Файл: Анжелика Анатольевна Резник Ксения Евгеньевна Меньшикова Как стать Хозяйкой собственной судьбы. Заблуждения, которые портят тебе жизнь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ отрицательный. База обеспечивает стартовую площадку, исходные условия игры, но результат зависит от нас самих. Личность меняется на протяжении всей жизни, это – процесс, а не статус. Существует бессчетное количество примеров, когда один человек, рожденный с физическими изъянами, силой воли преодолевал их, становясь выдающимся ученым, спортсменом и т. д. А другой, родившийся здоровым и вдобавок в замечательной семье, целенаправленно разрушал себя или же становился преступником.
И наши поступки, и реакции определяются, главным образом, не истинным «я», а набором поведенческих стереотипов. В детстве главными исполнителями наших желаний являются родители: чтобы чего‑либо добиться, надо воздействовать именно на них. Наиболее эффективные способы воздействия закрепляются, превращаются, как говорят психологи, в паттерны5.
Простой пример. Если самым надежным способом получить от мамы желанную игрушку было примерное поведение, то этим же приемом с годами мы будем пытаться добиться желаемого и от других людей: от супруга, коллег, начальства.
Теперь представьте: в детстве ребенок, не получив желаемого, устраивал(а) истерику, падал(а) на пол, дрыгал(а) ногами. Часто это срабатывало – мама уступала, чтобы не слышать истошных воплей. Как считаете, какой поведенческий стереотип для достижения цели будет применяться этим человеком во взрослом возрасте?
Та самая истерика. Только в более усложненных формах.
А если в детстве для достижения своего некто лгал, то во взрослом возрасте… Думаю, продолжать не стоит. И так все понятно.
Важно понять: это делает нас несчастными. Люди, с которыми вы общаетесь, не ваши папа и мама. Да и вы сами не та умилительная девчушка лет пяти, ошалевшая от разнообразия в магазине игрушек. И отношение к вам‑взрослой будет разительно иным – вряд ли положительным. Что простительно ребенку – взрослому не простится никогда!
Со временем эти стереотипы настолько приживаются, что мы начинаем их путать с нашим истинным «я». А ведь кроме них имеются и социальные маски, с которыми мы начинаем отождествляться, не замечая абсурдности ситуации. Некто госпожа N, например, может быть начальником отдела кадров предприятия. Это нормально. В контексте предприятия это ее социальная роль. Но как, спрашивается, перенести эту роль в иные сферы? Например: начальник отдела кадров N в кенийском заповеднике. Эффект, прямо скажем, комический. А ведь подобное встречается сплошь и рядом. Мы забываем, что социальные маски можно и нужно менять.
ВНИМАНИЕ! Ваши социальные маски – это не вы! Ваши поведенческие стереотипы – это не вы! Даже ваши врожденные способности и наклонности – это не вы! Можно развить любые способности, можно сменить любую маску, можно отказаться от любого стереотипа. Ваше истинное «я» при этом останется неизменным.
Вам же не приходит в голову отождествлять одежду с собственным телом? А социальные маски – та же одежда. На светский раут вы оденетесь одним образом, а в туристический поход – совершенно иначе.
Увы, так уж устроена наша психика. Примерив на себя какую‑либо социальную роль‑маску или поведенческий паттерн и добившись с ними какой‑либо цели, мы начинаем отождествлять ее с собой. И платим за это высокую цену: расплачиваемся здоровьем, страданием, неудачами. В лучшем случае начинаем бороться со своими привычками и стереотипами. И – проигрываем. Всегда проигрываем. Потому что боремся с собой.
А секрет между тем прост. Бороться не нужно. Все эти маски‑стереотипы ведь могут еще пригодиться. Бороться с ними равнозначно тому, что выбросить молоток из‑за того, что однажды вы попали им по пальцу.
