ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- в истории философии (Демокрит, Эпикур) и науки имел место субстанциональный подход: то есть, считалось, что наряду с материей пространство и время – это самостоятельные субстанции;
- в современной науке утвердился реляционный подход (Аристотель, Лейбниц, Гегель): то есть, пространство и время – это отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов:
= время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования (ее состояний);
= пространство – форма бытия материи, характеризует ее протяженность, структуру и внутреннее взаимодействие.
NB: время и пространство происходят одновременно.
- ХХ век, Теория относительности А. Энштейна подтвердила реляционный подход, как отношения внутри материи.
NB: А. Энштейн называл их «пространство - время», которые не абсолютны, а относительны (в зависимости от условий взаимодействия материальных тел).
г) Отражение – четвертое базовое свойство материи:
- отражение – способность материальных систем воспроизводить в себе свойства других систем (в их взаимодействии); наличие следов одних объектов на других;
- виды отражения:
= физическое;
= химическое;
= механическое;
= биологическое (стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения);
- высший уровень отражения – сознание: согласно диалектико – материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать окружающий мир.
Вопрос пятый. Идеальное и материальное
1) Особенность идеального:
- суть и содержание: мысли, идеи, планы, знания, образы, мышление;
- идеальные явления невозможно исследовать с помощью органов чувств или эксперимента;
NB: для познания идеального остается только теоретический анализ.
2) Диалектико-материалистическая трактовка идеального:
- мысли по своей природе идеальны, хотя их генетический источник вполне материальный;
- мысли – это формы отражения явлений материального мира;
- мысли возникают и существ
уют в материальных структурах мозга, но сами по себе они идеальны, т.е. нематериальны
DF: К.Маркс «Капитал»: «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., т.23, с.21).
- первичность материи мозга и вторичность мысли (идеального).
- мысли, знания и др. являются материальными
NB: идеальное – это противоположность материи, как идеальный феномен:
= идеальное противоположно материи, как нематериальный феномен;
= суть идеальности заключается в ее нематериальности;
= идеальное противоположно не субъективному, а материальному.
NB: понятие «идеальное» шире субъективного.
- материальное и идеальное – две предельные по широте категории и могут определяться только друг через друга.
3).Различие «материального» и «идеального»:
Материальное: Идеальное:
а) материя существует в форме: а) существенные признаки
- тел; мысли как идеального:
- веществ; - истинность; - обобщенность;
- физических полей; -ложность; - субъективность.
б) признаки материальности:
- абстрагированность;
- объективность;
- цвет; б) нематериальность:
- запах; - смысл слов;
- вкус; - суждения;
- вес; - умозаключение;
- твердость; - понятия;
- мягкость и т.д. - планы, идеи и т.д.
в) «Идеальное- это термин, который означает признак нематериальности мыслей, возникающий в процессе их продуцирования» (Виденеев Н.В., с.20).
- материя – носитель - мысль – носитель материальных свойств; свойства нематериальности;
- мысли нельзя отделить - мысли – это содержание
от материи, так как материя мыслит; форм мышления и общения;
- мысль – это не какая-то «тон-
чайшая материя» и не разно-
видность материи: мысль нахо-
дится за пределами объема по-
нятия (по своему качеству).
г) Сущность идеального объяснима лишь как противоположность материального:
NB: вопрос о соотношении идеального и материального – чисто фило-
софский.
NB: объяснить категорию «идеальное» можно только одним способом –
противопоставить свойства материального и идеального.
4) Философия данного вопроса состоит не в противопоставлении материального и идеального, а в открытии их диалектического единства и взаимоперехода. В этом суть диалектики:
а) мышление как целостный процесс является идеальным по содержанию и материальным по происхождению, существованию и коммуникации идеального содержания;
б) мышление – это сложный, диалектический материально- идеальный процесс.
Примеры: - активность мышления надо выводить не из сути самого
идеального, а из материальных потребностей и условий
жизни;
- причины возникновения сознания надо искать в материальном
способе возникновения мыслей.
1.1.1. Историко-философская справка
Диалектике три тысячи лет, начиная с античных времен. Мы не будем останавливаться на история диалектики. При желании студент сам может ознакомиться с этим вопросом. Мы остановимся на диалектике Гегеля, так как именно он понял суть живой материи, вскрыл механизмы её функционирования, сформулировал законы и категории, ставшие впоследствии методологией диалектического материализма (в доработке К.Маркса).
1) Диалектика Гегеля
А) - наблюдая за живой материей, Гегель сначала обнаружил несколько моментов:
= всё состоит в живой материи из двух половинок - противоречий (созидания – разрушение, жизнь - смерть и т.п.);
= это противоречие является источником дальнейшего развития (единство двух половинок составляют систему «тождество – различие»)
NB: эта логика легла в основу I закона диалектики Гегеля.
- Гегель обратил внимание на одну особенность феномена
противоречия. Дело в том, что само противоречие состоит из трёх
позиций (которые он назвал «тезис – антитезис – синтез»)
= смысл этой схемы следующий:
тезис (исходный момент) | | антитезис (отрицание тезиса, переход в противоположность) | | синтез (отрицание предыдущего отрицания) |
NB: эта схема получила название «Триады Гегеля»
= в этой схеме Гегель увидел движение через постоянное отрицание
предыдущих отрицаний. Это наблюдение легло в основу III закона
диалектики Гегеля – закона эволюции (или: закона «отрицания
отрицания»);
- I и III законы указывали на развитие
= это развитие Гегель проследил на движении понятий:
Например:
«бытие» (вышло из небытия, превзошло его) – произошло становление нового «отрицание» (антитезис) также отвержение «синтез» (объединение, как бы примирение). Из них возникает новое утверждение.
Здесь надо видеть развитие:
= процесс воспроизводства вновь (но на более высоком уровне);
= продолжается до получения синтеза;
= количественные изменения переходят в качественные.
NB: в этой цепочке Гегель увидел качественное изменение (в его
движении). Для Гегеля это явление стало II законом диалектики (закон
перехода количественных изменений в качественные).
Итак: Гегель вывел три закона функционирования живой материи, в основе которых лежат три фактора: противоречие, развитие, эволюция. Формально эти законы в диалектике выглядят так:
- закон противоречия («Закон единства и борьбы противоположностей»);
- закон развития («Закон перехода количественных изменений в качественные»);
- закон эволюции («Закон отрицания отрицания»).
Таковы три закона диалектики Гегеля)
б) Логика Гегеля:
- эти три закона диалектики Гегель вывел исключительно с помощью разума (без всяких
экспериментов);
- поэтому Гегель сказал, что логика – это система «чистого разума»;
- эта логика охватывает и пронизывает весь мир и совпадает с божественным;
- из этого Гегель делает вывод: все законы – это «мысли Бога».
в) в логике мышления Гегель призывал выявлять:
- сущность явлений;
- конкретные истины;
- тенденции и закономерности;
- возникающие противоречия.
г) Анализируя логику и диалектику Гегеля, К. Маркс впоследствии сделает вывод, что представления Гегеля о диалектике:
- рациональные;
- ограниченные;
- идеалистические.
д) Кроме законов диалектики, Гегель сформулировал формы существования живой материи и выразил их в системе категорий диалектики.
- явление и сущность
- форма и содержание