ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом идеи ученого принимаются и современной наукой, занимался этой темой и Джек Шостак, получивший за свои работы Медаль Опарина. Вместе с Катаржиной Адамалой (Katarzyna Adamala) он сумел создать своего рода модель «протоклетки», аналог мембраны которой состоял не из современных липидов, а из еще более простых органических молекул, жирных кислот, которые вполне могли накапливаться в местах возникновения первых протоорганизмов. Шостаку и Адамале удалось даже «оживить» свои структуры, добавив в среду ионы магния (стимулирующие работу РНК-полимераз) и лимонную кислоту (стабилизирующую структуру жировых мембран).
В итоге у них получилась совершенно простая, но в чем-то живая система; во всяком случае это была нормальная протоклетка, которая содержала защищенную мембраной среду для размножения РНК. С этого момента можно закрыть последнюю главу предыстории жизни – и начать первые главы ее истории. Впрочем, это уже совсем другая тема, так что мы расскажем лишь об одной, но чрезвычайно важной концепции, связанной с первыми шагами эволюции жизни и возникновением громадного разнообразия организмов.
- Эндосимбиоз:
Еще в конце XIX века немецко-английский естествоиспытатель Андреас Шимпер (Andreas Schimper) заметил, что хлоропласты – органеллы растительной клетки, ответственные за фотосинтез, - реплицируются отдельно от самой клетки. Вскоре появилась гипотеза о том, что хлоропласты – это симбионты, клетки фотосинтезирующих бактерий, когда-то проглоченные хозяином – и оставшиеся жить здесь навсегда.
Разумеется, хлоропластов у нас нет, иначе бы мы могли питаться солнечным светом, как предлагают некоторые псевдорелигиозные секты. Однако в 1920-е гипотеза эндосимбиоза была расширена, включив митохондрии – органеллы, которые потребляют кислород и поставляют энергию всем нашим клеткам. К сегодняшнему дню эта гипотеза приобрела статус полновесной, многократно доказанной теории – достаточно сказать, что у митохондрий и пластид обнаружился собственный геном, более или менее независимые от клетки механизмы деления и собственные системы синтеза белка.
В природе обнаружены и другие эндосимбионты, не имеющие за плечами миллиардов лет совместной эволюции и находящиеся на менее глубоком уровне интеграции в клетке. Например, у некоторых
амеб нет собственных митохондрий, зато есть включенные внутрь и выполняющие их роль бактерии. Есть гипотезы и об эндосимбиотическом происхождении других органелл – включая жгутики и реснички, и даже клеточное ядро: согласно мнению некоторых исследователей, все мы, эукариоты, стали результатом небывалого слияния между бактериями и археями. Эти версии пока не находят строгого подтверждения, однако ясно одно: едва возникнув, жизнь стала поглощать соседей – и взаимодействовать с ними, рождая новую жизнь.
в) Современная синергетика является дальнейшим подтверждением и развитием диалектического материализма:
- синергетика – это теория самоорганизации различных материальных систем;
- синергетика утверждает, что материя способна не только к самоупрощению, деградации и распаду, но и к самоусложнению (или саморазвитию);
- синергетика предполагает, что эволюционным путем (в сотни миллионов лет) из неорганических веществ путем постепенного самоусложнения возникли более сложные органические (углеродосодержащие) соединения форм жизни, далее эволюционировавших к более развитым и сложным ее формам.
NB: не все ученые разделяют идею биохимической эволюции о
возникновении жизни на Земле из неживого. Так, английский
молекулярный биолог Френсис Крик считает, что гипотеза
биохимической эволюции не объясняет, прежде всего, как
произошел качественный скачок от неживого к живому.
1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания
1.2.1. Диалектико – материалистические основы научного анализа
- Диалектический материализм («диамат») – учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления
- «Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения Гегелевской диалектики в материалистическом мировоззрении конца XIX века.
NB: название «материализм» часто употребляют при этом в
смысле реализма (реальности, независимой от мышления и
существующей вне сознания).
- Диамату характерна:
= строгая объективность рассмотрения любых явлений;
= многосторонность рассмотрения изучаемого предмета;
= гибкость понятий;
= внутренняя связь научных представлений об объекте исследования;
- с вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а
диалектика материалистической;
- диалектика и естествознание – это нерасторжимое единство; изучая
естественные науки (физику, химию, биологию), диалектика утверждает, что
мир познаваем (поэтому быстро развивается теория познания, как раздел
философии).
- Диалектика – это:
= учение о всеобщей (универсальной – от слова «универсум») связи и развитии;
= всеобщий метод познания и преобразования мира (мета - метод).
- Предмет диалектики:
= различные виды связей;
= всеобщие законы развития природы, общества, мышления;
= универсальное (от слова «универсум») взаимодействие.
- Требования диалектики:
= объективность подхода;
= всеобщность анализа (всесторонность);
= соблюдение принципов всеобщей связи и развития;
= конкретность (историчность) анализа.
- Диалектика:
= рассматривает развитие как взаимопревращения различных форм движения материи;
= понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений;
= рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания;
= видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.
- Диалектический материализм (диамат):
= Df: диамат – это учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (сознания) – триада Гегеля;
= цель диамата: соединяет диалектику с материалистическим взглядом на природу. В результате устанавливается полное единство:
= диалектики (учения о развитии);
= логики (учения о мышлении);
= теории познания.
- Сильная сторона диамата:
= ориентация на диалектику (привело к познаваемости мира)
= Df: познаваемость мира – это:
= понимание неисчерпаемости свойств и структуры материи;
= диалектическое обоснование абсолютной и относительной истины (как принципа философии).
NB: «материализм» означает реализм (реальность, реально
существующее независимо от мышления и сознания)
= объективность (т.е. их естественную природу)
рассмотрения (видения) любого явления материи;
= многосторонность рассмотрения (видения) любого
явления материи;
= гибкость понятий;
= диамат методом основа для науки: при столкновении
науки со сложными (еще нерешенными) вопросами
диамат (материалистическое мировоззрение) ориентирует
на:
= поиск естественных законов развития;
= поиск и обнаружение непознанных связей;
= ищет внутренние (естественные) причины.
1.2.2. Квалификация диалектики в классической и учебной литературе
1) Диалектика – это сердцевина философии, это как кардиосистема в биоорганизме. По В.И. Ленину диалектика – это «решающее в марксизме», «душа» марксизма (В.И.Ленин, т.29, с.321).
2) Диалектика – это:
- единство теории и метода;
- отражает сложные и противоречивые процессы материального и духовного мира;
- она способна анализировать «живые», многосторонние объекты в их движении, развитии, изменении. По В.И. Ленину диалектика – это «живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…» (В.И.Ленин, т.29, с.321).
3) Все принципы и законы диалектики:
- отражают объективную реальность (природу, общество, сознание);
- учат правильно мыслить о соответствующей области действительности;
- диалектика – это не констатация живого факта действительности, а орудие (методология) движения научного познания;
- диалектика – это методология знания.
4) Диалектика – это теория, «не о внешних формах мышления, а о законах развития» всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (В.И.Ленин, т.29, с.84).
5) Автор учебника философии А.Г.Спиркин утверждает, что:
- во-первых, «мир диалектичен»;
- во-вторых, именно поэтому данное обстоятельство «повелительно требует именно диалектического подхода «к нему», а не какого-то другого;
- в-третьих, он указал на «меру диалектичности человеческого мышления» - это:
= уровень развития общественной практики;
= степень познания диалектики бытия;
= разумная ориентация человека в мире;
= преобразование мира в интересах людей (А.Г.Спиркин, с.37)