Нужно другое: добраться до своего истинного «я», ощутить его, поймать восторг существования. Именно «я» является хозяином всего устрашающего арсенала привычек, паттернов‑стереотипов и прочего, о чем мы говорили. А добраться до своего истинного «я» поможет следующее упражнение.
Ваш шаг к успеху № 3
Техника «Центровка. Ощущение «я»
В идеале это упражнение следует проводить на берегу водоема, на лугу или на лесной опушке, поскольку природное окружение способствует обретению своей подлинной сути. Выбираем ровную площадку и начинаем.
Итак, сосредоточиваемся на себе, на «здесь и сейчас», не давая мыслям убегать ни в прошлое, ни в будущее. Перед упражнением желательно размяться или в крайнем случае потянуться, ощутив свое тело.
Для начала выполняем упражнение № 1, чтобы избавиться от дискомфорта и напряжения в теле, а заодно и от мельтешения мыслей.
Встаем прямо, носки вместе. Отключаемся от внешнего мира, полностью сконцентрировавшись на телесных ощущениях. Переносим центр внимания на макушку, а затем медленно – как нечто упруго‑эластичное – вытягиваем внимание сперва к затылку, а далее вниз по позвоночнику. Внимание медленным и плавным ручейком скользит по позвонкам – вниз, вниз, не упуская ни единого сантиметра: грудной отдел, поясница, крестец, копчик.
Теперь наше внимание, растянутое вдоль позвоночника, буквально звенит, подобно натянутой струне или тетиве лука. Наш позвоночник – стержень нашего тела. Мы ощущаем его.
Стараясь не потерять это ощущение, делаем несколько шагов направо‑налево, вперед‑назад, затем – наклоны с небольшой амплитудой. Если внимание еще не соскользнуло с позвоночника‑стержня, то возникает впечатление, будто бы мы проделываем все это, стараясь удержать на голове небольшой груз. Книгу, например. Заметили, как меняется характер ваших движений: они становятся грациозными и одновременно величавыми. Как у горянки, что поднимается по тропе от реки, неся на голове кувшин с водой.
Когда‑то это упражнение рекомендовали для улучшения осанки.
Несколько дней повторяем это упражнение, добиваясь максимально интенсивного чувствования всего позвоночника – от макушки до копчика.
Как только вы научились вызывать это ощущение и удерживать его в течение нескольких минут, можно переходить ко второму этапу упражнения.
Сконцентрировавшись на стержне‑позвоночнике, начинаем вспоминать свое детство: как выглядели, что любили, чего желали. Воспоминания как бы притягиваются к определенному месту тела относительно стержня‑оси. Запоминаем эти участки.
Далее переходим к юности. Как менялась ваша внешность? Как менялись стремления, желания, мечты? И вновь фиксируем зоны притяжения.
Переходим к настоящему. Как вы выглядите сейчас? Чего хотите теперь? На что нацелены? Запоминаем участки.
А теперь смотрим в будущее. Что изменится?
В нашем маленьком путешествии во времени некоторые зоны остались незатронутыми, неизменными. А еще была какая‑то точка, некое место, откуда мы мысленно наблюдали за трансформациями. Это и есть наше «я». «Я» – вечное, «я» – неизменное, «я» – ощущение, «я» – центр, «я» – сила.
Хорошенько запоминаем место сосредоточения нашего «я».
Учимся как можно чаще бывать в центре «я» и быстро входить в него при необходимости. При эмоциональном напряжении, в ситуации выбора, в условиях кризиса стараемся побыстрее оказаться здесь и именно из центра «я» принимать все решения. «Я» – настоящее подскажет наилучший ответ.
Поначалу все это может показаться несколько сложным, но со временем дорога к своему «я» станет привычной и вы научитесь оказываться здесь в мгновение ока. И тогда все ваши решения будут верными, а все дороги поведут к счастью. Друзья будут вам верны, а любовь взаимна. А как же иначе? Вы пребываете в своем «я» и в высшей мере адекватны.
