитие любых видов живой материи – это ее фундаментальная матрица, экзистенциальная основа ее жизнедеятельности.
3.5. Типы противоречий
а) Антагонистическое противоречие от Аристотеля до Гегеля «противоречие вело свое начало в рамках формальной логики от «дизъюнкции», как альтернативное, взаимоисключающая форма мышления».
Позже, когда две цивилизации – капитализм и социализм – стали анализироваться как «дизъюнктивные», то есть, как абсолютно альтернативные, взаимоисключающие, то в этом случае был применен термин «антагонистический». Этот термин применяется исключительно в общественных науках для анализа непримиримых социальных противоречий.
Характеризуя антагонистическую борьбу двух противоположных цивилизаций, В.И.Ленин предупреждал, что «буржуазия нигде и никогда не сдается без боя и чем ближе к смерти, тем сильнее сопротивляется». Это сущность антагонизма как такового. В.И.Ленин считал, что с победой социализма антагонизм в обществе исчезнет, но внутренние противоречия социализма останутся как источник его развития.
Если вспомнить этимологию понятия «антагонистический», то чисто формально понятие «агонист» (от лат. agnista) – это соперник, а также «антагонист» (от греч. antagonistes) – «соперник», «конкурент», «противник».
Понятие «антагонист» используется в фармакологии, теории общей патологии.
б) Диалектическое противоречие в I законе
В диалектике важнейший ее принцип – это признание противоречия движущей силой развития, ее «душой». Диалектика всегда там, где есть противоречие.
Из истории диалектики известно, что ни в работах Гегеля, ни у К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина термин «диалектическое противоречие» почти не употребляется. Они пишут просто о противоречии. Хотя само понимание диалектического противоречия как опосредованного единства противоположностей начало зарождаться еще в древние времена.
Здесь необходимо обратить внимание: вырисовывается и «критерий» диалектического противоречия – «опосредованное единство противоположностей». То есть, отличительный признак диалектического противоречия от антагонистического (вышедшего из формальной логики, из дизъюнкции) – это наличие «определенного посредника». Советский философ в области диалектического материализма З.М.Оруджев всегда утверждал, что в структуре противоречий (имелись в виду диалектические противоречия) «
всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль».
NB: З.М.Оруджев предупреждал относительно
«третьего элемента» и его очень видимой
и узнаваемой функции. Он писал: «Но во
всех случаях третий элемент в структуре
вещей смягчает, нейтрализует противоположности
и в этом заключается разрешение любого
противоречия. Опосредование, следовательно,
не способ осуществления, а способ снятия
противоречия». То есть, надо запомнить:
«посредник» - это механизм (или природный способ)
«снятия противоречия».
Примеры:
- в электричестве: между высоким и низким напряжением в роли посредника выступает техническое устройство под названием «стабилизатор»;
- в психике: напряжение снимается во время сказанным нужным словом, умением поддержать человека в трудную минуту;
- в физике: траектория планеты – это отношение противоположности «центростремительного» и «центробежного» движений. Посредствующее звено между ними – «тангенциальная сила». Именно поэтому эти противоположности не парализуют друг друга, а разрешаются в определенную форму движения.
- в ядерной физике: в разных сферах естественного мира система промежуточных звеньев, естественно, будет иная.
Примеры:
- связь между атомным весом химических элементов (количество) и их свойствами (качество) опосредована наличием протонов в ядре и электронной оболочки атомов;
- в изотопах такая связь опосредована уже не протонами, а нейтронами в ядре.
- в биологии (физиологический механизм): повышенное и пониженное артериальное давление (АД±) – не парализуют друг друга, так как срабатывает «диалектический посредник» - гомеостаз (снимающий напряжение в сосудах).
- в математике: принцип «относительности преобразования» у Галилея и Лоренца. У Галилея не приводит к изменениям пространственно-временных параметров движения тел, а в преобразованиях Лоренца приводит. Дело в том, что между обоими положениями также существует