Файл: Совершенствование системы стимулирования персонала организации.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф е д е р а ц и я н е з а в и с и м ы х п р о ф с о ю з о в Р о с с и и
Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования
Академия труда и социальных отношений
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ факультет
На правах рукописи
Китаева Мария Аркадьевна
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Выпускная квалификационная работа
на присвоение квалификации бакалавра
по направлению 38.03.03 Управление персоналом
Работа сдана в государственную экзаменационную
комиссию «____» ________________ 20____ г.
Секретарь ГЭК ______________________
(_____________________)
Москва, 2022
Содержание
Введение | 3 |
1. Теоретические аспекты изучения системы стимулирования персонала организации | 6 |
1.1 Сущность и особенности стимулирования персонала организации | 6 |
1.2 Управление стимулированием персонала организации как системой | 13 |
1.3. Методы оценки эффективности системы стимулирования персоналом организации | 20 |
2. Анализ системы стимулирования персонала филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области | 26 |
2.1. Социально-экономическая характеристика филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области | 26 |
2.2. Оценка системы стимулирования персонала филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области | 36 |
3. Основные направления совершенствования системы стимулирования персонала филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области | 47 |
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы стимулирования персонала филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области | 47 |
3.2. Социально-экономическая эффективность разработанных мероприятий по совершенствованию системы стимулирования персонала филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области | 54 |
Заключение | 58 |
Список использованной литературы | 64 |
Введение
Актуальность темы исследования. Несмотря на достаточную теоретическую изученность вопросов стимулирования персонала, у руководителей организаций и кадровых служб на сегодняшний день возникают проблемы со стимулированием персонала, регулированием деятельности сотрудников и с практическим применением трудового законодательства. В период финансового кризиса и снижения фонда оплаты труда исследование вопросов стимулирования персонала приобретает все более важное значение. Поэтому одной из главных задач для отечественных организаций должна быть разработка хорошо продуманной и научно обоснованной системы стимулирования персонала, которая позволит сформировать комплекс условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом, а значит, приведет к повышению эффективности функционирования организации, что и обусловило актуальность исследования.
Степень изученности проблемы исследования: за последнее время в науке об управлении и организации производством произошло существенное изменение подходов к оценке роли человеческих ресурсов предприятия в деятельности организации. Если ранее доминировала концепция, экономически относившая персонал в категорию издержек, которые требуют строгого учёта, контроля и стремления к сокращению, то сейчас господствующее влияние приобретает подход к управлению персоналом, в соответствии с которым он рассматривается как один из основных и наиболее важных ресурсов организации. Соответственно, по своей экономической природе персонал подлежит многоплановому и эффективному управлению, основными элементами которого должны стать профессиональное, структурное и социальное развития трудовых ресурсов, а основной целью деятельности системы управления персоналом – приведение трудового потенциала предприятия в соответствие с его стратегическими потребностями.
Исходя из выше сказанного, для руководства организации важна, прежде всего, возможность располагать в нужном количестве, в нужном месте, а, главное, в нужное время таким персоналом, который необходим для выполнения производственных задач. Кадровая политика любого предприятия должна быть направлена на перспективу, чтобы сохранить стабильность предприятия в будущем. С этой целью в современных организациях используются система материального и нематериального стимулирования.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию стимулирования труда персонала в Филиале ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-
Изучить теоретические основы стимулирования трудовой деятельности персонала предприятия. -
Дать социально-экономическую характеристику филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области и рассчитать показатели по персоналу. -
Провести анализ стимулирования труда персонала в филиале ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области за 2019-2021 годы; -
Разработать рекомендации по совершенствованию стимулирования труда персонала в филиале ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области.
Объект выпускной квалификационной работы – филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области.
Предмет выпускной квалификационной работы – практические стороны управления процессом стимулирования труда персонала в филиале ФГУП «Охрана» Росгвардии по Оренбургской области.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды таких авторов, как Е. В. Баженова [2], С. А. Шапиро [4], А. Ивлев [6], А. Э. Аванесова [7], Е. И. Дьяченко, О. А. Лымарева [8], Т. А. Власова, Ю. А. Брагина [10] и других, содержащие материал по тематике исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что рекомендации, разработанные в ходе её осуществления возможны к использованию во всех филиалах ФГУП «Охрана» Росгвардии.
Информационной базой исследования являются локальные нормативные акты ФГУП «Охрана» Росгвардии, учебные пособия, научные статьи в периодической литературе и электронные ресурсы сети Интернет.