Понятно, что Кристине понадобилось приложить много усилий и времени, чтобы привести в порядок тело, обрести гармонию и наладить свою личную жизнь.
Но если одновременно работать и с телом, и с внутренним миром, то эффект достигается намного быстрее. Ведь сознание и тело – единая система.
Каждый сброшенный килограмм, каждое посещение косметолога или визажиста, каждая вновь приобретенная стильная одежда закрепляла все программы и установки, которые нарабатывала Кристина, усиливала действие новых ценностей и установок.
Для психокоррекции она использовала упражнение (№ 1) для снятия напряжения, упражнение по трансформации образов, а также техники, с которыми мы познакомимся далее.
Основной целью упражнения по трансформации образа было изменение отношения к смерти матери и ослабление влияния установок отца.
Также потребовалась коррекция стереотипов поведения, заложенных в юности. Пришлось поработать и с последствиями первых стрессов, связанных с бизнесом в бурных 90‑х годах.
ВНИМАНИЕ! Детство является лишь базисом для последующего формирования личности. Опыт, приобретенный в зрелые годы, способен оказывать не меньшее влияние, нежели внедренные родительские программы. То, каким образом порождаются личные алгоритмы, зависит от фундамента, заложенного в детстве.
Но об этом поговорим в следующих главах.
Глава 4
Обратная сторона успеха
История о том, как в погоне за совершенством можно потерять все
Пусть все село стоит без крыш,
Зато Ивану вышел шиш.
Из песни
На первый взгляд Анастасия могла служить образцом сочетания красоты, профессиональной состоятельности и социальной успешности. Голубые глаза, роскошные, струящиеся вниз длинные волосы, прекрасная фигура. Казалось, будто сама Кримхильда6сошла со страниц «Песни о Нибелунгах» и предстала передо мной. Только короны на голове не хватает.
Короны не было. А вот золотые украшения с бриллиантами имелись. И верный зеленый БМВ, что привез Кримхильду, ждал хозяйку за окном.
Первые минуты нашего разговора. Анастасия много шутит. Очень динамична. Очень открыта. Доброжелательна. Прямолинейна, возможно даже слишком.
За внешними атрибутами чувствуется немалая целеустремленность.
«И зачем ко мне пожаловал это образец совершенства? – крутится у меня в голове. – Мужчины? Здоровье? Дети?»
Ладно, сейчас все выяснится.
И с мужчинами, и с детьми у Анастасии все обстояло великолепно. Есть любящий и любимый муж, имеется сын десяти лет от роду.
Со здоровьем тоже все было в порядке. Тем более что Кримхильда сама была врачом. И не просто, а кандидатом медицинских наук, заведующей отделением реанимации в детской больнице.
А вот проблема, с которой она ко мне обратилась, оказалась неожиданной. Оказывается, ее привел сюда… успех.
– У меня очень плохо складываются отношения с коллегами, – признается Настя, крутя в пальцах бриллиантовый кулончик. – Они меня отчего‑то не любят.
– Почему ты так считаешь? – Настя сразу настояла на общении на «ты».
– Они ограничиваются общением только в рамках работы. Как заборами обставили. Сама посуди, Анжелика. Принесу я, к примеру, тортик или печенье, приглашу на чай. Приходят. Сидят, молчат, взглядами обмениваются – я же вижу, не слепая. Попили‑поели, «спасибо» и пошли. А стоит им выйти – слышу: тотчас начинают за дверью о чем‑то переговариваться вполголоса, хихикать…
Анастасия на миг замолкает, смотрит в окно. Затем продолжает:
– Я постоянно ловлю на себе их взгляды. Так противно! Идешь, а за спиной смешки, перешептывание. Когда мне звонят, то могут и не позвать к телефону. Много раз такое уже бывало. А ведь звонят по делу. А сами‑то! Муж говорит, что ему уже не раз звонили какие‑то незнакомки и пытались поведать о моем якобы аморальном поведении на работе. Мол, я тут чуть ли не бордель открыла…