Файл: 1 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


            - в истории философии (Демокрит, Эпикур) и науки имел место субстанциональный подход: то есть, считалось, что наряду с материей пространство и время – это самостоятельные субстанции;

            - в современной науке утвердился реляционный подход (Аристотель, Лейбниц, Гегель): то есть, пространство и время – это отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов:

              = время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования (ее состояний);

              = пространство – форма бытия материи, характеризует ее протяженность, структуру и внутреннее взаимодействие.

            NB: время и пространство происходят одновременно.

            - ХХ век, Теория относительности А. Энштейна  подтвердила реляционный подход, как отношения внутри материи.

            NB: А. Энштейн называл их «пространство - время», которые не абсолютны, а относительны (в зависимости от условий взаимодействия материальных тел).

г) Отражение – четвертое базовое свойство материи:

            - отражение – способность материальных систем воспроизводить в себе свойства других систем (в их взаимодействии); наличие следов одних объектов на других;

            - виды отражения:

              = физическое;

              = химическое;

              = механическое;

              = биологическое (стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения);

            - высший уровень отражения – сознание: согласно диалектико – материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать окружающий мир.

 

 



Вопрос пятыйИдеальное и материальное



1) Особенность идеального:

            - суть и содержание: мысли, идеи, планы, знания, образы, мышление;

            - идеальные явления невозможно исследовать с помощью органов чувств или эксперимента;

            NB: для познания идеального остается только теоретический анализ.

2) Диалектико-материалистическая трактовка идеального:

            - мысли по своей природе идеальны, хотя их генетический источник вполне материальный;

            - мысли – это формы отражения явлений материального мира;

            - мысли возникают и существ

уют в материальных структурах мозга, но сами по себе они идеальны, т.е. нематериальны


            DF: К.Маркс «Капитал»: «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., т.23, с.21).

            - первичность материи мозга и вторичность мысли (идеального).

            - мысли, знания и др. являются материальными

            NB: идеальное – это противоположность материи, как идеальный феномен:

              = идеальное противоположно материи, как нематериальный феномен;

              = суть идеальности заключается в ее нематериальности;

              = идеальное противоположно не субъективному, а материальному.

            NB: понятие «идеальное» шире субъективного.

            - материальное и идеальное – две предельные по широте категории и могут определяться только друг через друга.

3).Различие «материального» и «идеального»:

 

 Материальное:                                                                          Идеальное:

а) материя существует в форме:                              а) существенные признаки

- тел;                                                                                    мысли как идеального:

- веществ;                                                                          - истинность;      - обобщенность;                                                                                                                                                               

- физических полей;                                                      -ложность;           - субъективность.

 

б) признаки материальности:                                                          

- абстрагированность;

- объективность;

- цвет;                                                                                  б) нематериальность:

- запах;                                                                               - смысл слов;

- вкус;                                                                                  -  суждения;

- вес;                                                                                    - умозаключение;

- твердость;                                                                                  - понятия;

- мягкость и т.д.                                                              - планы, идеи и т.д.

 

в) «Идеальное- это термин, который означает признак нематериальности мыслей, возникающий в процессе их продуцирования» (Виденеев Н.В., с.20).



 

- материя – носитель                                                    - мысль – носитель  материальных свойств;                                                         свойства нематериальности;

 

- мысли нельзя отделить                                            - мысли – это содержание     

от материи, так как материя мыслит;                      форм мышления и общения;

                                                                                              - мысль – это не какая-то «тон-

                                                                                            чайшая материя» и не разно-

                                                                                            видность материи: мысль нахо-

                                                                                            дится за пределами объема по-

                                                                                            нятия (по своему качеству).

                                                                                             

г) Сущность идеального объяснима лишь как противоположность материального:

            NB: вопрос о соотношении идеального и материального – чисто фило-

                   софский.

            NB: объяснить категорию «идеальное» можно только одним способом –

                   противопоставить свойства материального и идеального.