Методы исследования: анализ статистической информации; анализ внутренней документации (отчетной, кадровой); метод экспертных оценок.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Выпускная квалификационная работа выполнена на 68 страницах и содержит 8 рисунков, 2 формулы и 11 таблиц.
1. Теоретические аспекты изучения системы стимулирования персонала организации
1.1 Сущность и особенности стимулирования персонала организации
Стимулирование персонала организации является одним из методов мотивации трудового поведения объектов управления и трактуется как способ управления поведением социальных групп различного социального уровня. Иными словами, стимулирование- внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда [1, с. 116].
Прежде чем начать рассмотрение сущности стимулирования, следует изучить понятие «стимула». Стимул - внешнее воздействие на систему, приводящее к возникновению мотива для выполнения определенного действия или причина поведения человека [2, с. 12].
Каждый человек окружен стимулами- объекты естественной среды, духовные или культурные ценности, материальные предметы. Данные стимулы имеют свойство меняться с развитием человека.
Стимул выполняет роль внешнего рычага, который влияет на мотив. Стимулами могут являться: отношения (признание, похвала, доверие); воздействие (просьба, приказ, воздействие); ресурс (награда, зарплата, подарок); чужие желания, идеи и цели.
Существуют большое многообразие стимулов. Для выявления их роли и действия на отдельных сотрудников их необходимо классифицировать на виды по различным признакам.
1. В зависимости от потребностей стимулы делятся на:
1) Материальные – к ним относятся денежные и не денежные стимулы. Денежными стимулами являются заработная плата, премии, доплаты и надбавки. [3, с. 113].
Не денежные стимулы, в свою очередь, делятся на две группы:
-
стимулы, связанные с воспроизводством рабочей силы (путевки на лечение, отдых, предоставление служебного транспорта, оплата проезда к месту работы, предоставление льготных кредитов на покупку жилья, ссуды под строительство жилья, страхование имущества, автомобилей, фирменные подарки к праздникам, ко дню рождения, компенсация за питание или бесплатные обеды на работе); -
стимулы, связанные с функционированием персонала в производственном процессе (создание комфортных условий труда, организация первоклассных рабочих мест).
2) К нематериальным стимулам относятся:
a) социальные (престижность труда, возможность профессионального роста
, возможность в самоутверждении);
b) моральные (уважение со стороны друзей, родственников, коллектива организации, выражаемое в формах устной похвалы, вынесения благодарности, награждения грамотами, медалями, орденами, помещение на доску почета);
c) творческие (возможность самосовершенствования, самореализации, самовыражения);
d) социально-психологические (возможность общения, причастность к делам трудового коллектива).
2. В зависимости от направленности:
1) поощряющие (все виды поощрений);
2) блокирующие ту или иную форму трудового поведения (лишение премий, замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу).
3. В зависимости от интересов:
1) индивидуальные (совпадающие со структурой потребностей);
2) коллективные (размер доходов трудового коллектива, уровень заработной платы, премий, нематериальные стимулы, способствующие сплоченности, общности);
3) общественные стимулы применимы и к индивиду, и к коллективу и выражаются через социальные и моральные стимулы [4, с. 32-33].
Для того чтобы правильно применить стимул, нужно выяснить текущие мотивы. До тех пор, пока система мотивов находится в комфортном состоянии и удовлетворены все ее потребности, стимул не может включить мотив и побудить систему выполнять действия. Но в случае, когда у системы имеется дискомфорт, либо возможно создать такие условия, при которых он проявится, тогда стимул сможет привести мотив в действие, данный процесс и называется стимулированием.
Таким образом, стимулирование – процесс определения мотивов и применения к ним стимула для побуждения человека к определенным действия для достижения целей [5, с. 38].
Обзор научной литературы позволяет выделить следующие подходы к пониманию сущности стимулирования персоналом организации.
По мнению А.Э. Аванесовой и О.Н. Бугаева, «стимулирование – это мера внешней поддержки, благодаря которой осуществляется влияние на активность человека. Главная задача данного процесса – ускорение управленческих процессов, склонение субъекта к совершению необходимого действия, изменение поведения индивида» [7]. Е.И. Дьяченко и О.А. Лымарева считают, что «стимулирование персонала организации – это способ вознаграждения персонала за участие в производстве. Данное вознаграждение основано на сопоставлении эффективности труда и требований технологии. Стимулирование персонала организации эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями» [8].