Файл: 1 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


            В целом идеи ученого принимаются и современной наукой, занимался этой темой и Джек Шостак, получивший за свои работы Медаль Опарина. Вместе с Катаржиной Адамалой (Katarzyna Adamala) он сумел создать своего рода модель «протоклетки», аналог мембраны которой состоял не из современных липидов, а из еще более простых органических молекул, жирных кислот, которые вполне могли накапливаться в местах возникновения первых протоорганизмов. Шостаку и Адамале удалось даже «оживить» свои структуры, добавив в среду ионы магния (стимулирующие работу РНК-полимераз) и лимонную кислоту (стабилизирующую структуру жировых мембран).

            В итоге у них получилась совершенно простая, но в чем-то живая система; во всяком случае это была нормальная протоклетка, которая содержала защищенную мембраной среду для размножения РНК. С этого момента можно закрыть последнюю главу предыстории жизни – и начать первые главы ее истории. Впрочем, это уже совсем другая тема, так что мы расскажем лишь об одной, но чрезвычайно важной концепции, связанной с первыми шагами эволюции жизни и возникновением громадного разнообразия организмов.

                    - Эндосимбиоз:

            Еще в конце XIX века немецко-английский естествоиспытатель Андреас Шимпер (Andreas Schimper) заметил, что хлоропласты – органеллы растительной клетки, ответственные за фотосинтез, - реплицируются отдельно от самой клетки. Вскоре появилась гипотеза о том, что хлоропласты – это симбионты, клетки фотосинтезирующих бактерий, когда-то проглоченные хозяином – и оставшиеся жить здесь навсегда.

            Разумеется, хлоропластов у нас нет, иначе бы мы могли питаться солнечным светом, как предлагают некоторые псевдорелигиозные секты. Однако в 1920-е гипотеза эндосимбиоза была расширена, включив митохондрии – органеллы, которые потребляют кислород и поставляют энергию всем нашим клеткам. К сегодняшнему дню эта гипотеза приобрела статус полновесной, многократно доказанной теории – достаточно сказать, что у митохондрий и пластид обнаружился собственный геном, более или менее независимые от клетки механизмы деления и собственные системы синтеза белка.

            В природе обнаружены и другие эндосимбионты, не имеющие за плечами миллиардов лет совместной эволюции и находящиеся на менее глубоком уровне интеграции в клетке. Например, у некоторых 
амеб нет собственных митохондрий, зато есть включенные внутрь и выполняющие их роль бактерии. Есть гипотезы и об эндосимбиотическом происхождении других органелл – включая жгутики и реснички, и даже клеточное ядро: согласно мнению некоторых исследователей, все мы, эукариоты, стали результатом небывалого слияния между бактериями и археями. Эти версии пока не находят строгого подтверждения, однако ясно одно: едва возникнув, жизнь стала поглощать соседей – и взаимодействовать с ними, рождая новую жизнь.

            в) Современная синергетика является дальнейшим подтверждением и развитием диалектического материализма:

            - синергетика – это теория самоорганизации различных материальных систем;

            - синергетика утверждает, что материя способна не только к самоупрощению, деградации и распаду, но и к самоусложнению (или саморазвитию);

            - синергетика предполагает, что эволюционным путем (в сотни миллионов лет) из неорганических веществ путем постепенного самоусложнения возникли более сложные органические (углеродосодержащие) соединения форм жизни, далее эволюционировавших к более развитым и сложным ее формам.

                                       NB: не все ученые разделяют идею биохимической эволюции о

                                               возникновении жизни на Земле из неживого. Так, английский  

                                              молекулярный биолог Френсис Крик считает, что гипотеза

                                              биохимической эволюции не объясняет, прежде всего, как

                                              произошел качественный скачок от неживого к живому.

 


1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания

 

       1.2.1. Диалектико – материалистические основы научного анализа

- Диалектический материализм («диамат») – учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления

- «Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения Гегелевской диалектики в материалистическом мировоззрении конца XIX века.