4) Философия данного вопроса состоит не в противопоставлении материального и идеального, а в открытии их диалектического единства и взаимоперехода. В этом суть диалектики:

            а) мышление как целостный процесс является идеальным по содержанию и материальным по происхождению, существованию и коммуникации идеального содержания;

            б) мышление – это сложный, диалектический материально- идеальный процесс.

            Примеры: - активность мышления надо выводить не из сути самого

                                 идеального, а из материальных потребностей и условий

                                 жизни;

                               - причины возникновения сознания надо искать в материальном

                                способе возникновения мыслей.

 


1.1.1. Историко-философская справка

 Диалектике три тысячи лет, начиная с античных времен. Мы не будем останавливаться на история диалектики. При желании студент сам может ознакомиться с этим вопросом. Мы остановимся на диалектике Гегеля, так как именно он понял суть живой материи, вскрыл механизмы её функционирования, сформулировал законы и категории, ставшие впоследствии методологией диалектического материализма (в доработке К.Маркса).

1) Диалектика Гегеля

 А)  - наблюдая за живой материей, Гегель сначала обнаружил несколько моментов:

=  всё состоит в живой материи из двух половинок - противоречий (созидания – разрушение, жизнь - смерть и т.п.);

=  это противоречие является источником дальнейшего развития (единство двух половинок составляют систему «тождество – различие»)

           NB: эта логика легла в основу I закона диалектики Гегеля.

                                - Гегель обратил внимание на одну особенность феномена

                                  противоречия. Дело в том, что само противоречие состоит из трёх

                                  позиций (которые он назвал «тезис – антитезис – синтез»)

                                             = смысл этой схемы следующий:

тезис

(исходный момент)




антитезис

(отрицание тезиса, переход в противоположность)




синтез

(отрицание предыдущего отрицания)

 

                                  NB: эта схема получила название «Триады Гегеля»

                               = в этой схеме Гегель увидел движение через постоянное отрицание

                               предыдущих отрицаний. Это наблюдение легло в основу III закона

                              диалектики Гегеля – закона эволюции (или: закона «отрицания

                              отрицания»);

                                        - I и III законы указывали на развитие

                              = это развитие Гегель проследил на движении понятий:


                                            Например:

 «бытие» (вышло из небытия, превзошло его) – произошло становление нового       «отрицание» (антитезис)            также отвержение           «синтез» (объединение, как бы примирение). Из них возникает новое утверждение.

                                 Здесь надо видеть развитие:

                                            = процесс воспроизводства вновь (но на более высоком уровне);

                                            = продолжается до получения синтеза;

                                            = количественные изменения переходят в качественные.

          NBв этой цепочке Гегель увидел качественное изменение (в его  

                 движении). Для Гегеля это явление стало II законом диалектики (закон

                 перехода количественных изменений в качественные).

           Итак: Гегель вывел три закона функционирования живой материи, в основе которых лежат три фактора: противоречие, развитие, эволюция. Формально эти законы в диалектике выглядят так:

 - закон противоречия («Закон единства и борьбы противоположностей»);

- закон развития («Закон перехода количественных изменений в качественные»);

- закон эволюции («Закон отрицания отрицания»).

 

 

 

 

Таковы три закона диалектики Гегеля)

б) Логика Гегеля:

           - эти три закона диалектики Гегель вывел исключительно с помощью разума (без всяких

             экспериментов);

           - поэтому Гегель сказал, что логика – это система «чистого разума»;

           - эта логика охватывает и пронизывает весь мир и совпадает с божественным;

           - из этого Гегель делает вывод: все законы – это «мысли Бога».

в) в логике мышления Гегель призывал выявлять:

            - сущность явлений;

            - конкретные истины;

            - тенденции и закономерности;

            - возникающие противоречия.

г) Анализируя логику и диалектику Гегеля, К. Маркс впоследствии сделает вывод, что представления Гегеля о диалектике:

            - рациональные;

            - ограниченные;

            - идеалистические.

д) Кроме законов диалектики, Гегель сформулировал формы существования живой материи и выразил их в системе категорий диалектики.

            - явление и сущность

            - форма и содержание