                                       NB: название «материализм» часто употребляют при этом в

                                               смысле реализма (реальности, независимой от мышления и

                                               существующей вне сознания).

            - Диамату характерна:

                        = строгая объективность рассмотрения любых явлений;

                        = многосторонность рассмотрения изучаемого предмета;

                        = гибкость понятий;

                        = внутренняя связь научных представлений об объекте исследования;

                         - с вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а

                            диалектика материалистической;

                         - диалектика и естествознание – это нерасторжимое единство; изучая

                            естественные науки (физику, химию, биологию), диалектика утверждает, что

                            мир познаваем (поэтому быстро развивается теория познания, как раздел

                            философии).

            - Диалектика – это:

            = учение о всеобщей (универсальной – от слова «универсум») связи и развитии;

            = всеобщий метод познания и преобразования мира (мета - метод).

Предмет диалектики:

            = различные виды связей;

            = всеобщие законы развития природы, общества, мышления;

            = универсальное (от слова «универсум») взаимодействие.

Требования диалектики:

            = объективность подхода;

            = всеобщность анализа (всесторонность);

            = соблюдение принципов всеобщей связи и развития;

            = конкретность (историчность) анализа.


Диалектика:

= рассматривает развитие как взаимопревращения различных форм движения материи;

= понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений;

= рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания;

= видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.

- Диалектический материализм (диамат):

Df: диамат – это учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (сознания) – триада Гегеля;

цель диамата: соединяет диалектику с материалистическим взглядом на природу. В результате устанавливается полное единство:

                        = диалектики (учения о развитии);

                        = логики (учения о мышлении);
                                    = теории познания.

Сильная сторона диамата:

            = ориентация на диалектику (привело к познаваемости мира)

            = Dfпознаваемость мира – это:

                        = понимание неисчерпаемости свойств и структуры материи;

= диалектическое обоснование абсолютной и относительной истины (как принципа философии).

                                       NB: «материализм» означает реализм (реальность, реально

                                               существующее независимо от мышления и сознания)

                                   = объективность (т.е. их естественную природу)

                                       рассмотрения (видения) любого явления материи;

                                                  = многосторонность рассмотрения (видения) любого

                                                      явления материи;

                                                  = гибкость понятий;

                                     = диамат методом основа для науки: при столкновении

                                         науки со сложными (еще нерешенными) вопросами

                                         диамат (материалистическое мировоззрение) ориентирует

                                         на:


                                                                = поиск естественных законов развития;

                                                                = поиск и обнаружение непознанных связей;

                                                                = ищет внутренние (естественные) причины.

1.2.2Квалификация диалектики в классической и учебной литературе

           1) Диалектика – это сердцевина философии, это как кардиосистема в биоорганизме. По В.И. Ленину диалектика – это «решающее в марксизме», «душа» марксизма (В.И.Ленин, т.29, с.321).

           2) Диалектика – это:

           - единство теории и метода;

           - отражает сложные и противоречивые процессы материального и духовного мира;

- она способна анализировать «живые», многосторонние объекты в их движении, развитии, изменении. По В.И. Ленину диалектика – это «живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…» (В.И.Ленин, т.29, с.321).

           3) Все принципы и законы диалектики:

           - отражают объективную реальность (природу, общество, сознание);

           - учат правильно мыслить о соответствующей области действительности;

           - диалектика – это не констатация живого факта действительности, а орудие (методология) движения научного познания;

           - диалектика – это методология знания.

           4) Диалектика – это теория, «не о внешних формах мышления, а о законах развития» всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (В.И.Ленин, т.29, с.84).

           5) Автор учебника философии А.Г.Спиркин утверждает, что:

           - во-первых, «мир диалектичен»;

           - во-вторых, именно поэтому данное обстоятельство «повелительно требует именно диалектического подхода «к нему», а не какого-то другого;

           - в-третьих, он указал на «меру диалектичности человеческого мышления» - это:

                        = уровень развития общественной практики;

                        = степень познания диалектики бытия;

                        = разумная ориентация человека в мире;

                        = преобразование мира в интересах людей (А.Г.Спиркин, с.37)